Free Air для open air
Тест 10-дюймового морского сабвуферного динамика Clarion CMSP-101RGB

У меня в лаборатории уже побывали первые новинки Clarion Marine Audio – акустика и усилитель. И знаете, я был приятно удивлён: Clarion не пополнил ряды брендов, которые «выезжают» на былых заслугах, а сделал качественный шаг на несколько ступенек выше. Сегодня на изучении сабвуфер и, надеюсь, он тоже не подведёт. Как всегда, постарался разобрать его характерные особенности и нюансы применения.

Модель CMSP-101RGB относится к серии Premium и имеет два варианта исполнения – с импедансом 4 и 2 Ом. Цена не зависит от версии и на момент теста составляет 19875 рублей. Сегодня на изучении – 4-омный вариант.



Первое знакомство, конструктивные особенности



В отличие от акустических систем этой же серии, сабвуфер продаётся без защитных грилей. Но гриль можно купить отдельно, на выбор предлагаются белый и серый.





А можно и не покупать, перед диффузором закреплена конструкция, которая в какой-то мере его тоже защищает.



Несмотря на крепление винтами, эту конструкцию можно считать несъёмной: в ней находятся светодиоды подсветки, а провода проходят внутри одной из дуг. Правда, сами светодиоды не видны даже при намеренных попытках заглянуть под кольцо.



Подсветка подключается к 12-вольтовому питанию отдельным кабелем, в комплекте идёт ответная часть разъёма. Подключение динамика к усилителю традиционное – через клеммы типа «лопатка».



Подсветка работает по стандартной RGB-схеме: комбинируем подключение разных проводов к питанию – получаем разные цвета свечения.



Диффузор – полипропиленовый. С лицевой стороны он имеет глянцевое покрытие, а вот с тыльной фактура больше похожа на шлифованный алюминий.



Корзина выполнена из ASA-пластика (акрилонитрилстиролакрилат). Магнитная система полностью закрытая.



«Окна» под центрирующей шайбой – никакие не окна, а элементы жёсткости, укрепляющие корзину в средней части динамика.



Диаметр звуковой катушки в описании не указан, но, судя по нижней части диффузора в месте стыка с центрирующей шайбой, её калибр – 2,5 дюйма.



Все элементы, разумеется, имеют влагозащищённое исполнение, включая подводящие проводники.



Измерение параметров и анализ работы сабвуфера



Описание приводит развёрнутый список электромеханических параметров, так что сравнить есть с чем. Измерения показали хорошее совпадение с заявкой плюс-минус совсем мелочи.



Заявленные/фактические параметры Clarion CMSP-101RGB:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 47 Гц / 48 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 25 л / 22 л
  • Qms (механическая добротность) – 11,53 / 10,53
  • Qes (электрическая добротность) – 1,01 / 0,77
  • Qts (полная добротность) – 0,93 / 0,72
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 68 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 10,5 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 4,1 Ом / 4,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,0 дБ / 86,8 дБ


Если коротко, то имеем почти классический сабвуфер для оформления Free Air. И дело не только в добротности Qts – многие почему-то смотрят только на этот параметр, хотя для сабвуфера он вообще не главный. Для использования в этом оформлении важно иметь сочетание трёх факторов: лёгкая подвижная система – это раз, сильный мотор – это два, не слишком мягкая центрирующая шайба – это три.

Так что неудивительно, что описание даёт единственную рекомендацию акустического оформления – Free Air. Это не значит, что позади динамика должно быть полностью открытое пространство, достаточно иметь объём в несколько раз больше параметра Vas, чтобы динамик не получил с тыльной стороны слишком упругий «воздушный подпор». В данном случае это от 70-80 литров и больше.

Для интереса смоделировал поведение саба при работе не только на открытое пространство, но и в замкнутом салоне автомобиля. Тем более, среди чисто автомобильных динамиков найти предназначенные для Free Air сегодня ну очень сложно, а тут – вот он, готовый вариант.



Тот самый случай, когда измеренная АЧХ динамика как раз соответствует оформлению Free Air и работе на открытое пространство (так сказать, Free Air для open air). Так что ниже 150-200 Гц она ожидаемо совпадает с расчётной, но меня в данном случае интересовал участок выше по частоте, ведь именно там обычно вылезают резонансы динамика.



В ходе измерений выяснилось, что динамик умеет неплохо работать в мидбасовом диапазоне и чуть ли не забираться в СЧ диапазон. Объяснение этому «феномену» можно найти в тех же параметрах – подвижка непривычно лёгкая, у нынешних 10-дюймовых сабов она в среднем раза в два тяжелее.

Считаю, что такие способности сабвуфера можно только приветствовать. Если в классических автомобильных системах сабу достаточно уметь работать в самом низу, а мидбасовый диапазон лучше возложить на основную акустику, то в системах дальнего поля сабвуфер обязан иметь расширенный вверх рабочий диапазон. Это позволит поднять частоту стыка сабвуфера и акустики, тем самым «разгрузить» акустику и получить дополнительный запас неискажённой громкости.

Ну и, как обычно, посмотрел искажения. Измерение проводил на средней громкости, ход диффузора достигал примерно 8 мм peak-to-peak. Уровень КГИ в рабочей полосе частот больше характерен для мидбасового динамика, нежели для саба, так что с линейностью магнитной системы тут явно всё в порядке. При снижении частоты искажения ожидаемо растут, но выходят за отметку 3% только к 20 Гц, т. е., фактически, уже за пределами рабочего диапазона.



Оценка характера баса



Чтобы выявить особенности баса, установил динамик в самый большой имеющийся у меня корпус – что-то около 50 литров. Это не free-air, но определённые выводы сделать позволяет.

Лёгкая подвижная система даёт о себе знать – инертность не чувствуется, басовые хвосты не тянутся, бас неожиданно собранный и «подвижный». Саб не лезет в глубокие глубины, но самую «мясную» информативную часть басового диапазона подаёт плотно, при качественной установке можно добиться увесистого «концертного» басового удара в грудь. Ну и на мидбасе, опять же, не теряется – настраивать стык с акустикой можно без оглядки на способности саба.

К слову, об установке. Требователен к жёсткости посадочного места, но это, скорее, не особенность конкретной модели, а физика басового звена вообще. В любом случае, по возможности желательно укрепить стенку, в которую динамик будет врезаться. Не тупо оклеить виброй, а именно укрепить, сделать жёстче.

Коротко по делу



Пока «новый» Clarion радует. Как и в случае с акустикой и усилителем, сабвуфер сделан не по принципу «что получилось, то получилось», а явно с осознанием задач, которые он должен выполнять.

Во-первых, динамик не пытается прикинуться универсальным, он заточен исключительно под установку Free Air (ну или просто в большой объём от 70-80 литров и выше).

Во-вторых, у него нет инертности, характерной для большинства современных сабов, он отзывчиво откликается на подаваемый сигнал и не дудит на НЧ, бас получается динамичный, артикулированный. Как следствие, умеет работать не только в своём, сабвуферном диапазоне, но и забираться в мидбасовый. А это значит, что с ним можно построить громкую систему, не потеряв плотности, ударности звучания.

Ну и в-третьих, динамик просто хорошо выглядит и качественно собран, с ним приятно работать. Плюс имеет RGB-подсветку, которая в иных случаях тоже окажется весьма кстати.

  • Качественные материалы, качественная сборка
  • Хорошо работает в оформлении Free Air (и просто в большом объёме)
  • Лёгкая подвижная система позволяет получить «быстрый» бас
  • Даёт свободу в настройке стыка с акустическими системами
  • Встроенная RGB-подсветка

  • В корпусной установке не раскроет своих возможностей



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus