В центре внимания
Тест 6-канального усилителя Kicx Terza AB6

«Во-первых, это красиво». Эта фраза как-то сразу приходит на ум, когда видишь этот усилитель: с таким экстерьером он точно станет украшением любой инсталляции и центром притяжения взглядов. При этом стоит хоть и не три копейки, но для своих возможностей цена умеренная, так что смело можно отнести его в набирающий популярность сегмент «доступного SQ».

Сразу для понимания – цена Kicx Terza AB6 на момент теста составляет ровно 30000 рублей. За эти деньги вы получаете 6 каналов усиления: две пары с заявленной мощностью по 70 Вт на канал и третью пару – по 120 Вт.



Первое знакомство, конструктивные особенности



Усилитель ни разу не компактный, но и не гигантский. Хотя из-за пропорций так и тянет назвать его «плитой» (в хорошем смысле) как в старые добрые времена. Длина составляет 57,5 см, ширина – 19,8 см. При таких размерах односторонняя компоновка подключений и регулировок получилась как раз в тему.

Верхняя крышка выполнена из тёмно-дымчатого оргстекла. С одной стороны, это несомненный плюс для внешнего вида. С другой, подобные решения заметно уменьшают площадь охлаждения. Но, во-первых, как показало дальнейшее изучение, усилитель греется не слишком сильно. А во-вторых, корпус здесь литой, с массивным «дном», так что усилитель можно закрепить не просто на плоскость, а немного приподнять его, чтобы его нижняя сторона тоже работала как радиатор. В общем, красота в данном случае жертв не потребовала.



Логотип на верхней крышке предлагается приклеить самостоятельно в зависимости от того, как будет установлен сам усилитель (чтобы, если что, он не оказался перевёрнутым).



Судя по пределам регулировок фильтров, усилитель может работать поканально на 3-полосный фронт или на 2-полосный фронт и сабвуфер. В какой системе фильтры будут разруливать сигнал как надо, а в какой лучше использовать процессор, посмотрим чуть позже.

В каналах прослеживается явная специализация. В первой паре – только ФВЧ с настройкой до 8 кГц, т. е. намёк на использование в ВЧ звене.



Во второй паре каналов – ФВЧ и ФНЧ, которые можно включать независимо друг от друга. Получается, это либо СЧ звено в трёхполоске, либо НЧ/СЧ звено в двухполоске.



Третья, более мощная пара каналов – это либо НЧ звено в 3-полоске, либо сабвуфер мостом. Правда, в первом случае раздел с сабом получится не выше 50 Гц, а раздел НЧ/СЧ – не выше 500 Гц. Первый намёк на то, что процессор в 3-полоске будет предпочтительней. Если же каналы 5/6 будут работать на саб, получится самое то. И особо отмечу наличие сабсоника: про него часто забывают, а штука, меж тем, весьма полезная.



В комплекте идёт проводной регулятор, который управляет уровнем в каналах 5/6.



Терминалы питания принимают кабель калибром до 2 Ga, суммарный номинал предохранителей – 120 Ампер.



Блоков питания в Terza два. Первый – для каналов 1/2 и 3/4, второй – для каналов 5/6. Экранирующие крышки тороидальным трансформаторам не то чтобы сильно нужны, но, согласитесь, без них было бы не так красиво: через тёмно-дымчатое стекло их хорошо видно.



Ёмкости во вторичных цепях БП не собраны в кучу, а распределены по плате и размещены поближе к самым требовательным в плане питания частям – выходным каскадам усиления.



Усилительные части всех шести каналов построены одинаково, разве что каналы 5/6 «смасштабированы» для получения нужной мощности – по два транзистора в плече и питаются повышенным напряжением.



На выходах трудятся «тошибовские» комплементарные пары 2SC5198 и 2SA1941.



Входная кроссоверная часть полностью реализована на метеринской плате, без субплат. Здесь замечены операционники NE5532.



Измерение параметров и характеристик



Начну, как всегда, с кроссоверной части. К ФНЧ никаких претензий, а вот у ФВЧ плавают добротности (меняется форма АЧХ при переходе от плоской части к наклонной). Так что сразу совет – если будете разруливать поканалку не процессором, а фильтрами усилителя, старайтесь по возможности выбирать значения ФВЧ не на нижних краях диапазона регулировок.



Теперь к анализу усилительной части. На малых уровнях в выходном сигнале есть гармоники, что говорит о работе усилителя с небольшими токами покоя, т. е. АВ-класс получается ближе к классу В. На самом деле в этом есть один большой плюс – усилитель меньше греется, и это подтвердилось на деле.



Спектры интермодуляционных искажений выглядят колючими, но выводы пока делать рано – нужно слушать.



Каналы 5/6 построены по тем же принципам, что и первые две пары, так что они показывают аналогичные спектры.



Распределение гармонических искажений по диапазону равномерное, с преобладанием третьей гармоники. Примечательно, что усилитель работает почти одинаково на 4 и 2 Ом, так что 2-омная акустика ему явно не противопоказана.



Фаза выходного сигнала практически не уплывает на краях диапазона, по этой части зачёт. Причём на ВЧ характер графика одинаков на 4 и 2 Ом – это вам не D-класс, у которого частота настройки выходных фильтров зависит от нагрузки.



Силовые параметры соответствуют заявке, ограничение сигнала начинается даже при чуть большей мощности, чем обещано.



Мощностные параметры, каналы 1/2 и 3/4 (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 83 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 101 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,03%

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 113 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 148 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,03%


Мощностные параметры, каналы 5/6 (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 135 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 168 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,02%

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 207 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 241 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,02


А что по звуку?



Каналы 1-4. Общий характер лёгкий, ненавязчивый. В плане динамики и передачи атаки усилитель нейтрален – ощущения замыливания не возникает, но и напускной остроты тоже нет. Звучание «светлое», немного прохладное, без томной «телесной теплоты», но в основательности не теряет. Утомления от долгого прослушивания не возникает, и это уже можно зачесть в плюсы Terza.

На самом-самом верху усилитель позволяет себе немного украшательств, совершенно незаметных на электронной музыке, но дающих повод для придирок на «живых» жанрах. С одной стороны, усилитель немного упрощает фактуру инструментов в ВЧ диапазоне, как будто лишает их «тела». С другой стороны, ничего не смазывает и сохраняет хорошую разборчивость. К тому же свистяще-шипящие звуки в вокале не выделяет, как это делают некоторые усилители.

В общем, если в приоритете «живые» жанры и естественность звуковой подачи, нужно повнимательнее отнестись к выбору твитеров. Для таких требований я бы выбрал высокочастотники с мягкой подачей. Возможно, они немного скрадут детальность, но звучание получится более естественным для слуха. Впрочем, для электронной музыки или рока выбор может оказаться совсем другим: это уже дело вкуса, по возможности нужно слушать приглянувшуюся связку и принимать решение самостоятельно.

Бас хорош по своей структуре и разборчив, хотя и не так полновесен, как в каналах 5-6. Если на НЧ звено будут отведены каналы 1-2 или 3-4, лучше предпочесть акустику с не слишком тяжёлыми мидбасовыми динамиками: они лучше раскроют звуковой потенциал усилителя.

Каналы 5-6. Предназначение этих каналов подтвердилось практически с первых мгновений прослушивания – НЧ-звено в трёхполосных системах или сабвуфер мостом. Относительно каналов 1-4 звучание на СЧ и ВЧ не такое открытое и детальное, зато с энергетикой на НЧ заметно интереснее. Бас уверенней, причём в целом он сохранил свой характер – остался плотным и собранным. С долей жирка, но умеренной – его ровно столько, чтобы сделать звучание вкуснее, не размазав структуру баса.

В плане подбора динамиков каналы 5-6 более универсальны, чем 1-4, разве что с откровенными тяжеловесами звучание будет более «жирным». Если же к этим каналам подключать мостом сабвуфер, усилитель выдаст на 4 Ом что-то около 400 Вт RMS, чего тоже хватит для большинства «гражданских» моделей.

Итоги теста. Для каких задач и систем подойдёт?



Во-первых, о концепции усилителя. Terza может работать как целиком на трёхполосный фронт, так и в системах с двухполосным фронтом и сабвуфером. В первом случае нет никаких особых ограничений по подбору акустики кроме здравого смысла, во втором – лучше отдать предпочтение акустике с лёгкими чувствительными мидбасовыми динамиками и не слишком тяжеловесным сабом. Собственные фильтры усилителя формально позволяют разрулить обе системы без процессора, но я бы предпочёл этот вариант только для 2-полоски с сабом. «Трёшку» всё же лучше строить с процессором.

Во-вторых, инсталляция. Вот тут Terza открывает множество возможностей: выглядит дорого, так что скрытые и скромные инсталляции не про него. Но с оформлением придётся постараться, усилитель этого достоин. Небольшой совет – крепите его через проставки, чтобы нижняя часть корпуса не была прижата к поверхности, это немного улучшит охлаждение. Усилитель, конечно, греется несильно, но охлаждение, как известно, лишним не бывает.

Третье. По звучанию Terza позволил к себе придраться только в сравнении с более дорогими моделями (как ни крути, а богатый внешний вид на это настраивает). Но если «спуститься на землю», то в своей ценовой категории (а это, напомню, 5000 рублей за канал на момент теста), усилитель чувствует себя вполне уверенно. По крайней мере, в сочетании с акустикой своего же ценового уровня он точно не станет слабым звеном.

  • Дорого выглядит, добротно собран
  • Фильтры позволяют организовать поканалку без процессора
  • Возможность подключения по одной паре каналов
  • Относительно низкое для АВ-класса тепловыделение

  • Повышенный КГИ на малых уровнях сигнала
  • Неидеальные характеристики фильтров



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2021 CarMus