Про рациональность и апгрейд базовых штаток малыми силами
Тест головного устройства Prology MPC-130 DSP на ОС Android

Недавний тест ГУ на Android с 8-канальным процессором вызвал большой интерес, но многие высказали пожелание, что неплохо бы протестировать что-нибудь более доступное. Для тех, кто не гонится за многоканальностью, а хочет просто проапгрейдить штатку с минимальными затратами. Сказано – сделано.

Недорогие ГУ на Android – тема скользкая, в погоне за низкой ценой производители часто переходят границы разумного, и хотелось найти что-нибудь такое, где экономия была бы рациональной, без ущерба для качества или удобства. Оценил, с кем из производителей Android-девайсов у меня есть контакты, и в этот раз остановился на Prology. Немного знаю работу компании «ММС» изнутри (бренд Prology принадлежит именно ей), и в плюсах вижу собственный техотдел, который вычищает из предсерийных образцов множество багов, наличие нормальной техподдержки и развитой сервисной сети. Пообщавшись с представителями, была выбрана модель Prology MPC-130 DSP в формате с 9-дюймовым экраном.



Конструктив и начинка



Часть корпуса, в которой смонтирован экран, пластиковая. Но основная часть, в которой находится сама начинка, литая металлическая – она выполняет функцию радиатора.



Общая глубина корпуса очень небольшая – всего 4 см от лицевой плоскости. Плюс немного места займут провода.



Подключение к питанию и динамикам – через традиционные ISO-разъёмы. Можно подключить штатные кнопки на руле, если таковые есть. USB-разъёмов – две штуки (с большими накопителями не работает, но флешки до 254 ГБ воспринимает).



Собственного слота под SIM-карту нет (это не всегда востребовано, помним про разумную экономию). Но есть Wi-Fi, так что можно включить на смарфтоне режим точки доступа и выходить в интернет с головного устройства через него. Или, если уж так нужно, ничто не мешает к одному из USB-разъёмов подцепить «свисток» модема.

Теперь к входам-выходам. Линейные выходы для подключения отдельных усилителей имеют фиксированную конфигурацию: два RCA – на фронтальные динамики, ещё два RCA – на тыловые и плюс один RCA на сабвуфер (для подключения сабового усилителя нужно докупить Y-разветвитель).



Для подключения дополнительных мониторов имеются два видеовыхода. Ну и AV-вход – это уже для подключения сторонних источников от простого смартфона до какого-нибудь медиаплеера.

Вдобавок к традиционному входу камеры заднего вида есть вход для фронтальной камеры. Важный момент – для её питания предусмотрен отдельный провод – на него подаётся напряжение, когда вы переключаетесь на неё. То есть её не обязательно запитывать постоянно (как это иногда предлагается в аналогичных ГУ). И ещё можно настроить её автоматическое включение на несколько секунд после выключения задней камеры (удобно при парковке).

Теперь к начинке. Платы выглядят прилично, недомытых остатков флюса или каких-то признаков экономии на процессе пайке не наблюдается (у некоторых производителей по этой части трэш тот ещё бывает).





К радиатору прижимаются две микросхемы. Первая – это чип самого «мозга» головного устройства (4-ядерный AC8227), и вторая – это усилитель мощности (YD7388).



Первые впечатления, эргономика



Подключаю, включаю. Загрузка с нуля («холодный старт») длится 25-30 секунд. Операционная система – Android 8.1. Для автомобильных ГУ гнаться за последними версиями Android нет нужды – та же «восьмёрка» при прочих равных часто показывает себя стабильнее.

Описание «железа» поначалу смутило – 2 ГБ оперативки и 16 ГБ встроенной памяти, что по нынешним временам совсем немного. Но, как оказалось, скромное «железо» довольно ловко используется «вычищенным» ядром Android (по некоторым косвенным признакам прослеживается ограничение фоновых процессов). Так что по скорости работы аппарат показал себя молодцом. Конечно, есть «умельцы», которые и 8 ГБ оперативки в два счёта загоняют в ступор, но если вы купили легковой автомобиль, зачем же жаловаться, что его не получается использовать как карьерный самосвал?



Экран понравился. Во-первых, тут использовано так называемое 2,5D-стекло. Во-вторых, сама матрица приличная. В аппаратах с аналогичной ценой экран часто ставят вообще «десятого грейда», и сразу видно, что это дешёвка. Здесь же – наоборот, впечатление более дорогого девайса. Разрешение – 1280х720 пикселей, углы обзора – вообще без вопросов.

Первичное «внедрение» в автомобиль сводится к выбору цвета подсветки кнопок и настройке штатных кнопок на руле (если они подключены, конечно же).



Дальше – как обычно – подключение к Wi-Fi (в машине это можно сделать через телефон, включив в нём режим точки доступа), вход в свой аккаунт и скачивание нужных приложений. С последним, правда, увлекаться не стоит: это всё же не топовый планшет с большим запасом памяти. Лично я бы добавил «Яндекс.Музыку» и «Яндекс.Навигатор». Всё остальное тут уже есть – плееры аудио- и видеофайлов, YouTube, привычный неурезанный браузер и т. п.



И да, отдельно отмечу два предустановленных приложения от «Навител» с бесплатным периодом 3 месяца – это хорошо известный «Навител.Навигатор» и Navitag (трекер, который позволяет отслеживать положение автомобиля удалённо). Во времена популярности портативных навигаторов Prology имел весьма высокую репутацию среди производителей оных, тесные взаимоотношения с «Навителом» идут ещё с тех времён. Для многих, кстати, именно это ПО привычней. Главное, что выбор есть, и это хорошо.



Что умеет и как работает процессор



Теперь к звуковой части. Судя по всему, Prology MPC-130 DSP ориентирован главным образом на апгрейд базовых штаток с фронтальной и тыловой акустикой: поканалка не предусмотрена, а процессорные фичи свелись к задержкам и многополосной эквализации.



Вместо привычных баланса и фейдера – раздельная регулировка уровней по каналам.



Задержки выставляются для фронтальных и тыловых каналов. Сабвуферный канал не «отодвигается», но на самом деле для него задержки и не нужны.



В сабвуферном канале можно настроить частоту ФНЧ с шагом 10 Гц, слегка скорректировать уровень сигнала, и ещё есть отдельная регулировка уровня нижних частот – что это такое и как работает, скажу чуть дальше.



Крутизна фильтра нижних частот не регулируется, но, судя по измеренным АЧХ, она составляет 24 дБ/октава. Уровень саба регулируется в небольших пределах – можно добавить примерно до 4 дБ. Для примера снял несколько АЧХ при разных выставленных частотах настройки. Правда, реальные АЧХ почему-то промахиваются мимо того, что указывается в меню, так что при настройке больше доверяйте ушам, а не формальным циферкам:



Настройка уровня нижних частот (назову её привычней – Bass Boost) работает не только в сабвуферном канале, а во всех каналах разом. И это грамотная фича – когда нужно «поддать низов», лучше не добавлять уровень саба, а пользоваться именно ей, т. к. она не нарушает согласование сабвуфера и акустики. Для наглядности снял АЧХ во фронтальных каналах:



И вот так плавненько перешли к фронтальным и тыловым каналам – для них настройки общие. Их немного – только фильтр верхних частот, которым можно подрезать сигнал снизу («Срез НЧ»), и возможность включить фичу «Объёмный звук». Есть ещё настройка «Срез ВЧ», но это, судя по всему, результат унификации интерфейса с другими моделями ГУ: я не обнаружил её влияния на сигнал.



Проверил работу ФВЧ при нескольких выбранных вариантах частоты среза. Во фронтальных и тыловых каналах всё работает одинаково.



Эквалайзер – графический, 14-полосный:



Проверил коррекцию в нескольких частотных полосах. Коррекция умеренная – примерно по 7-8 дБ в плюс и в минус. Нормально. Правда, центральные частоты опять же немного промахиваются. На самом деле это типично для недорогих ГУ, но ничего вот прямо такого уж критичного в этом не вижу – обычные издержки «математики» обработки сигнала в недорогом сигнальном процессоре.



Если лень ковыряться с эквалайзером, и нужно просто поиграться с общим характером звука, можно выбрать один из готовых предустановленных вариантов – их тут аж 9 штук. Причём они названы не только традиционно по музыкальным стилям. Например, коррекция «Город», надо полагать, призвана учитывать типичный спектр фонового дорожного шума, чтобы сделать звучание разборчивей.



Ну и «чтобы два раза не вставать», вот так она корректирует сигнал на деле. Если не зацикливаться на мелочах, получается вполне юзабельно:



Для тех, кто соберётся подключать отдельные усилители, проверил сигнал на линейных выходах. Фоновый шум умеренный, максимальная амплитуда сигнала – 4 В. Это примерно 2,8 В среднеквадратического значения, т. е. номинально имеем честные 2,5-вольтовые выходы (даже с запасом).



А что со звуком?



По правде говоря, я с недоверием отношусь к ГУ, в которых есть «вообще всё и задёшево». Просто потому, что в малом бюджете невозможно сделать мега процессор, который будет нормально справляться со сложными обработками сигнала. Хочешь серьёзный процессор – готовь расширить денежный лимит.

Чем понравился Prology – он в этом смысле рационален. Вычислительные ресурсы не растрачены на поканалку, но дают возможность нормально выстроить звук задержками и срастить акустику с сабом. Возможно, поэтому у него и нет такой деградации звука при задействовании процессора, как в некоторых недорогих ГУ.

Да, в нём обошлось без ортодоксальной аудиофилии, но при замене штатного ГУ на Prology MPC-130 DSP и хотя бы первичной настройке задержек приход в звуке однозначно почувствуется. А можно ещё и сабик добавить, поменять акустику и подключить её через какой-нибудь компактный усилитель.

Коротко по делу. В какие системы подойдёт, и чего ожидать в итоге



Многие смотрят на автомобильные Android-девайсы как на всемогущие компьютеры, с которыми их авто превратится чуть ли не в «Делореан» доктора Брауна и Марти Макфлая. Если вы один из таких, собираетесь насыпать в бедное ГУ гору приложений и запускать их одновременно, лучше расширьте бюджет и выберите модель подороже.

Prology MPC-130 DSP рассчитан на другое применение. Его логично рассматривать как традиционный мультимедийный ресивер, просто с расширенными возможностями кастомизации и возможностью добавить пару-тройку действительно необходимых приложений. К примеру, те же «Яндекс.Музыка» или «Яндекс.Навигатор» (если предустановленный «Навител» не устраивает). Если не переборщить, «подчищенный» Android с ними легко справится.

Модель хорошо подходит для апгрейда скромных базовых штаток – большинство из них имеют как раз четыре канала усиления. Вынули штатное ГУ, подобрали рамочку и переходник на ISO-разъём, вставили Prology. Готово, получили нормальное мультимедиа с хорошим качественным экраном и множеством полезных фич. Даже динамики можно штатные оставить. Или проапгрейдить их тоже и добавить усилитель. Недорого, без фанатизма, но каждый вложенный рубль будет использоваться рационально – это главное.

  • Весьма приличный экран для столь доступного ГУ
  • Маленькая общая глубина корпуса
  • «Вычищенный» Android работает шустро на скромном железе
  • Подключение фронтальной камеры с корректным питанием
  • Предустановленные приложения от «Навител»

  • Процессорные функции свелись к задержкам и эквалайзеру
  • Небольшие частотные промахи при настройке фильтров и эквалайзера


Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus