Звук с четырёх сторон
Тест-обзор Bluetooth-системы JBL Cruise X

Несколько лет назад я уже делал обзор на Bluetooth-систему для мотоциклов и скутеров JBL Cruise (который без буквы X, с двумя излучателями). И она показала себя вполне достойно – собрана качественно, играет громко для своих размеров. «Старший брат» (который уже с буквой X) – это не просто четыре динамика вместо двух. Тут уже отдельный головной усилительный блок с Bluetooth-приёмником, а ещё систему можно подключить к имеющемуся ГУ и даже добавить в неё сабвуфер. В общем, заслуживает отдельного рассмотрения.

Итак, состоит система из четырёх влагозащищённых излучателей с 3-дюймовыми динамиками (некоторые называют их «колонками», но я так называть не буду, неправильно это)…



…и усилительного блока со встроенным модулем Bluetooth (версия 4.2), который ставится где-нибудь в укромном месте.



Разумеется, проводка тоже входит в комплект. Всё подключается через разъёмные соединения: со стороны усилительного блока – обычные, со стороны излучателей – герметичные. Длина каждого из четырёх кабелей – около 3 метров.



И ещё в комплект входит энкодер, который в одиночку управляется со всей системой. Его основная задача – регулировка громкости, но есть и вспомогательные функции: одно нажатие на него – пауза, два нажатия – следующий трек, три нажатия – предыдущий трек.



Кольцо вокруг энкодера подсвечивается, это своего рода индикатор режимов работы.



Теперь заценим, что можно ещё подключить к усилительному блоку. Во-первых, тут есть линейный вход, а значит, в качестве источника можно использовать не только смартфон, но и, например, уже имеющееся головное устройство. Приоритет у Bluetooth: если есть поток со смартфона – играет с него, если смартфон «молчит» – система переключается на линейный вход.

Предусмотрена одна пара линейных выходов – можно дополнить систему, например, сабвуфером. И ещё есть разъём USB. Но тут он, понятное дело, не для флешек, а для подзарядки смартфона.



Включается усилитель (или, вернее, головной усилительный блок) через сигнал Remote, т. е. традиционно. Обращаю на это внимание, потому что в некоторых подобных устройствах есть просто плюс и минус, без управления включением. А тут, между прочим, не только Rem IN, но ещё и Rem OUT есть.

Провода заведены в корпус через резиновую муфту. Вообще, корпус хоть и имеет исполнение с защитой от брызг, конформным покрытием плат и всем таким прочим, но совсем на открытую установку не рассчитан – его лучше прятать куда-нибудь под сиденье или в какой-нибудь кофр. Благо, корпус не слишком сильно греется.



Из всех регуляторов на корпусе – только переключатель уровня в тыловой паре каналов – сигнал можно приглушить на -3 и -6 дБ относительно передних каналов.



Теперь к самой акустике. Излучатели выполнены в металлических корпусах с глянцевым покрытием. Не пушинки, но вес умеренный, ибо, как известно, «люминь – самый лёгкий из желез».



Защитные грили выполнены хитро – мало того, что сетки сами по себе плотные, так под ними ещё и плотная ткань виднеется. В общем, брызг можно не бояться даже сильных – для открытой установки акустика приспособлена хорошо (хотя совсем окунать в воду, конечно, тоже не нужно).



Внешне излучатели очень похожи на те, что используются в уже упомянутых JBL Cruise (который без Х в названии). Но если у тех было болтовое крепление, то в Cruise X они крепятся здоровенными толстыми хомутами.



Направление регулируется шарнирными соединениями. Все крепёжные элементы выполнены из конструкционного пластика. Конечно, если въехать в дерево и перевернуться, то ножки могут не выдержать, но что-то мне подсказывает, что сам ездок при этом тоже может «заболеть переломами». Сдуру – оно и сами знаете что можно сломать.



С конструкцией вроде разобрался, теперь посмотрю, как система работает. Для начала измерил АЧХ самих излучателей отдельно от усилителя.



Что видим. Излучатели начинают эффективно работать уже с 200 Гц (что для 3-дюймового калибра само по себе неплохо). Если направить их «в лоб», то получаются два заметных горба: в области 2-3 кГц и 8-10 кГц. Под углом АЧХ немного подравнивается.

Поскольку акустика работает не сама по себе, оценил работу излучателей ещё и в связке с головным усилительным блоком. Сигнал подавал на линейный вход. И вот тут ждал сюрприз – коррекция сигнала, которая меняет очень многое.



Во-первых, явно присутствует бас-буст, настроенный на 100-120 Гц, чтобы выжать из компактных 3-дюймовых излучателей хотя бы верхний бас. Но ниже – резкий срез, который не даёт динамикам перегружаться слишком рано. Смелое решение.

Во-вторых, горб на 2-3 кГц убран режекцией с невысокой добротностью, и это устранило в звуке характерную крикливость. В-третьих, немного приглушён горб на 8-10 кГц. Но не слишком радикально, чтобы под углами звучание не стало «глухим». В общем, выглядит разумно.

Как звучит?



Понравилось, что акустика (вернее, вся система с учётом коррекции) даже с повышением громкости звучит без характерной крикливости и, я бы сказал, вполне себе ровно. Немного ярко, но высверливать уши не начинает. Металлические корпуса не проявляют никаких признаков дребезга, так что запас громкости неожиданно приличный для столь небольших динамиков (порой более крупные «сдаются» раньше).

Понятное дело, что могучего баса от 3-дюймовых малышей нет, но звук не худосочный. Отчасти это заслуга самих излучателей в жёстких корпусах, отчасти – заслуга бас-буста, подтянувшего область верхнего баса. При этом резкий срез более низких частот, опять же, предотвращает слишком раннюю перегрузку акустики.

Коротко по делу



Иногда приходится видеть подобные системы, но редко какая из них заслуживает внимания. В этом смысле Cruise X выглядит вполне толковой, выполненной качественно и по уму.

Звуковых звёзд с неба не хватает, но аудиофильство тут тут и не требуется. Зато в плюсах – хороший запас неискажённой громкости (с учётом размеров, естественно) и отсутствие в звуке откровенной крикливости и рези, которая присутствует во многих похожих системах.

В общем, кто присматривает простую в установке «всепогодку», можно смело рассматривать JBL Cruise X в качестве рабочего варианта.

  • Качественное, добротное исполнение корпусов излучателей
  • Возможность подключиться к уже имеющемуся ГУ
  • Встроенная зарядка для смартфона
  • Возможность добавить в систему сабвуфер
  • Достаточно ровное звучание без характерной крикливости
  • Отсутствие дребезга и призвуков на большой громкости

  • Крепление не универсальное – только с помощью хомутов



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus