On outdoor stage
Тест морских акустических систем JBL Stage Marine размера 6.5 и 8 дюймов

В этом году морские новинки появляются не как обычно – в основном в конце сезона и в межсезонье. Впрочем, кто сказал, что это не вовремя? Во-первых, многие начинают заниматься своими катерами как раз сейчас, а не когда они на воде. Во-вторых, морская техника – она же не только для судов. Багги и квадрики – транспорт всесезонный, а музыку на них тоже иногда хочется заиметь. В общем, сегодня в лаборатории очередная новинка, на этот раз от JBL. Недавно я разобрал возможности сабвуфера серии Stage Marine, а сейчас пришло время изучить в деталях акустику.

Серия Stage – начальная в линейке JBL, а потому цена не кусается. Для 6,5-дюймовой модели она составляет 7990 рублей, а 8-дйюмовая стоит 11490 рублей.



Обе модели поставляются в двух вариантах – с белыми и серыми грилями. Вторые, стало быть, можно отнести не столько к категории Marine, сколько к Power Sport.

Первое знакомство, конструктивные особенности



Традиционно для влагозащищённых динамиков, JBL Stage Marine построены на пластиковых корзинах. Грили – несъёмные.





До моторов не добраться – герметично закрыты пластиковыми кожухами. Пока лишь можно отметить, что они у 6,5-дюймовой и 8-дюймовой модели разные.





Клеммные терминалы выглядят незащищёнными, но при ближайшем рассмотрении можно заметить прозрачный защитный компаунд на местах пайки. Провода к твитерам уходят непосредственно от клемм, фильтрующие конденсаторы в обоих динамиках скрыты под фланцами несъёмных грилей.



Подводящие проводники – изолированные. В 6,5-дюймовой и 8-дюймовой моделях крепления диффузора к каркасу катушки организованы по-разному, но в обоих случаях места пайки к проводам звуковых катушек тоже под слоем защитного компаунда.





Диффузоры – полипропиленовые, верхние подвесы – бутиловая резина. Тут всё традиционно для влагозащищённых динамиков.





Твитеры выполнены прямо в грилях. В 8-дюймовых динамиках это классические 25-миллиметровые купола. Материал в описании не указан, но похоже на ПЭТ (он же полиэтилентерефталат, майлар, лавсан и т. д.).



В 6,5-дюймовых динамиках твитеры из того же материала, но другие по своей геометрии – «сбалансированный купол».



Тыльные стороны твитеров открыты, но опять же залиты защитным компаундом. Так что заявленная степень защиты IPX5, судя по всему, обеспечивается: брызг и повышенной влажности динамики не боятся.



Перед измерениями ещё раз заглянул в коробку. В комплекте идут винты из нержавейки под шестигранник, заботливо вложена бита для отвёртки или шуруповёрта, и плюс – уплотнительная лента для герметичной установки динамика. В общем, вся необходимая крепёжная мелочёвка.



Измерение параметров и анализ работы динамиков



Часто производители делают модели одной серии, но разных размеров на одной базе и с одинаковыми «моторами». Здесь же – совершенно другой подход, каждый динамик явно строился под свои требования. Постараюсь выяснить, в каких случаях лучше выбирать 6,5-дюймовую модель, а в каких – 8-дюймовую.



Измеренные параметры Stage Marine 6,5 дюймов:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 76 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 6,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,45
  • Qes (электрическая добротность) – 0,70
  • Qts (полная добротность) – 0,63
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13,2 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,5 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,1 дБ


Измеренные параметры Stage Marine 8 дюймов:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 58 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 13,3 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,70
  • Qes (электрическая добротность) – 0,57
  • Qts (полная добротность) – 0,52
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 31,6 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,8 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,8 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,7 дБ


JBL Stage Marine 6.5. Наглядный пример правильного динамика для Free Air, рассчитанного на повышенную громкость: оптимальная добротность, не слишком тяжёлая подвижка и жёсткая центрирующая шайба (маленький Vas), чтобы удерживать диффузор от разбалтывания. Сил у мотора достаточно, чтобы чувствительность получилась немного выше средней для 6,5-дюймого калибра.



Резонансов в самой подвижке и подвесах практически не возникает, так что в зоне ответственности мидбасового динамика на АЧХ и ФЧХ обошлось без резких переломов. Твитер неплохо стыкуется с мидбасовым звеном, и хоть совсем перепадов фазовой характеристики избежать не удалось, в целом получилось очень даже неплохо. Искажения на приемлемом уровне, тут всё в порядке.



JBL Stage Marine 8. Достаточно тяжёлая подвижка, но и мотор неслабый, так что в итоге чувствительность не просела. Центрирующая шайба тоже жёсткая, но это одно из необходимых условий для Free Air, ведь при такой установке ход диффузора не сдерживается «воздушной подушкой». Если бы подвес был мягче, динамик охотнее разбалтывался бы на НЧ.



За счёт тяжелой подвижки отдача мидбасового динамика на верхнем краю СЧ диапазона скромнеет, так что АЧХ и ФЧХ на стыке с твитером не такие ровные, как у 6,5-дюймовой модели. Но это если смотреть по оси. На деле же никто не упирается в динамики в лоб, а даже под небольшим углом всё выравнивается. Искажения на НЧ невысокие, так что басовый потенциал у динамика приличный. Собственно, как раз то, за что и выбирают 8-дюймовые модели.



А что по звуку?



JBL Stage Marine 6.5. Первое, что сразу обращает внимание – это высокая перегрузочная способность. Динамики позволяют прилично так наваливать громкость, не получая ранних искажений. В какой-то момент становится даже немного боязно за динамики, так что ФВЧ в головном устройстве или усилителе я бы всё же включил – будет меньше риска спалить их.

Звучание ровное, без крикливости, так что непреодолимого желания сделать потише не возникает. Когда находишься в ближнем поле, есть акцент на ВЧ (это и по подъёму АЧХ на верхах видно), но на расстоянии всё выравнивается. Да и когда находишься близко, но динамики видны под углом, всё тоже вполне приемлемо. На НЧ динамики чувствуют себя уверенно, звучание основательное, хотя с сабвуфером «басовой массы», разумеется, будет побольше.

JBL Stage Marine 8. Динамики заметно более басовитые. Причём бас не акцентируется как-то особо и не начинает толкать в грудь при увеличении громкости – он просто есть, «мясной», неожиданно глубокий, и его более чем достаточно. Вопрос о сабвуфере с этими динамиками уже не так однозначен, как с 6,5-дюймовыми: поддержка снизу в большинстве случаев им просто не нужна, справляются сами.

Как и у 6,5-дюймовой модели, звучание ровное, без крикливости, и даже чуть более сдержанное на СЧ – сказывается большая масса подвижки. Хотя, на мой взгляд, отсутствие крикливости – это плюс обеих моделей: можно включать погромче, при этом дискомфорта не возникает. На ВЧ у 8-дюймовых динамиков тоже похожий характер: когда находишься близко к динамикам, верха несколько выделяются, но когда от них отходишь, эта особенность уходит.

Итоги теста. Для каких задач подойдут?



Обе модели имеют схожую концепцию, хоть и построены по-разному: они хорошо звучат, когда находишься рядом с ними – основательно на НЧ, без крикливости на СЧ и достаточно легко на ВЧ. И в то же время не боятся перегрузок и сохраняют характер звучания, когда делаешь погромче и отходишь от них на некоторое расстояние.

6,5-дюймовую модель я бы выбирал в системы с сабвуфером, хотя динамики сами по себе неплохо работают на НЧ и не перегружаются при малейшем увеличении громкости. Как вариант, саб можно выбрать из той же серии Stage Marine, который я как раз недавно разбирал. 8-дюймовая акустика более басовитая и, можно сказать, самодостаточная – лучше всего она покажет себя в системах без сабвуфера.

  • Высокая перегрузочная способность обеих моделей
  • Комфортное звучание как рядом с динамиками, так и на расстоянии
  • Басовый потенциал 8-дюймовой модели позволяет обойтись без саба
  • Оптимальны для оформления Free Air (или больших корпусов)

  • Не подойдут для установки в тесные корпуса для тауэрного крепления



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2022 CarMus