Таков путь
Тест 12-канального усилителя со встроенным 16-канальным процессором Musway M12

Бренд Musway его создатели расшифровывают как «Music is the way», и на этот раз дорожка завела к страждущим улучшить штатное аудио, во что бы то ни стало сохранив все динамики, щедро разбросанные производителем по салону. Переубедить таких автовладельцев, что счастье не в количестве, обычно сложнее, чем предложить им многоканальное решение.

Сразу о ценовом уровне Musway M12. На момент теста его составляет 99900 рублей. Дорого это или нет? А давайте посмотрим. За эти деньги вы получаете целых 12 каналов усиления (а ведь это, на минуточку, три четырёхканальника) и аж 16-канальный аудиопроцессор. «Лишние» 4 канала выведены в RCA-разъёмы, к ним можно подключить другие усилители.



Первое знакомство, конструктивные особенности



Для 12-канальника корпус имеет смешные размеры – 34 х 17,2 х 4,8 см. Для понимания, это немного уже обычного листа А4 и всего на 4 с небольшим сантиметра длиннее его.



По бортам корпуса предусмотрены вентиляционные окна. Справа (если смотреть со стороны разъёмов) – побольше, с этой стороны внутри имеется кулер.



С противоположной стороны – окна поменьше.



Для выходов на акустику, высокоуровневых входов и сигналов Remote в комплекте идут «хвосты» с разъёмами. Плюс 1,5-метровый USB-кабель для подключения к ноутбуку (между прочим, можно было бы и подлиннее).



К слову, в M12 предусмотрен вход Reverse – он подключается к лампе заднего хода. При подаче на него плюса процессор автоматически переключается на высокоуровневый вход, чтобы не «потерять» сигналы штатных парктроников. Хотя можно пойти и по другому пути – в программе поставить галочку «Hi Level Mixing», и тогда звуки от штатки будут подмешиваться к выходному сигналу постоянно, независимо от того, какой источник активен.

По высокоуровневым входам M12 может работать с сигналом до 24 Вольт (среднеквадратическое значение). Их входной импеданс – 13 Ом, так что обманка для «шибко умных» штатных систем может и не понадобиться.



Запас по перегрузке линейных входов – 6 Вольт, а для AUX-входа – и вовсе 8 Вольт (тоже среднеквадратическое значение).

Одна из примечательных фич – физическая регулировка входной чувствительности. Реализована раздельно для AUX, каналов 1-6 (линейные и высокоуровневые входы) и каналов 7-12 (только высокоуровневые входы).



Питание подаётся полноценно – через терминалы, спокойно принимающие кабель 2 Ga (часто в подобных процеусях питание заведено в общие фишки). Впрочем, суммарный номинал предохранителей 80 Ампер как бы намекает, что тонкими проводами было бы не обойтись.



Попробовал оценить начинку, но некоторые элементы расположены с нижней стороны платы, и увидеть их можно, только раскидав всё целиком. К примеру, я так и не добрался до процессорной части. Описание на этот счёт ограничилось «DSP 64 бит, 295 МГц», но инсайдерские источники намекнули на использование ADAU1466.



Суммарная мощность серьёзная, поэтому не обошлось без кулера. Кстати, довольно качественный и недешёвый Sunon с магнитным «подшипником» (точнее, системой MagLev) – тихий и долговечный.



А это входная часть. Операционники – JRC4580. Судя по всему, цифровая часть скомпонована тоже где-то здесь, но с нижней стороны платы.



Блок питания. Вместо тороидальных трансформаторов – более компактные на Ш-образном сердечнике и с плоскими проводниками.



Чипы усилителей прижаты небольшим радиатором. Поначалу это удивило – неужели такого маленького теплоотвода достаточно для 12 каналов?



Оказалось, чипы расположены снизу и прижаты к самому корпусу, а радиатор просто выполняет роль прижимной планки и не даёт перегреться плате в месте пайки чипов.



Настройка встроенного процессора



Здесь долго останавливаться не стану, отмечу лишь основное. Musway использует одну программу для всех своих процессоров, что, на мой взгляд, очень удобно. Единственное условие – нужно скачать последнюю версию (на момент выхода M12 это 3.0). Установки не требует, скачал – и можно запускать.



Внешний вид главного экрана привычен, маршрутизацию каналов можно задавать галочками прямо в нём, а при необходимости настроить уровни – вызвать окно с «матрицей» регуляторов. Выходные каналы можно переименовать, правда, новые имена отображаются только в главном окне.



Важный нюанс, о котором упоминал чуть выше, – возможность подмешивать сигнал с высокоуровневых входов независимо от того, какой вход активен в настоящий момент. За это отвечает галочка «Hi Level Mixing» в верхней части окна. Дополнительно можно настроить уровень подмешиваемого сигнала.



Отдельно можно указать, какие каналы считать сабвуферными. Это понадобится, если к процессору будет подключен пульт, чтобы он корректно регулировал уровень саба.



И ещё одна удобная штука – это калькулятор задержек. Вводим расстояния до динамиков, жмём «Delay calc», и вуаля – процессор сам устанавливает задержки относительно самого дальнего динамика. Потом останется только немного скорректировать.



Шаг задержки – 0,021 мс, максимальная задержка – до 17,688 мс (эквивалентно «отодвиганию» на 6,92 м). И да, их не обязательно «двигать» раздельно по каждому из каналов, каналы для этого можно объединять в группы (это независимо от стандартного «линкования» каналов).



Измерение параметров и характеристик



Изучать работу фильтров с современными процессорами нет никакой необходимости, поэтому начну сразу с анализа усилительной части.

На малых уровнях полезного сигнала чуть добавляется артефактов на ВЧ, но они особой погоды не делают. С повышением уровня полезного сигнала они пропадают. Спектры паразитных гармоник умеренные.



Картинка интермодуляционных искажений больше характерна для АВ-класса: паразитныых гармоник очень немного на НЧ и СЧ и чуть больше на ВЧ. Но гармоник высоких порядков почти не появляется, что должно хорошо сказаться на звучании – это оценю чуть позже.



Распределение 2 и 3 гармоник плюс-минус одинаковое по всему спектру. Самый низкий КГИ, как обычно, на средних частотах.



Интересно проявила себя работа фильтра ЦАП – очень похоже на brick-wall. Неожиданно.



А теперь – количественная оценка гармонических искажений и определение силового запаса. При измерении нагружал 4 канала из 12: это как-то больше соответствует реальной жизни (вряд ли на все 12 каналов будут работать на одни только мидбасы и сабвуферы).



Мощностные параметры Musway M12 (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 76 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 94 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,012%
  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 122 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 153 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,02%


А что по звуку?



Характер звучания M12 чем-то напоминает предыдущие усилители Musway, побывавшие в лаборатории. Он не стремится утомить уши звенящей ледяной «воздушностью», но неожиданно комфортно передаёт СЧ диапазон, в котором лежат основные тона большинства инструментов и вокала (спасибо низким интермодуляционным искажениям в этом диапазоне). Как результат – спокойное и комфортное звучание, которое наверняка понравится ценителям инструментальной музыки, блюза, джаза.

НЧ диапазон плотный, основательный, хотя фактура баса немного сглаживается. Но при этом бас-бочка хорошо так толкает в грудь, да и на ритмичной электронике удар получается плотный, сочный. Причём эта плотность сохраняется даже при значительном увеличении громкости, так что с энергетикой у усилителя явно всё в порядке.

Итоги теста. Коротко по делу



Формат усилителя сам по себе определил область его применения – апгрейд штатных систем с большим числом каналов. Силовой запас достаточный, причём каналы можно объединять в мост – больше 200 Вт с каждого моста на 4 Ом, этого хватит для большинства мидбасовых динамиков. По звуку усилитель показал себя достойно – комфортное звучание, которое можно слушать долго, не испытывая усталости. В общем, компактное и удобное в инсталляции решение, которое решает сразу множество задач.

  • По высокоуровневым входам может принимать сигнал до 24 Вольт
  • При подключении по ВУ обманка, скорее всего, не понадобится
  • Возможность подмешивания сигнала с высокоуровневых входов
  • Быстрый запуск программы настройки, установка не требуется
  • Каналы можно объединять в мост

  • Кабель USB в комплекте коротковат
  • Весьма ощутимый нагрев корпуса



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus