Кто придумал автомобильный сабвуфер?
Разбирая материалы с конференции по JL Audio

Как и обещал, сегодня расскажу о JL Audio. Будучи на конференции "Чернов Аудио", мне удалось раздобыть материалы, которые раньше у нас не афишировались. Полагаю, было бы неправильно, если бы о них так никто и не узнал. Мне всегда нравилось качество продуктов этой компании, так что в какой-то степени этот пост можно считать личным отношением к бренду. Небольшая часть фотографий взята из официальных архивов JL Audio, но большинство публикуются в открытом доступе впервые. Правда, это тоже лишь малая часть того, что можно было бы показать.

Перед тем, как перейти к самим фотографиям производства в Мирамаре (Флорида, США), немного рассуждений о том, что кроется под логотипами брендов вообще. Старожилы не дадут соврать, JL Audio – одна из тех компаний, с которых вообще начинался автозвук в своем нынешнем виде. Думаю, не сильно слукавлю, если скажу, что именно с подачи JL сабвуфер стал неотъемлемой частью автомобильной аудиосистемы. Легенда, одним словом.

Легко ли быть производителем?



Сегодня создать свой бренд легко – поехал в Китай, показал пальцем на какие-нибудь сабвуферы или усилители, подписал заказ, и вот уже через пару месяцев все полки в магазинах завалены барахлом с твоим логотипом, а молодая поросль пускает слюни на дребезжащие и орущие иерихонскими трубами машины. "Хрень – в массы, деньги – в кассы", безотказный принцип срубания бабок с непритязательных покупателей. Придумать что-то новое и стать лучшим с таким подходом невозможно в принципе, о таких брендах забывают, как только заканчивается их яркая реклама.

JL Audio существует с 1975 (!) года, её основали Джим Бёрч (Jim Birch) и Лючио Прони (Lucio Proni). Собственно, и аббревиатура JL образована как раз от первых букв их имён. Дальше – приобретение Speaker Warehouse и начало массового производства сабвуферов, открытие нового завода во Флориде, открытие подразделения в Аризоне по производству усилителей. Уже в 80-х годах JL Audio участвовал в автозвуковых соревнованиях. В восьмидесятых, Карл!

Это я всё к чему. В то время китайцы могли слепить технику разве что из рисовой муки. Так что движущей силой таких компаний-долгожителей, в том числе и JL Audio, всегда были исключительно собственные разработки, а не рекламное бабло.

Лючио Прони (Lucio Proni) со-основатель компании, CEO, Главный Инженер, Джеф Скун (Jeff Scoon) – Вице Президент Подразделения Электроники, Энди Оксенхорн (Andy Oxenhorn) – Президент JL Audio Inc. Официальное фото JL Audio


И что лично мне особенно нравится, сегодня компания не скатилась к брендированию ОЕМ-продукции, как сделали некоторые, а продолжает тратиться на инжиниринг. Может, многих расстрою, но вообще-то китайцы не так много придумали в области электроакустики, как может показаться на первый взгляд. Собирать по утвержденному техзаданию – да, это могут, но лезть глубоко и придумывать что-то новое – с этим пока не так хорошо. Знаю что говорю, и сам работал на одной из таких фабрик, и с подноготной многих брендов знаком.

В конечном итоге немалую стоимость качественного продукта составляет именно инженерия. BMW или Mercedes никогда не станут дешевле своих китайских клонов. А JL Audio – это BMW, Mercedes и, если хотите, в чем-то даже Rolls-Royse в мире автозвука.

В хорошо известном сабвуфере серии W7 легко набирается десяток оригинальных решений, придуманных одним из основателей компании Лючио Прони и его командой инженеров. Кое-какие американские издания вообще называют его без скромности лучшим автомобильным сабвуфером


Между прочим, Лючио Прони и сегодня – один из мегамозгов, двигающих отрасль car audio. Судя по отношению к этому человеку на самом производстве, он не почивает на лаврах, а остается неутомимым живчиком. "Лючио заказал вот этот станок", "Лючио придумал вот эту оснастку", "Лючио сделал вот этот процесс удобнее", "Лючио то", "Лючио сё"… В общем, основатель компании делает ставку, судя по всему, не столько на маркетинг, как это нынче принято, а на постоянное усовершенствование производства. Американский Кулибин, одним словом. А Джим Бёрч тем временем является главой компании по части персонала. И, судя по всему, этот тандем до сих пор работает отлично.

Как это делается



А теперь, как и обещал, производство. Далеко не все фабрики раскрывают свои цеха для посторонних глаз, ведь это наглядно показывает отношение к созданию продукта.

Вначале динамики. Часть процесса, естественно, берут на себя автоматизированные линии, а часть операций производятся вручную:







Еще один дополнительный штрих к культуре производства. Если какая-то операция подразумевает, что сотрудник длительное время будет находится на ногах, то ему выдается специальный поддерживающий корсет.





У каждого сотрудника перед глазами всегда находится технологический лист с последовательностью операций:



Хранению комплектующих уделяется особое внимание. Вроде бы мелочь, но такая опрятность поддерживает особое отношение к производству и, в конечном итоге, тоже сказывается на качестве продукции.







Знаменитая серия W7 собирается прямо на МДФ-основании, и потом вместе с ним поступает в продажу. Когда вы распаковываете этот сабвуфер, то видите ту же самую МДФ-плиту, которая прошла по сборочной линии через руки работников компании:





Вот тоже вроде бы мелочь, но... Пайка проводников от клемм к звуковой катушке производится с помощью специальных оправок, так что можно быть уверенным, что от партии к партии их длина остается постоянной:



Кстати, вот так выглядит подвижная система плоского сабвуфера серии W3. Такой уже ждет тестирования, так что скоро будет отчет:



У нас JL Audio знаком в основном по сабвуферам, усилителям и акустике. Но в Штатах львиная доля продаж – это готовые корпусные решения. Причем, не только для автомобилей, но и для катеров, яхт и так называемой "техники для активного отдыха" – квадроциклов и багги. Основной материал – стеклопластик. Выпускаются комплекты даже под конкретные марки квадроциклов. Матрицы для дальнейшего производства снимаются прямо на производстве:



Это лишь маленькая часть огромного склада с матрицами:



Изготовление стеклопластиковых "скорлупок" поставлено на поток:



Корпуса иногда бывают совсем немаленьких размеров:



Назвать отлитые элементы "скорлупками" как-то язык не поворачивается:



Стеклопластик такой толщины посерьезнее любого МДФ:



Доводка формы отлитых корпусов:



Изготовление корпуса для домашнего сабвуфера:



Корпуса ждут отправки на дальнейшую обработку и сборку:



Корпуса для морской акустики. Тоже стеклопластик:



Корпуса для серий Power Sport:



По сравнению со стеклопластиком корпусные сабвуферы из МДФ выглядят уже немного попроще. Хотя и тут есть свои особенности. Чуть ниже есть пара занятных видеороликов, показывающих процесс сборки.



Готовые динамики из соседнего цеха ждут своей очереди на сборку готовых корпусных сабвуферов:



Ну и напоследок несколько официальных роликов, которые были показаны на майской конференции "Чернов Аудио". Они без перевода, но, полагаю, там и так всё понятно. Не поленитесь, посмотрите, очень занятное видео:

Как собираются корпусные сабвуферы JL Audio:



Как изготавливаются стеклопластиковые сабвуферные корпуса (Stealthboxes):



Как делается морская техника JL Audio:




Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus