Когда нужно больше каналов
Тест 10-канального усилителя со встроенным 12-канальным аудиопроцессором Nakamichi NDST500A

На этот раз у меня в лаборатории побывал ещё один «процеусь» для многоканальных систем – с 12-канальным DSP и 10 собственными каналами усиления (фактически, два 4-канальника и 2-канальник в одном корпусе). Причём всё это уместилось в очень даже умеренную для такого набора цену.

На момент теста Nakamichi NDST500A стоит 41390 рублей. Альтернатив ему в этой ценовой не припомню, так что результаты теста, полагаю, будут интересны многим. Как обычно, сначала пройдусь по конструкции, а потом – много измерений и впечатления от прослушивания разных пар каналов (они тут неравнозначные).



Первое знакомство, конструктивные особенности



Размеры у «пятисотого» – всего 25 х 17,3 х 5 см. Правда, разъёмы разведены на две стороны, это немного увеличивает необходимое для инсталляции место. Но учитывая, что в эти габариты заключён 10-канальный усилитель, получается всё равно очень компактно.



Каналы 1/2 – самые мощные, в них трудится чип D-класса TDA-8950TH. Заявка обещает 2х80 Вт на 4 Ом или в мост 300 Вт на 4 Ом.

Каналы 3/4 и 5/6 собраны на тех же TDA-8950TH, но, судя по всему, с «масштабированием» по питанию – в них заявлена мощность по 40 Вт на 4 Ом. Работа в мост в этих каналах не заявлена (теоретически возможна, но смысла не имеет, об этом скажу чуть дальше).

Каналы 7/8 и 9/10 собраны на TDA-7851L – это уже АВ-класс. Для них обещано по 25 Вт на 4 Ом или по 50 Вт на 2 Ом. Эти каналы тоже не мостятся.

Если такая конфигурация чем-то не устраивает, ничто не мешает использовать вместо встроенных внешние усилители – все каналы процессора выведены в разъёмы RCA.





По входам и источникам ситуация следующая:
  • 6-канальный высокоуровневый вход (принимает сигнал с амплитудой до 13 Вольт),
  • отдельный 2-канальный линейный вход,
  • цифровой вход (на выбор – оптика или коаксиал, до 96 кГц/24 бит)
  • встроенный Bluetooth-модуль, поддерживает аудиопоток SBC,
  • подключаемый внешний Nakamichi NDS10B с поддержкой ААС и aptX.


Ещё можно подключить опциональный проводной пульт NDS-AC2, но если не нужна оперативная регулировка громкости, часть «пультовых» функций доступна через приложение для смартфона.

Все «хвосты» подключения, как обычно, идут в комплекте. Для высокоуровневых входов – свой «хвост», для выходов усилителя – свой. Сечения проводов адекватные.



Питание и выходы более мощных каналов 1/2 выведены в привычные клеммные терминалы. Доступ к зажимным винтам скрыт под алюминиевой планкой на магнитном креплении.



Внутри усилитель ещё компактнее, чем снаружи.



Термонагруженные элементы удачно распределены по корпусу: силовые транзисторы блока питания – с одной стороны, микросхема АВ-класса каналов 7/8 и 9/10 – с противоположной, а микросхемы D-класса каналов 1/2, 3/4 и 5/6 расположены с нижней стороны платы и прижаты к поверхности в средней части корпуса.



Процессорная часть вынесена на субплату вторым этажом. И она тут неожиданно сильная – математика возложена на ADAU1452 (такой же используется, к примеру, в процессорах Resolut). Больше того, логотип Hi-Res Audio на коробке даёт повод предположить, что сигнал обрабатывается с частотой 96 кГц (в большинстве процессоров среднего уровня – 48 кГц).



В остальной части всё чуть попроще, но тоже недурно: ЦАП Asahi Kasei AK4438 Velvet Sound (каналы 3-10), Cirrus Logic CS4344 (каналы 1/2 и 11/12). За преобразование аналога в цифру отвечает Asahi Kasei AK5720. Единственное, что выглядит скромно на таком фоне – это операционники NE5532, так что резерв для любителей твика, считаю, тут есть.

Управление и настройка



Управляется процессор двумя способами – с компа или со смартфона через Bluetooth. Программа для компа скачивается с официального сайта, там же есть QR-код и ссылки на приложения в Play Маркет и App Store. Перечислять все фичи софта нет необходимости, отмечу несколько важных, на мой взгляд, особенностей.

В программе для компа есть один удобный момент: в левой части есть схематичное изображение системы, причём динамики «расставляются» точно согласно конфигурации. При большом количестве каналов это позволяет легче в них ориентироваться.



Типы каналов выбираются из списка, так что при первичной настройке «набросать» конфигурацию можно в считанные минуты. Фильтры при этом встают в безопасные значения, так что систему после этого можно смело включать и продолжать настраивать уже «на живую».



Важная фича процессора – возможность подмешивания сигналов, причём в качестве «mixer source» (подмешиваемый источник) можно выбрать любой вход.



Настраивать эквалайзер можно просто таская мышкой точку на графике. При этом в процессоре задействуется обработка только нужного числа полос. Добротность от 0,4 до 29 – для любых разумных применений с запасом.



Произвольного линкования каналов не предусмотрено, но можно залинковать парами левые/правые каналы. Это объединяет настройки эквалайзера и фильтров, а настройки задержек остаются индивидуальными. Максимальные задержки – 20 мс, это эквивалентно «отодвиганию» почти на 7 метров.

В память процессора можно записать до шести настроечных пресетов. Переключаться между ними можно либо с пульта (докупается отдельно), либо из приложения на смартфоне.



Приложение для смартфона условно разделено на две части. На первом экране – регулировка громкости и уровня саба плюс простая регулировка тембра и выбор пресетов. Эдакая альтернатива пульту, если его вдруг решили не подключать. В расширенных настройках (advanced settings) можно настраивать всё то же самое, что и в программе для компа. Не так наглядно, но главное, что функциональность приложения полноценная, не урезанная.



Измерение параметров и характеристик. Мощные каналы 1/2



Во многих «процеусях» с неравнозначными каналами самые мощные часто делают по остаточному принципу, мол, на мидбас или сабвуфер сойдёт. В случае с NDST500A всё оказалось не так – результаты измерений выглядят прилично, да и прослушивание не расстроило.

Спектры выходного сигнала относительно чистые, гармоники высших порядков имеют совсем низкий уровень, «жёсткие» нечётные гармоники заметно ниже чётных. При подаче двухтональных сигналов (для оценки интермодуляционных искажений) спектры тоже не выглядят расчёсками. Зачёт.





Интересно, что распределение гармонических искажений по спектру практически одинаково на 4-омную и 2-омную нагрузку.



Зависимость КГИ от выходной мощности тоже практически одинакова на разную нагрузку, разве что ограничение сигнала наступает при разных мощностях.



Мощностные параметры, каналы 1/2 (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 88 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 106 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,04%

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 143 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 168 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,04%


Измерение параметров и характеристик. Каналы 3/4 и 5/6



В этих каналах используются те же чипы D-класса TDA-8950TH, так что неудивительно, что спектры выходных сигналов в целом похожи на те, что показали каналы 1/2.





Характер искажений практически одинаков на 4 и 2 Ом, но делать выводы насчёт низкоомной нагрузки я бы не торопился.



Посмотрите на график КГИ от выходной мощности – на 2-омную нагрузку ограничение сигнала наступает даже раньше, чем на 4-омную. Это неожиданно, зато становится понятно, почему в описании не указано мостовое включение этих каналов. В этом просто нет смысла – никакого профита это не даст.



Мощностные параметры, каналы 3/4 и 5/6 (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 56 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 65 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,05%

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 44 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 52 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,05%


Измерение параметров и характеристик. Каналы 7/8 и 9/10



В этих каналах трудится микросхема TDA-7851L – это класс АВ. Несмотря на то, что это «магнитольная» микросхема, к характеристикам выходного сигнала никаких претензий. Спектры чуть пошумнее, но в целом всё весьма прилично.





Микросхема TDA-7851L – одна из немногих «магнитольных», способных работать не только на 4, но и на 2 Ом. Искажений при этом ненамного выше, разница в характере несущественная.



Измеренная зависимость КГИ от входной мощности почти полностью повторяет «даташитовский» график. Ограничение сигнала наступает при 23 Вт и 32 Вт на 4 и 2 Ом, соответственно.



Мощностные параметры, каналы 7/8 и 9/10 (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 23 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 27 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,02%

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 32 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 36 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,05%


Оценка звучания и выводы по использованию каналов:



Основное прослушивание проводил при подключении по оптике. Пульта у меня на руках не было, так что громкость регулировал через приложение.

Рейтинг источников получился таким: самое интересное звучание по цифре, потом внешний и встроенный Bluetooth, и последними в списке приоритетов оказались линейный и высокоуровневый входы. В принципе, чего-то подобного я и ожидал.

Каналы 1/2 с хорошей акустикой звучат ровно, пожалуй, даже нейтрально – не «темно», но и без колючей синтетичной остроты. Уверенно звучат на мидбасе – собранно, вкусно, при увеличении громкости бас не становится рыхлым, а начинает упруго толкать в грудь. С большинством динамиков справятся легко.

Эти каналы можно смело нагружать 2-омными динамиками или подключать мостом 4-омный сабвуфер. В последнем случае усилитель выдаст на него без искажений что-то около 280-300 Вт.

Каналы 3/4 и 5/6 можно считать основными, их однозначно определять на фронт. В целом имеют похожий характер на СЧ/ВЧ, разве что чуть уступают в энергетике на НЧ. На жёстком роке и метале звучание плотное, но разборчивость сохраняется – усилитель справляется. На инструментале и вокале никакой особой сухости или синтетики, часто присущей D-классу. В целом приятные впечатления.

К этим каналам лучше подключать только 4-омную акустику. Формальная мощность средняя, но контроля хватает, чтобы уверенно работать с динамиками, имеющими лёгкую подвижку.

Каналы 7/8 и 9/10 звучат попроще – тут уже нет той эмоциональной насыщенности на мидбасе, из-за чего СЧ/ВЧ диапазон начинает восприниматься ярче. Правда, утончённости и лёгкости это не добавляет, так что эти каналы я бы назвал вспомогательными.

Их лучше использовать в той части системы, где не требуется высокая мощность. Оптимально – на динамики в задних дверях или тыловой сурраунд.

Коротко по делу



Nakamichi NDST500A – компактное решение, когда нужно получить много каналов, не набирая целую кучу отдельных усилителей. Фактически, это 4-канальник на фронт, 2 канала посильнее, которые можно пустить на фронтальный мидбас или даже мостом на сабвуфер, и ещё 4-канальник попроще на «вспомогательные» каналы. Плюс «запасная» пара процессора для подключения отдельного усилителя.

Если такая конфигурация не устраивает, можно обойти встроенные усилители и использовать отдельные – линейные выходы дают в этом немалую свободу.

И самое главное, что по цене такой набор получается вполне приемлемым. Альтернатив, которые предоставят такое же количество каналов цифровой обработки и усиления при той же стоимости, я пока не знаю.

  • Серьёзная элементная база в цифровой части аппарата
  • Обработка сигнала процессором с частотой 96 кГц
  • Компактный: DSP, два 4-канальника и один 2-канальник в одном корпусе
  • Настройка процессора не только с компа, но и со смартфона по Bluetooth
  • Возможность подмешивания сигнала с указанных в программе входов
  • Линейные выходы дают свободу в выборе усилительного звена

  • Нагрев корпуса заставляет быть внимательней с выбором места установки



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2022 CarMus