Лёгкие и тяжёлые
Большой сравнительный тест 12-дюймовых сабвуферных динамиков ценой от 5500 до 7000 рублей

На этот раз у меня в лаборатории целых семь доступных сабвуферов на любой вкус. Задача теста – не выявить «хороших» или «плохих», а разобраться, какая модель под какие задачи подойдёт лучше всего. Потому что первое правило выбора сабвуфера – определиться с тем, какую музыку будете слушать и на какой громкости, и дальше исходить уже из этого.

Например, тест чётко разделился на «легковесов» и «тяжеловесов». «Лёгкие» хорошо работают с усилителями средней мощности и отзывчиво басят уже с небольшой громкости. А «тяжёлым» нужны усилители помощнее, и они зачастую туговаты на малой громкости, но имеют другие преимущества. Правда, есть в этом тесте один «легковес», прикидывающийся «тяжёлым», но не буду пока забегать вперёд.

Первым делом выражу благодарность компаниям за предоставленную технику: «ААЦ» (Урал), «ААЦ Дистрибьюшн» (Edge, Vibe), «Альфа Трейд» (Aura), «Топ Систем» (Oris) и российским представительствам Harman (JBL) и JVCKENWOOD (Kenwood). А вот и сам список участников с ценами на момент тестирования:



* – Урал ТТ 12 выпускается в двух вариантах – с красной и чёрной корзинами. У меня в лаборатории оказался саб из ограниченной «красной» серии, однако «чёрный» абсолютно ему идентичен. Цена «чёрной» версии на момент теста – 6270 рублей.



Как тестировалось, что измерялось



Разминка. Аккуратный «мануальный» массаж центрирующей шайбы до устранения характерного хруста и несколько часов разминки на частоте, близкой к резонансу динамика. Обычно этого достаточно, чтобы параметры стабилизировались. Исключение составили два последних участника, но о них скажу индивидуально.

Параметры Тиля-Смолла. Все параметры и характеристики снимались измерительным комплексом Audiomatica Clio. Всегда делаю несколько прогонов измерений, чтобы исключить случайные факторы. Хотя, по опыту, разброс результатов получается минимальным – точность достаточно высокая.

Собственные АЧХ и ФЧХ. Внимание! Это не АЧХ уже установленного сабвуфера, это характеристики в закрытом ящике без учёта салона автомобиля! Обратите внимание на неравномерности за пределами сабвуферного диапазона: они говорят о резонансах в подвижных системах и вероятных призвуках – причинах «окрашенного» звучания баса.

Гармонические искажения. Графики наглядно показывают величину искажений на разных частотах. Можно оценить линейность работы динамиков и способность играть глубокий бас действительно чисто. Снимались на средней громкости, максимальный ход диффузора доходил до 5-8 мм peak-to-peak.

Моделирование акустического оформления. Чтобы учесть влияние салона автомобиля на работу сабвуфера, использую усреднённую характеристику, выведенную в 1996 году Томом Ньюзеном (американский журнал Car Stereo Review) и подтверждённую экспериментально в начале 2000-х журналом «Автозвук». Практика показала – методика рабочая, достоверность высокая.

Оценка звукового потенциала на деле. Динамики ставились в ЗЯ, объём подгонялся по результатам моделирования. В лаборатории проводилась предварительная оценка артикуляции и контролируемости саба усилителем (методика использовалась ещё в «бумажном» журнале Car&Music). Потом всё это проверялось в реальном автомобиле – седан, сабвуфер в багажнике, динамик направлен вперёд через подлокотник заднего сиденья.

На что обратить внимание. Геометрия мотора и контролируемость сабвуфера усилителем



Параметры – это хорошо, но ещё не всё. Всегда смотрите на соотношение высоты магнитного зазора к общей длине звуковой катушки. Многое зависит от того, какая часть катушки находится в зазоре и действительно работает.

Когда катушка полностью находится в зазоре – она работает всей своей длиной, и это даёт наилучший контроль динамика усилителем. Это конструкция «underhung», но её можно встретить лишь у твитеров, некоторых СЧ динамиков и практически никогда – в НЧ/СЧ динамиках. А серийно выпускаемый сабвуфер с таким мотором мне попадался только один за всё время.

У обычных динамиков – тем более у сабвуферных – катушка всегда длиннее зазора (конструкция «overhung»). Чем больше намотки находится вне зазора, тем больше у динамика запас хода, но тем слабее контроль. Это не всегда плохо, поскольку даёт басовый «жирок», который многим как раз по душе. Тем не менее, факт – обеспечить большой ход и одновременно контролируемость динамика усилителем практически невозможно (по крайней мере, в рамках традиционных конструкций).

Результаты теста. Какой саб под какие задачи подойдёт лучше всего?



Подробный отчёт по каждой модели можно посмотреть, кликнув по названию. Здесь же приведу финальные итоги:

Edge EDB12D2-E0
Неожиданный и необычный сабвуфер – пытается басить массивнее и глубже, чем большинство конкурентов, и даже создавать ощущение присутствия в системе могучего моноблока. Правда, в жертву принесена точность баса, но если вам не нужны аудиофильские экзерсисы, то останетесь довольны. Сработается с усилителями 300-400 Вт.



JBL Club 1224
Удобный динамик для построения системы «на вырост» – одним щелчком можно выбирать импеданс 2 или 4 Ом, «подгоняя» его к возможностям усилителя. Характер баса – золотая середина: звучит без сухой аудиофильской педантичности, но и не раздуто – комфортно на большинстве музыкальных жанров. Хорошо состыкуется с усилителями умеренной мощности.



Vibe Pulse 12-v0
Классический представитель «гражданских» сабов. Любит играть музыку в удовольствие, а не трясти машину и бесить соседей в пробке. Лоялен почти к любым музыкальным жанрам. Ломовых моноблоков не требует, может нормально работать мостом от пары каналов 2- или 4-канального усилителя.



Kenwood KFC-PS3017W
Удивительный и явно недооценённый саб – отличный вариант для SQ-систем. Неожиданно точное и разборчивое звучание и полное отсутствие каких-либо призвуков за пределами сабвуферного диапазона. Единственный участник теста, который умеет звучать музыкально не только в ЗЯ, но и в ФИ. Не требователен к мощности – достаточно усилителя с номиналом 300-400 Вт.



Oris HK-12S
Если готовы «подкинуть» этому сабу усилитель 500-600 Вт, то получите неплохой запас громкости и «по-концертному» тактильный бас. Правда, этот саб ближе к тяжеловесам, так что к аудиофильским тонкостям не склонен. Зато, например, для клубной музыки с плотной басовой основой – то что надо. При правильном корпусе, разумеется.



Урал ТТ 12
А этот саб уже настоящий тяжеловес – с 3-дюймовой катушкой и усиленной «продуваемостью» магнитного зазора для пущей надёжности. Для тех, кому не нужны аудиофильские тонкости, зато нужен массивный, могучий бас. В зависимости от корпуса может давать ровную «полку» и создавать плотное клубное звучание, а может и забраться поглубже, выдавая более вальяжный бас. Я бы выбирал на него усилитель от 500 Вт и выше.



Aura Storm-12
Построен очень похоже на Урал, но идейно это совсем другой сабвуфер. Он имеет более традиционное охлаждение мотора и по-другому работает на больших ходах диффузора. И опять же в зависимости от корпуса может сделать отбивную из ваших почек, а может растекаться густым и глубоким басом. И да, с дохлыми усилителями к нему тоже лучше не подходить, 500 Вт номинала – это минимум.





Подробно о каждой модели:






Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus