Искусство точной передачи сигнала
Тест 4-канального усилителя Korkunoff Audio Aurum 100.4

Этот усилитель полностью разработан и собран в России. И если самые первые модели Korkunoff Audio многое переняли от итальянских Celestra, то в каждой последующей модели от них оставалось всё меньше и меньше. Новый Aurum 100.4 – полностью самобытен. Причём настолько, что многие решения в нём пока ещё не имеют аналогов в автомобильном аудио. И они реально работают – усилитель сильно удивил и объективными характеристиками, и субъективно на слух. В общем, наливайте чаёк, садитесь поудобней, вас ждёт занимательное чтиво.

Примерно год назад довелось пообщаться с разработчиком этого усилителя – Алексеем Нутрихиным – и поковырять в лаборатории несколько прототипов. С тех пор я следил за эволюцией Aurum вплоть до появления его финальной версии.



С того момента многие исходные схемные решения были пересмотрены, моделирование сменялось очередным прототипированием. И вот в лаборатории – готовый усилитель, уже запущенный в производство. Серии небольшие, сборка ручная, но такие вещи контейнерами вроде как не грузят.



Первое знакомство, конструктивные особенности



Первое, что отмечу – качество обработки и подгонки элементов. Если в предыдущих усилителях ещё чувствовались некоторые нестыковки, то сейчас вот прямо зачёт. Тут, кстати, позиция изначально была принципиальной – никаких китайских корпусов. И да, ещё усилитель тяжёлый – под 7 кило. Суровый... нет, не челябинский, питерский.



Адепты «сования проводов в дырки» в очередной раз будут ворчать на терминалы под вилочки, но это единственное, что можно предъявить этому усилителю. Обжимать-то все разучились, ага, и клемм таких нигде не найти (сарказм, если что).



Все четыре канала имеют индивидуальную регулировку чувствительности – как раз то, чего не хватает многим усилителям. Фильтров не предусмотрено, да они тут и не нужны. Это чистый «оконечник», заточенный под процессорные системы.



Да вот, собственно, и всё, что можно отметить по внешнему виду. Всё самое интересное у этого усилителя внутри.



Aurum построен по принципу Dual Stereo, т. е внутри это два 2-канальника. Блоки питания раздельные, хотя и синхронизированные. Трассировка печатной платы непривычная – её площадь разбита на изолированные экранные участки, разводка всех сигнальных и питающих линий выполнена либо «над экраном», либо как бы «вплетена» в него. Результат – нечувствительность усилителя к помехам и низкие собственные шумы. На измерениях обращу на это внимание.



Вместо привычных «бубликов» использованы пока ещё непривычные планарные трансформаторы собственной разработки (их прототипы я видел год назад, но тогда Алексей попросил их не показывать). Штука перспективная – у таких конструкций меньше паразитная индуктивность рассеивания, практически нет перекосов плотности тока в отдельных слоях обмоток. Как следствие – большие продолжительные и «ударные» токи и высокая скорость восстановления.



Всего в усилителе три отдельных стабилизированных контура питания: ±15 В для предварительных каскадов, ±50 В для драйверной части и ±35 В для оконечных каскадов. В последнем дополнительно применены дроссели групповой стабилизации, которые повышают пиковую нагрузочную способность.

Суммарная ёмкость в питании выходных каскадов набрана из конденсаторов по 1000 мкФ. При прочих равных это даёт лучшую скорострельность блока питания, чем просто пара больших «банок». Вообще, про скорострельность будет отдельный разговор – на измерениях сами увидите. Конденсаторы, кстати, не первые попавшиеся, аудиофилы-фетишисты будут довольны.



Управление питанием совмещено с очень развитой системой защиты. Интересно реализовано включение – я вообще впервые сталкиваюсь с таким замороченным подходом. Сначала идёт тестовое включение/выключение преобразователей в защищенном режиме через демпферную цепь, и только потом электронным выключателем нагрузки включается основное питание.



Про защиты – отдельный разговор. Сложилось ощущение, что спалить усилитель практически невозможно. В какой-то момент я вообще разошёлся и начал для проверки откровенно замыкать выходные клеммы между собой и с клеммами питания – моментальное отключение. Плюс, разумеется, тепловая защита, но укутывать усилитель в одеяло уж не стал.

В целом схема усиления построена без глубоких обратных связей и «проходных» (точнее, разделительных) конденсаторов, и лично мне такой подход нравится. По крайней мере, все усилители на моей памяти, построенные по таким принципам, обладали довольно динамичным и открытым звучанием.



Для гейнов использованы приличные потенциометры ALPS. Предварительный усилитель выполнен с небольшими изменениями по схеме Эрно Борбели (Erno Borbely) на полевых транзисторах. Операционники? Не, только не для звукового сигнала. Драйверы тоже построены на дискретных компонентах по схеме двойных дифференциальных усилителей с местными токовыми обратными связями.

Выходные каскады выполнены на полевиках, работают в классе АВ. Одна из фич – система слежения за реакцией нагрузки. Проще говоря, усилитель жёстко контролирует динамик и пресекает его фривольное поведение на частотах, близких к резонансу. Что-то похожее (хотя и совсем в другой реализации) было в топовых домашних усилителях Kenwood 80-х годов с их системой Sigma Drive. Или в усилителях Сухова с его «кабелечистками». Формально коэффициент демпфирования Aurum указан 150, но при таких схемах реальное демпфирование получается чуть ли не на порядок эффективней.



Кстати, интересно реализован контроль температуры транзисторов – маленькие (те, что в корпусах ТО-92) закреплены не просто к радиатору рядом с основными, а прижаты непосредственно к ним. В итоге реакция температурной коррекции составляет не несколько минут, а не больше 10-15 секунд, т. е. очень быстрая.

Уффф… вроде бы основные фичи упомянул. Теперь самое время оценить реальную работу усилителя.

Измерение параметров и характеристик



Начну, как всегда, с оценки выходного сигнала. На малых уровнях ничего лишнего на выходах не появляется. С повышением гармоники тоже особо не лезут. Фоновый шум – на грани чувствительности измерительного комплекса.



То же касается и интермодуляционных искажений (оцениваются подачей не одной, а нескольких частот) – минимум «лишних» гармоник. Вообще, спектры достаточно чистые.



Характер искажений относительно равномерен по всему спектру (графики снимались при выходной мощности что-то около 10 Вт).



Крайне необычно ведёт себя фаза выходного сигнала. Обычно она загибается на НЧ (влияние разделительных конденсаторов) и на ВЧ (фактически, ограничение частотного диапазона). Здесь же – абсолютно ровная, то есть такая, какая и должна быть в правильном усилителе. Никаких «набегов» одних частотных составляющих относительно других. А это – не только отсутствие окрашенности на ВЧ, но и правильное формирование КИЗов на звуковой сцене.



Таких усилителей с абсолютно линейной фазой – единицы, и дело тут, как ни странно, в их широкополосности. Чтобы добиться правильной ФЧХ в пределах звукового диапазона, усилитель должен иметь верхнюю частотную границу, превышающую пресловутые 20 кГц как минимум на порядок.

И вот теперь самое интересное – широкополосность. Подавать синус показалось неинтересным, поэтому посмотрел, как усилитель справляется с самым сложным сигналом – меандром. Усилитель нагружен на эквивалент динамика по стандартной схеме МЭК.

Для начала – меандр 1 кГц. Это тяжёлый сигнал: усилителю приходится справляться с продолжительной подачей на вход постоянной составляющей (горизонтальные участки сигнала). Но Aurum, фактически, построен по схемам УПТ (усилитель постоянного тока) и, как оказалось, легко держит такой сигнал.



Окей, а что насчёт частоты повыше? Скажем, 20 кГц? Тут большинство усилителей ведут себя по принципу «обнять и плакать» и безжалостно заваливают фронты. Многие же считают, что выше 20 кГц синусоидального сигнала нам уже ничего не нужно усиливать, ага.



Такс… а что насчёт 40 кГц? Для сведения, именно эта частота фигурирует в спецификациях JAS (Japan Audio Society), которые описывают форматы High Resolution Audio. А ничего – меандр и на 40 кГц так и остаётся меандром.



И даже на 100 кГц... Ну разве что выбросы в момент «переключений» чуть заметнее. И ведь это не тупо синус, это меандр, чтоб его...



Более высокими частотами мучать уж не стал, но оно и так уже всё понятно. Чувствуете всю уникальность этого усилителя? Ни единого намёка на фазовые набеги одних частотных составляющих на другие, на «зализывание», «заваливание» фронтов сигнала и всякие лишние переходные процессы. Абсолютно беспристрастная передача сигнала.

Снял зависимость КГИ от выходного сигнала на стандартной для таких случаев частоте 1 кГц. Обратите внимание – на малом сигнале искажения не увеличиваются, а наоборот – даже меньше. Т. е. на малых сигналах Aurum работает в режиме А, и только с повышением уровня переходит в режим АВ. Для интереса оценил токи холостого хода. «Молчащий» прогретый усилитель потребляет примерно 3,8 Ампера. Конечно, видали и больше, но и это немало.



Ну и, наконец, циферки для тех, кто «моя твоя не понимать, ты скажи чё сколько Ватт валит». Формальные мощностные параметры выглядят вот так:

Мощностные параметры Korkunoff Audio Aurum 100.4 (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 89 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 119 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,07%
  • Работа на 4 Ом, максимальное токопотребление – до 35 Ампер

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 179 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 238 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,1%
  • Работа на 2 Ом, максимальное токопотребление – до 60 Ампер


А что по звуку?



Ох, не зря все эти схемные заморочки были. Давненько я не слышал автомобильных усилителей столь высокого уровня. По крайней мере, в домашке цены на что-то подобное стартуют далеко за границей семизначной отметки и тянутся к восьмизначной.

Характер Aurum заметно отличается от предыдущих усилителей Korkunoff Audio. Очень скорострельный, но без нарочитой колючести и холода. Точный. Звучит объёмно, с обилием деталей, но не тащит их на передний план, делая картинку плоской, а расставляет всё по своим местам в пространстве в ширину и глубину. Передаёт много послезвучий, делающих звучание масштабным и каким-то просторным что ли.

На басе играет без сухости, но и без единого намёка на «жир». С мидбасовыми динамиками справляется легко – держит их, не допускает чрезмерного увеличения хода на серьёзных уровнях громкости. На роке отлично передаёт тактильность ударов бас-бочки и упругую вибрацию натянутых струн бас-гитары. Игры с непривычным для автомобильных усилителей блоком питания дали свои результаты – на треках с высокой компрессией на НЧ, которые обычно заставляют гудеть системы с усилителями попроще, Aurum сохраняет энергетику и напор даже при значительном увеличении громкости.

Но реализовать потенциал усилителя – надо ещё суметь: он не стесняется выставлять напоказ характер остальных компонентов и косяки системы. Довелось послушать его не только с моим домашним ЦАПом (хендмейд с хорошей реализацией АК4490), но и имевшимися в момент теста процессорами Resolut T-DSP и Zapco HDSP-Z16V. И каждый раз звуковая картинка складывалась по-разному.

А ещё усилитель оказался чувствительным к подбору кабелей (в момент теста в лаборатории как раз были несколько серьёзных моделей). Показал нейтральное и подробное звучание – с Tchernov Cable Ultimate, напористое, детальное и энергичное – с RockQ от Руслана Нигамаева (aka Mirage990), с нарочитым вытаскиванием множества нюансов на ВЧ – с The Chord Indigo Plus, просторное, корректное и одновременно тёплое – с E.O.S. Tanais-70…

А потом начались игры с сочетаниями кабелей и источников… Короче, начало затягивать, и я это дело пресёк. Но вывод однозначный – усилитель позволяет поиграться с подбором компонентов, оставаясь при этом «неслышимым», т. е. не вносящим в звук никакой отсебятины.

Коротко по делу



Однозначно крутой усилитель. Как по мне, Aurum 100.4 перешёл ту границу, за которой большинство всего остального уже выглядит слишком скучным. По объективным измерениям – вообще первый на моей памяти, столь точно и беспристрастно передающий сигнал без единого намёка на динамические искажения. High End как он есть. По звучанию сопоставим с «домашкой» с ценами даже не в разы, а на порядок выше.

Главное, помнить, что усилитель – это часть системы. Нужно быть готовым «составить команду» из «игроков» соответствующего уровня и не забыть про грамотную настройку. Только в этом случае Aurum даст возможность получить по-настоящему выдающийся результат.

  • Звучание, сопоставимое с правильным дорогим домашним High End
  • Идеальная передача сложных импульсных сигналов
  • Отличный контроль на НЧ
  • Развитая защита, реагирующая на любые отклонения от нормы
  • Раздельная регулировка гейнов

  • Не предусмотрена работа мостом
  • Да вот дались вам эти терминалы под клеммы-вилочки



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus