Итальянский подход
Тест 8-канального аудиопроцессора Mosconi DSP 6to8 Aerospace

Недавно ко мне в лабораторию попал весьма интересный процессор от Mosconi-Gladen (после некоторого периода неопределённости этот бренд снова появился на российском рынке). И хоть появилась эта модель не вчера, детальной информации и разбора возможностей, как оказалось, по нему немного. А меж тем, процессор интересный: его 12-канальный «коллега» DSP 8to12 Aerospace даже получил престижную награду EISA 2016-2017. В общем, восполняю пробел, поскольку девайс, определённо, заслуживает внимания.

На сегодняшний день российская цена на 8-канальный Mosconi DSP 6to8 Aerospace составляет 45680 рублей. В ценовых конкурентах у него, навскидку, Helix DSP 3S, Madbit DSP PRO 2 (Mosconi получается примерно между ними) и недавно побывавший на изучении «Контур Аудио» С8 – его цена тоже рядом. То есть модели, которые уже можно смело использовать в серьёзных SQ-системах.



Первое знакомство



Первое, что привлекло внимание и понравилось – качество сборки. Конструкция вроде несложная: алюминиевый прямоугольный профиль и штампованные торцевые планки, но вот в руках держать приятно – всё очень аккуратно и как-то добротно что ли. При включении питания верхний логотип равномерно подсвечивается.



Семейство процессоров Aerospace собирается у себя на родине, в Италии, о чём упоминается на коробке.



К каким источникам можно подключать



Во-первых, к обычным аналоговым источникам. Шесть входов могут работать как линейные или высокоуровневые, для каждой из пар можно выбрать свой вариант подключения (переключатель Hi-Lo). Плюс имеются физические регуляторы чувствительности, что в процессорах встречается нечасто. И это лучше, чем исключительно цифровая регулировка (хотя, разумеется, настроечный софт и её тоже предусматривает). Да ещё и индикаторы клиппирования есть, так что настраивать согласование с источниками можно гибко и без особых сложностей.



И да, обратите внимание на переключатель Autosense – это выбор межу балансным (Bridge Tied Load) и обычным (Single Ended) входом. Плюс режимом автовключения он тоже заодно ведает.

Во-вторых, есть цифровой вход. Он один, но в двух форматах на выбор – оптический или коаксиальный. А ещё имеется оптический выход, с которым можно объединять несколько процессоров для работы в одной системе – это для максималистов, которым нужно 16, 24, 32 канала...



И третий источник – это Bluetooth-модуль, но он уже докупается отдельно. Можно использовать MOS-BTS или MOS-BTM. Первый – чисто для аудиостриминга (в описании, правда, поддерживаемые кодеки не указаны), второй – для управления настройками процессора со смартфона. Правда, только с Android – установочный apk-файл приложения предлагается скачать с официального сайта.

К сожалению, у меня ни того, ни другого в руках не оказалось, но для интереса попробовал установить приложение. Как оказалось, итальянцы особого акцента на нём не делают: смартфон выдал стандартное предупреждение «Приложение создано для более ранних версий Android». Так что вывод по этой части такой – есть смысл присмотреться к модулю MOS-BTS, а модуль MOS-BTM хоть и выглядит заманчиво, но с его покупкой лучше не торопиться и последить, будут ли разработчики развивать это дело.

Что внутри



Процессор собран на единой плате, без субплат. Помнится, 8-канальный предшественник (который ещё не Aerospace) был собран в два «этажа». Впрочем, тут много чего отличается от него, причём во многом Aerospace намного интереснее.





За математику отвечает «жирный» процессор ADAU1452. В описании есть фраза насчёт «нативного 24 бит/96 кГц» при приёме потока от цифровых источников. Насчёт битности обработки сигнала это ничего не говорит (скорее всего она всё же выше), а вот то, что частота дискретизации при обработке сигнала составляет 96 кГц, можно только приветствовать.



Чип кодека закрыт маленьким индивидуальным радиатором, но предположу, что за аналого-цифровое и цифро-аналоговое преобразование отвечает PCM3168: он же использовался и в упомянутом «обычном» DSP 6to8. Да и по количеству ножек вроде всё сходится. На выходах трудятся AD8512 – весьма интересные и далеко не самые простые операционники.



На аналоговых входах использованы распространённые NE5532, но в «содружестве» с AD8273. Напомню, входы могут являться одновременно высокоуровневыми и линейными, режим выбирается переключателем.



Как настраивается



На момент теста последняя версия программы – 3.15. Как заявляется, с полностью обновлённым интерфейсом и новыми фичами. Окей, посмотрим.

Установки программа не требует, при запуске предлагает выбрать, к какому процессору предстоит подключаться. Правда, как выяснилось, драйвер для соединения с процессором установить всё же нужно. Вернее, программа сама предложила скачать и установить его автоматически. Так что желательно, чтобы настроечный комп был подключен к интернету. Ну или придётся предварительно скачать драйвер с сайта. После соединения с процессором программа проверяет версию прошивки, и если она не слишком новая, предлагает «залить» в него последнюю версию.



И ещё обратил внимание на одну интересную фичу – возможность ввести для входа в настройки защитный PIN-код. Думаю, особенно оценят инсталляторы, которым приходилось исправлять косяки пользователей, полазивших в настройках.



При самом первом включении можно (и даже нужно) воспользоваться мастером конфигурации – Configuration Wizard. Здесь шаг за шагом задаётся состав системы и указывается, что к каким каналам подключено. Буквально минута – и вы получаете готовую первичную настройку с заданными фильтрами и даже как-то выставленными задержками.



Правда, на этом этапе предлагается выбрать компоненты только из ассортимента Mosconi-Gladen, но ничто не мешает потом их переименовать или при сохранении настроек нажать кнопку «Export for Other Brands». Что я, собственно, и сделал. Вот теперь добрался до главного окна программы.



Выглядит красиво, но поразбираться придётся. По умолчанию программа запускается в обычном режиме (Basic Mode), но если переключить в расширенный (Pro Mode), настроечных фич откроется больше.



Теперь на выходах можно объединять каналы в группы, играться с виртуальными каналами, задавать принцип регулировки общей громкости (меняется ли уровень выходных или входных сигналов), задавать, что пойдёт на оптический выход, играться с объёмным звучанием… На входах можно задействовать эквализацию, компенсацию задержек, частотные и даже фазовые фильтры… Нормально так, в общем.



Микширование каналов тоже выглядит заморочно. Не стану сейчас ударяться в детальные описания, слишком уж много частностей, но возможностей смешивания/подмешивания/перемешивания сигналов немало. В том числе можно гибко задавать условия автоматического переключения каналов при появлении сигналов (триггеры).



После микшера, сигнал можно по желанию пустить через обработку для получения «объёмного» звучания. Вернее, таких вариантов обработки даже два. Иными словами, в выходные каналы можно пустить либо «чистый» сигнал после микшера, либо сигнал, обработанный по алгоритму, названному Surround, либо сигнал, обработанный по алгоритму Crossmix/Monaural.

Каждый из этих алгоритмов – это хитрое сложение и вычитание задержанных и отфильтрованных сигналов между левыми и правыми каналами, причём по-разному для фронта, тыла и сабвуфера. Рассказывать смысла нет, нужно слушать результат в каждом конкретном случае.



Идём дальше – обработка выходного сигнала. Тут фильтры как бы объединены с параметрическим эквалайзером. Всего в каждом канале доступно по 10 точек обработки сигнала, для каждой точки задаёте частоту и указываете, что на ней нужно включить – ФВЧ, ФНЧ, Shelf-Filter (фильтр-ступеньку), привычную точку эквализации, Notch-Filter (фильтр-пробку) или же фазовый фильтр.



Причём для ФВЧ и ФНЧ можно выбрать не только один из готовых вариантов характеристик (Баттерворт, Линквиц, Бессель, Чебышев), но и задать собственную добротность Q.

Впрочем, привычный эквалайзер тут тоже есть – он называется главным (Main EQ). Можно было бы подумать, что он работает на все каналы разом, но нет – это раздельные эквалайзеры на каждую группу выходных каналов.



Настраивать всё это богатство не обязательно вслепую: можно нажать кнопку Frequency Chart и открыть окно с итоговыми АЧХ в каждом канале.



И тут же можно оценить фазовые характеристики выходных сигналов.



Ну и чтобы добить тех, кто пока не запутался окончательно, ещё есть мониторинг текущего состояния процессора, и тоже с кое-какими настройками. Поковыряться, в общем, есть в чём.



Как видите, возможностей – уйма. Главное, разобраться с ними. А если всё же запутались, выходите в главное окно программы, ставьте внизу справа галочку «YouTube Button», и на экране появятся кнопки со ссылками на видеоруководства по тем или иным функциям. На всякий случай, вот некоторые из них, сохраните себе, пригодятся:

Где что находится в окне программы
Сохранение и копирование пресетов
Основной и расширенный режимы настройки
Про микшер входных сигналов
Про автоматическое переключение источников (настройка триггеров)
Возможности коррекции входного сигнала
Про Surround Codec
Про режим Crossmix
Возможности режима мониторинга DSP
Возможности окна Frequency Chart
Модули, ПДУ, выходы
Отдельно про оптический выход
Настройка фильтров
Кое-что про типы фильтров и их добротности
Про контроль и настройку фазы
Про главный эквалайзер
Полезные фичи эквалайзера

А что по звуку?



В очередной раз повторю, что описывать характер звучания источника – дело неблагодарное. Однако имеющийся у меня ЦАП уже неоднократно был «точкой отсчёта» в подобных тестах, и это дало основание сделать кое-какие выводы. Межблоки – RockQ от Руслана Нигамаева, регулировка громкости – ALPS RK27 Blue Velvet, усилитель – handmade, акустические кабели – E.O.S. TA-11, акустика – PSB Synchrony One B.

Mosconi не страдает сухостью или холодной колкостью звучания, но просторно и объёмно рисует сцену, что говорит о хорошей проработке нюансов сигнала – процессор их не затирает. Просто есть ощущение, что он не стремится искусственно вытянуть наружу детали, а передаёт их как-то естественно, как само собой разумеющееся. Возможно, эта особенность и делает восприятие таким ненапряжным, когда хочется просто слушать музыку целиком, а не собирать «конструктор из звуков». Если это называть музыкальностью, то Mosconi – действительно, очень музыкальный процессор.

Коротко по делу



Отличный процессор с деликатной и очень музыкальной подачей. Для тех, кому немецкий Helix кажется слишком уж педантичным, и хочется привнести в звук немного итальянского изящества.

Программа управления, правда, выглядит заморочно, но если не просто стараться запомнить, что где крутить, а вникнуть в логику управления, то возможности открываются огромные – начиная от автоматической коммутации входов по настраиваемым триггерам (событиям вроде появления сигналов определённого уровня), всевозможных обработок входного сигнала вплоть до компенсации задержек и фазовых фильтров (для работы со штатками это более чем полезно), двух вариантов обработок для получения «объёмного» звучания, и заканчивая непривычно построенной, но тоже богатой на настройки частью обработки выходного сигнала.

И да, совет. Если настроечный ноутбук будет подключен к интернету, это даст дополнительные преимущества. Как минимум, позволит автоматически отслеживать обновления прошивок при каждом подключении к процессору, ну и видеоруководства по настройке той или иной функции тоже будут нелишними.

  • Качественное, добротное исполнение
  • Возможность «масштабирования» числа процессоров в одной системе
  • Физическая настройка чувствительности входов с индикаторами клипа
  • Можно защитить вход в программу настройки PIN-кодом
  • Богатые возможности обработки и коммутации входных сигналов
  • Дополнительные обработки для получения «объёмного» звучания

  • Функционально богатейшее, но не слишком наглядное настроечное ПО



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus