SQ откуда не ждали. Часть третья
Тест 8-дюймового сабвуферного динамика SWAT MAS-8

Тут часто приходится видеть высказывания, мол, SWAT и SQ – вещи несовместимые. Ну что сказать… кто дальше шильдика не видит, могут и дальше продолжать так думать. А кто смотрит на реальные свойства вещей – этот тест точно будет полезен. Потому что на деле с этим динамиком можно хорошо сэкономить, но получить компактный и неожиданно музыкальный сабвуфер, играющий намного дороже своей цены. Разобрал его особенности, попробовал в деле, делюсь результатами.

И сразу для ориентира – на момент теста цена этого саба составляет 4940 рублей. Учитывая нынешнюю ситуацию, возможно, она будет меняться, но в любом случае получается очень умеренно.



Первое знакомство, конструктивные особенности



Внешний вид как бы намекает – это не мидбас-переросток, это полноценный сабвуфер. Посадочная глубина динамика – 10,7 см.



Собран на стальной штампованной корзине – достаточно жёсткой и к тому же напрочь лишённой звонкости. С таким сочетанием пропорций и размеров она вообще оказалась сопоставимой с литыми корзинами. Запишем в плюсы.



Центральный колпак – пластиковый, конус диффузора – из плотной прессованной целлюлозы с полимерным покрытием лицевой стороны.



На изгиб конус оказался неожиданно жёстким, хотя при таких пропорциях это было ожидаемо.



Верхний подвес имеет профиль High Roll – узкий и высокий. Он допускает большой ход, но полезную площадь диффузора «съедает» по минимуму.



Нижний подвес (ну или центрирующая шайба, если хотите) – с прогрессивным профилем, т. е. шаг и высота волн увеличиваются по мере удаления от центра. Обычно это позволяет избежать механических резонансов за пределами сабвуферного диапазона и тем самым уменьшить окраску баса. Такие вещи, кстати, обычно измерения наглядно показывают, но об этом чуть дальше.



Мотор собран на 2-дюймовой звуковой катушке. Внутреннюю геометрию мотора описание не приводит, но на вид намотка выходит из зазора примерно на 1 см.



При этом высота верхней шайбы магнитопровода составляет 7 мм – в данном случае как раз она определяет высоту зазора. Получился компромисс – линейный ход около 2 см от края до края без выхода катушки из зазора (для 8-дюймового саба достаточный ход – это актуально), не растеряв способности мотора контролироваться усилителем. Тонкий баланс, однако.



Охлаждение катушки традиционное – через окна под центрирующей шайбой и декомпрессионный осевой канал.



Измерение параметров и анализ работы



Повторяемость параметров хорошая – описанию в расчётах можно доверять. Масса подвижки – точно не как у мидбасовых динамиков, и даже даст фору иным 10-дюймовым моделям. По идее, это должно было бы сильно снизить резонансную частоту. Но центрирующая шайба жёсткая (об этом говорит маленькое значение Vas), а это стремится повысить резонанс. В результате снова имеем компромисс: типичное для 8-дюймовых сабов значение немногим выше 40 Гц. Нормально – в лютый инфрабас динамик не лезет, но информативный «мясной» бас отрабатывает (это потом и эксперименты подтвердили).



Заявленные/фактические параметры SWAT MAS-8:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 43 Гц / 45 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 6,5 л / 6,4 л
  • Qms (механическая добротность) – н. д. / 7,18
  • Qes (электрическая добротность) – н. д. / 0,53
  • Qts (полная добротность) – 0,45 / 0,49
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 91 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 13,2 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – н. д. / 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 82,4 дБ / 83,5 дБ


Резонансов центрирующей шайбы не наблюдается, небольшой горбик в районе 700 Гц с большой вероятностью даёт центральный колпак. Хотя особой погоды он не делает – слишком незначителен, чтобы бас приобрёл «окрас» (у иных более дорогих сабов видали больше).



Искажения умеренные: отметку 3% переваливают только ниже 30 Гц – для 8-дюймового калибра выглядит пристойно. Причём картина почти не меняется даже при увеличении громкости вплоть до достижения хода 15 мм от края до края. Конечно, при установке в корпус свои коррективы внесёт упругая «воздушная подушка», но, по крайней мере, к линейности самого мотора претензий нет.



Расчёт акустического оформления и проба в деле



Описание предлагает для SWAT MAS-8 два варианта корпусов – ЗЯ 8 литров и ФИ 12 литров с портом на 37 Гц. Насчёт ЗЯ приемлемо, причём бояться низкой результирующей добротности не нужно – проверка в деле это наглядно показала (об этом чуть позже скажу).

Фазоинверторное оформление тоже вполне возможно, и тут есть один нюанс. Программа расчёта показывает максимум отдачи ниже 40 Гц. Рэпчик и негры? А вот и нет, не только. Если сделать щелевой порт, то при получающихся пропорциях воздушная масса внутри него окажется слегка передемпфированной. Иными словами, по характеру бас будет ближе к ЗЯ, нежели к ФИ. А ещё, как вариант, можно попробовать ФИ с «чистым» объёмом 10-литров и тоже щелевым портом, но настроенным немного выше.



Проба в деле



Признаюсь, я был очень удивлён результатом – маленький SWAT сумел выдать вкусный, плотный и упругий бас, по-концертному толкающий в грудь. Причём в корпусе, который, уверен, многие даже не рассматривали как оптимальный для этого динамика. В общем, по порядку.

Для экспериментов взял свой обычный тестовый бокс, уменьшил его объём примерно до 10 литров (изначально он у меня побольше, так что закидал пенопластовыми брусками). Закрепил в него динамик и унёс всё это дело в машину. Подключил вместо моего обычного саба.

Почему в таком корпусе с такой результирующей добротностью бас получился неожиданно «вкусным»? На самом деле никакого расхождения практики с теорией. В который раз повторюсь, что не нужно бояться низкой добротности в сабвуферном звене. Многое решает в том числе и внутренняя геометрия мотора. К тому же обратите внимание на эквивалентный объём Vas. Он небольшой, что говорит о достаточно жёсткой центрирующей шайбе – она тоже «помогает» мотору удерживать диффузор от превышения хода.

Иными словами, динамику не то чтобы совсем наплевать на корпус, но для нормальной работы он не особо чувствителен к упругой воздушной поддержке воздуха, заключённого внутри корпуса. Плюс сам мотор тут далеко не слабый и тоже держит диффузор от разбалтывания. Если собрать всё воедино, получается очень близко к концепции правильного free-air сабвуфера. Как говорится, «звёзды сошлись».

Коротко по делу



Весьма удачный и крайне недорогой динамик для SQ-систем от бренда, который у многих с SQ не ассоциируется. Позволяет построить очень компактный, но музыкальный сабвуфер с плотным, «концертным» басом. С хорошим усилителем не пасует даже перед быстрой бас-бочкой или бешеной бас-гитарой на агрессивном роке и метале, не говоря уже о жанрах попроще. Обычно стараюсь воздерживаться от субъективизма, но тут, буду откровенен, вот прямо зашло.

  • Жёсткая корзина, напрочь лишённая звонкости
  • Хорошая повторяемость параметров (с учётом разминки)
  • Можно построить компактный, но весьма музыкальный саб
  • Способен на плотный, упругий «концертный» бас, толкающий в грудь
  • Лоялен к объёму ЗЯ, допускает небольшие отклонения от расчётного

  • Чувствителен к отклонениям при изготовлении ФИ корпуса



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus