Рок, драйв и карбон
Тест компонентных акустических систем ESB 5.6K2 CX Cinquemila (5000 серия)
Итак, начинаю знакомиться (и знакомить вас) с первыми моделями итальянского бренда ESB, официально приехавшими в Россию. Кто не в курсе, это имя существует уже больше 50 лет. В домашнем аудио оно известно чуть больше, хотя автомобильные олдскульщики, возможно, помнят старую акустику Zapco – на их кроссоверах тоже можно было найти надпись «by ESB».
И да, что особенно приятно, это один из тех производителей, которые не растеряли собственную инженерию и не отдали разработку на откуп китайским фабрикам. И не только разработку – абсолютное большинство динамиков ESB собираются тоже в Италии.
Сегодня у меня в лаборатории акустика, имеющая собственное имя – Cinquemila. Это 5000-я серия, находящаяся примерно посередине модельного ряда.
На момент теста цена комплекта с пассивными кроссоверами ESB 5.6K2 CX – 67990 рублей, а комплект без кроссов (и без «хвостика» CX в названии) стоит 54990 рублей (по данным онлайн-магазина компании ММС, официального дистрибьютора ESB)
Первое знакомство, конструктивные особенности
Начну с мидбасов, они имеют собственный модельный индекс – ESB 5.165. Первое впечатление приятное, выглядят круто – углеволоконные диффузоры, солидные магниты, фрезерованные магнитопроводы моторов. Держишь в руках и понимаешь – вещь.
Корзины, кстати, не металлические, а из конструкционного пластика со стекловолокном. В который раз повторю – пора избавляться от стереотипов о пластиковых корзинах: его отдельные виды во многом предпочтительней металлического литья.
Верхние резиновые подвесы имеют интересный профиль, про него так и хочется сказать – «вогнуто-выпуклый». Описание называет его TSW – Twin Symmetrical Wave. Судя по всему, он призван снизить механические нелинейности при больших ходах. Впрочем, подвесы и без того достаточно мягкие, так что нагрузка на края диффузоров минимальная.
Не знаю, какое связующее используется для углепластикового плетения, но конусы неожиданно жёсткие. С обратной стороны – немного вязкое (но не липкое) демпфирующее покрытие. Вообще, диффузоры задемпфированы хорошо, что для лёгкого и жёсткого углепластика даже непривычно. На измерениях, впрочем, сами увидите.
В звуковых катушках, судя по описанию, используются CCA провод и алюминиевые каркасы, а в магнитных системах добавлены кольца Фарадея. Последнее, к слову, можно определить и по графику импеданса (потом обратите внимание – с ростом частоты график задирается вверх не так сильно, как обычно). Материал центрирующих шайб – метаарамидное волокно Conex.
Осевого канала в керне нет, верхних окон под центрирующей шайбой – тоже. Воздух прокачивается через каналы в нижней шайбе магнитопровода по периметру катушки. В принципе, это даже эффективней обычных решений.
Твитеры Cinquemila тоже имеют свой модельный индекс – ESB 5.028. Они тоже весьма необычные, с 28-миллиметровыми карбоновыми куполами (номинально вместе с подвесами получается около 33 мм). И обратите внимание – они не утоплены вглубь корпуса, а немного даже возвышаются над плоскостью. Потом будет повод вспомнить эту особенность на измерениях.
Привычных сеток нет, вместо них – защитные дуги. По умолчанию эта часть серая, но лицевые элементы можно поменять – в комплекте идут ещё и с красными вставками.
Из крепёжной мелочёвки – корпуса для наружного монтажа и переходники для штатных мест.
Кроссоверы – в классическом корпусном исполнении. Выглядят неброско, но солидно, в custom-инсталляциях можно не прятать.
Предусмотрена аттенюация твитеров – можно выбрать уровень «-3 дБ» или «0 дБ»
Внутри обошлось без электролитов и катушек на сердечниках – только плёночные конденсаторы и катушки «на воздухе». Зачёт. Компоновка, правда, плотная, так что в теории не избежать взаимного влияния компонентов. Но эти рассуждения оставлю теоретикам, меня же больше интересует практика.
Подключение организовано через разъёмные терминалы с винтовыми зажимами проводов – плюс к удобству при инсталляции.
Измерение параметров и анализ работы динамиков
Номинальный импеданс динамиков – 3 Ом. Подвесы оказались мягче, чем заявлено – резонансная частота ниже, эквивалентный объём больше. Подвижная система достаточно лёгкая. Чувствительность – заметно выше, чем у большинства 6,5-дюймовых динамиков. Всё это обещает хорошую отзывчивость к слабым изменениям сигнала, так что пока ставим плюс.
Заявленные/фактические параметры ESB 5.6K2:
- Fs (собственная резонансная частота) – 71 Гц / 62 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 9,5 л / 14,6 л
- Qms (механическая добротность) – 4,00 / 4,83
- Qes (электрическая добротность) – 0,50 / 0,54
- Qts (полная добротность) – 0,45 / 0,48
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12,1 г / 11,9 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,2 Тл м / 4,8 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 2,5 Ом / 2,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – н. д. / 90,2 дБ
АЧХ без резких перепадов и задирания АЧХ на верхнем краю диапазона – как раз то, о чём говорил чуть раньше – диффузоры неплохо задемпфированы, да и в центрирующих шайбах обошлось без резонансов. Ровно, спокойно, без крикливого перехода из поршневого режима в модальный.
Чуть нагляднее это прослеживается на фазовой характеристике. Хороший образец линейности.
Искажения не самые мизерные, но умеренные, никакого криминала.
Жёсткие карбоновые твитеры излучают широко – вот вам и повод вспомнить про то, что купола тут открытые, в корпуса не утоплены. Обратите внимание – форма АЧХ в информативном диапазоне почти не зависит от угла, под которым виден твитер. Лишь немного ослабевает уровень на самом-самом верху при сильном развороте.
Перепад АЧХ логично сопровождается ступенькой на фазовой характеристике, но её величина небольшая.
Искажения крайне низкие, при снижении частоты их рост начинается лишь ближе к 2 кГц. Иными словами, твитеры «низкоиграющие», хоть и не люблю я так говорить применительно к ВЧ.
Если будете иметь дело с «активным» комплектом без пассивных кроссоверов, оптимальный стык полос логично искать в пределах от 3 до 5 кГц. У динамиков нет никаких существенных артефактов, которые нужно было бы нивелировать настройками.
А вот так работает пассивный кроссовер (который идёт в комплекте ESB 5.6K2 с «хвостиком» CX в названии). Импедансная кривая системы выглядит следующим образом:
Акустически полосы стыкуются где-то в районе 2-4 кГц. Аттенюатор меняет уровень сигнала довольно радикально, но этот момент уже лучше оценивать при прослушивании.
А что по звуку?
Первое впечатление – очень драйвовое, хлёсткое и даже немного жесткое звучание. Но без яркости или заведомых тональных перекосов, причиной которых стали бы сами динамики. Бас поджарый, сухой, акустика хорошо отрабатывает скоростные удары, не проявляя признаков разбалтывания или потери контроля.
Акустика хорошо держит перегрузку, позволяет наваливать громкость даже на яростном роке. Бас-бочка при этом сохраняет ударность, СЧ и ВЧ не начинают замешиваться в кашу.
При переключении твитеров в «0 дБ» и их развороте «в лоб» звучание ВЧ навязчивое, но выравнивается с их разворотом. В положении «-3 дБ» всё с точностью до наоборот – твитеры приглушаются, и наилучшее звучание получается как раз при развороте «в лоб». Правда, есть ощущение, что немного теряется микродинамика и лёгкость на ВЧ, но если у вас беспроцессорная система, и твитеры хочется направить именно так, то тонально этот вариант может оказаться более правильным.
Коротко по делу
Однозначно для любителей жарить рокешник и ковать метал. Деликатность, камерность и томный чилл? Это вам к другой серии ESB (не стану забегать вперёд, скоро тоже будет отчёт). А когда нужен по-концертному плотный, хлёсткий и динамичный саунд – это как раз к «карбоновой» Cinquemila. Короче, рок, драйв и… ну вы поняли.
- «Во-первых, это красиво» – солидная конструкция
- Драйвовое, хлёсткое и напористое звучание
- Отсутствие артефактов АЧХ, которые нужно обходить настройками
- Высокая чувствительность
- Любителям «тёплого» саунда звук может показаться слишком мониторным
Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus