Трансформируйся
Тест компонентных акустических систем CDT CL-60.5

Калифорнийцы CDT Audio – нечастый гость лаборатории, но, надеюсь, в ближайшее время будет возможность изучить технику этого бренда подробней. Компания интересна тем, что не катится по колее «бум-тыц – новинка – деньги давай», а применяет оригинальные разработки, большинство из которых весьма необычны (взять хотя бы их эллиптические фильтры с крутизной до 60 дБ/октава). Тем более, опыт в этом деле немалый: имя CDT Audio стало известно широкой публике в 1996 году, а вообще компания существует ещё дольше – до этого она занималась ОЕМ-производством для других брендов.

Но сегодня пока не стану лезть в высокие материи, а изучу акустику начальной серии CL (Classic). Всего у CDT Audio три серии – на ступеньку выше стоит HD (High Definition), и самая верхняя серия – ES (Euro Sport).

Модель CL-60.5 стоит 8900 рублей – вполне демократично. В ней обошлось без традиционных для CDT необычных технологий, хотя стандартной конструкцию тоже не назвать – динамики по желанию могут быть компонентными или превращаться в коаксиалы.



С такими возможностями можно собрать всю систему с фронтом и тылом, используя всего одну модель – получается удобно, и в плане сбалансированности имеем одни плюсы.

Первое знакомство, конструктивные особенности



По умолчанию акустика идёт в компонентном исполнении. В центре – неподвижная фазовыравнивающая «пуля».



Её можно выкрутить и заменить конструкцией для крепления твитера – всё необходимое уже идёт в комплекте.





Провод от твитера протягивается внутри стойки, сам твитер защёлкивается в чашке, и получается лаконичный и аккуратный коаксиальный «грибок».



НЧ/СЧ динамики построены на штампованных корзинах, моторы – средних размеров. По этой части всё более-менее привычно.



Диффузоры – прессованная целлюлоза. С лицевой стороны – полимерное покрытие, с тыльной – традиционная бумажная фактура.



Диффузоры неожиданно жёсткие, в том числе за счёт криволинейной образующей конусов. При измерениях, кстати, будет хорошо видно, что это помогло напрочь лишить их внутренних резонансов.



Примечательный момент – подводящие одеты в полимерную изоляцию. По идее, в таком исполнении они должны лучше держать форму. Звуковая катушка – диаметром 1 дюйм.



Твитеры очень компактные – диаметр корпусов всего 3,6 см. В описании говорится о 19-мм куполах, хотя на деле они немного крупнее.



В комплекте идёт куча мелочёвки для врезки в плоскость и наружного монтажа.



Кроссоверы компактные и лёгкие, так что их можно закрепить пластиковыми хомутами в любом подходящем месте, хоть на жгуте проводки. Отверстия по углам корпусов как бы сами на это намекают.



В этой модели обошлось привычными решениями (хотя в той же серии CL есть модели и с более навороченными кроссоверами). В НЧ/СЧ звене – фильтр нижних частот первого порядка (катушка на сердечнике), в цепи твитера – фильтр второго порядка с аттенюацией.



Впрочем, простота или сложность фильтров ни о чём не говорит. Важнее то, как они подходят к характеристикам самих излучателей. В общем, перехожу к измерениям.

Измерение параметров и анализ работы динамиков



НЧ/СЧ динамики – классика дверной установки и попытка достичь оптимума буквально в каждом параметре. Резонансная частота не самая низкая, но и не высокая – средний бас обещают отработать честно. Добротность повышена, но ровно настолько, чтобы «поддать пару» внизу, не сваливаясь в расхлябанность. Жёсткость у подвесов средняя – динамик не стал тугим, но остался малочувствительным к объёму, в который установлен. В общем, результат вполне удачных компромиссов.



Измеренные параметры НЧ/СЧ динамиков CDT CL-60.5:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 64 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 11 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,99
  • Qes (электрическая добротность) – 1,01
  • Qts (полная добротность) – 0,88
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13,7 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,1 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,6 дБ


Конечно, широкополосным эти НЧ/СЧ динамики я бы не назвал, но спад отдачи по оси начинается только выше 5 кГц, да и то очень плавный. При этом всё ровненько, без откровенных горбов и провалов.



Собственно, ровная АЧХ – это уже следствие. Исходная причина – отсутствие резонансов в диффузоре и подвесах. Наглядно это видно по фазовой характеристике (едва заметный задемпфированный артефакт в районе 1 кГц не в счёт):



С искажениями картина вполне ожидаемая, тут тоже ничего криминального. КГИ меньше 1% практически во всём диапазоне, и плавный рост с понижением частоты. Кстати, 3% достигается только на 40 Гц, т. е. уже в зоне ответственности сабвуфера.



Особенность твитеров – малая зависимость формы АЧХ от угла разворота. Проще говоря, разворотом пищалок можно регулировать уровень ВЧ, характер верхов при этом будет меняться не очень сильно. Это и прослушивание подтвердило, но об этом чуть позже.



Шёлковые купола не ломает: фазовая характеристика – практически идеальная. Причём при снижении частоты график достаточно долго не начинает загибаться. По опыту, такое бывает только у твитеров с достаточно сильными моторами:



Об этом же говорит и график искажений – КГИ не растёт даже с приближением к резонансной частоте. Как показало прослушивание, всё это и на характере верхов сказалось положительно.



Теперь о том, так кроссовер сводит полосы. Если вернуться к графику импеданса, то электрически полосы стыкуются где-то в районе 3 кГц. Но с учётом характеристик излучателей акустический стык получается в районе 5-6 кГц:



А что по звуку?



Интересное дело – акустика «заиграла» не сразу, потребовалось некоторое время на её разминку. В общем-то, обычное дело, просто здесь разница показалась слишком заметной. Поначалу в звучании присутствовал окрас, который не то чтобы выделял, но как-то заставлял обращать внимание на вокал. Уже после нескольких часов работы звучание заметно выровнялось, стало естественнее ложиться на слух и даже увлекать. Это неудивительно, обратите внимание на фазовые характеристики динамиков – ни одного сколь-нибудь значимого резонанса.

Общий характер оказался приятный – ровный, сбалансированный, без явного выделения отдельных диапазонов. С динамикой всё в порядке – без лишней остроты, но и без замыленности, звучание воспринимается как-то легко, открыто.

Понравилось, что твитеры не тянут внимание на себя, даже если направлены в сторону слушателей, и в то же время не слишком сильно меняют характер ВЧ при развороте. Да и вообще, акустика оказалась неожиданно лояльной к взаимному расположению твитеров и НЧ/СЧ динамиков – считаю это большим плюсом. Если не напортачить с фазировкой, звучание получается цельным, верха не начинают присвистывать или отслаиваться основной от музыкальной картинки. И это при том, что фактический раздел с НЧ/СЧ звеном не самый низкий. Предположу, что на руку сыграл небольшой «перехлёст» полос. Да и вообще, над кроссовером (при всей его лаконичности и кажущейся простоте) тут явно хорошо потрудились, подогнав его под характеристики излучателей.

Внизу акустика звучит уверенно, хотя «косить под сабвуфер» не пытается. Бас вроде бы и не облегчённый, но и не гипертрофированный. Фактура слегка сглажена, но до гудения или дряблой раздутости не доходит, приятная собранность всё же есть. Стыковать будет легко с любым 10- или 12-дюймовым не слишком тяжеловесным сабом.

Итоги теста. Для каких задач подойдёт?



Очень приятная акустика для тех, кто уже задумывается о хорошем звуке, но не готов тратить много денег на аудиосистему. Можно сказать, «начальный уровень SQ». Звучит ровно, сбалансированно, как-то легко и естественно ложится на слух. Подберите этой акустике приличный (не обязательно дорогой) усилитель, достойный сабвуфер, и результат, уверен, порадует.

  • Трансформируемая конструкция, идеально для систем с тылом
  • Компактные твитеры и кроссоверы удобны в установке
  • Редкая в этой ценовой категории фазовая линейность излучателей
  • Кроссовер несложный, но хорошо учитывает особенности излучателей

  • Сколь-нибудь серьёзных и значимых минусов не обнаружено



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus