Поделиться
ВКонтакте
Отправить
в Google plus
Плоских сабов сегодня на рынке не так много, а те, что есть, в большинстве своем не слишком удачны. Главная проблема таких "таблеток" – малый ход диффузора, из-за чего искажения становятся заметными уже на среднем уровне громкости. JL Audio, на моей памяти, по части сабов никогда не промахивался, и то, что в модельном ряду у этого производителя сейчас сразу несколько slim-моделей, дает повод изучить такой саб поподробней. Как оказалось, не зря.

Модельный ряд сабвуферов у JL Audio разбит по линейкам достаточно внятно – от самой старшей серии W7, являющейся концентратом технологий и наработок, до младшей серии W0 и совсем начальной (в смысле, не полный шлак, а начальной в масштабах JL Audio, конечно), серии WX.

В этом ряду W3 – эдакая "золотая середина" – вроде бы уже и не результат тотальной экономии, и в то же время цена ещё не улетела в стратосферу. Нынешний испытуемый как раз из "третьей" серии, и поскольку имет плоскую конструкцию, индекс модели слегка трансформировался и превратился из W3 в TW3 (T – значит thin, тонкий). Ну а всё остальное в названии – размер и сопротивление катушек.



Конструкция



В конструкции 12TW3-D4 действительно много интересного. Литая корзина как бы "обхватывает" магнитную систему снизу. Привычного осевого отверстия тут нет. Оно и понятно – раз уж конструируется сабвуфер для тесных корпусов, то нужно сделать все возможное, чтобы динамик можно было сажать в тонкий корпус вплотную к задней стенке. Наличие осевого отверстия означало бы, что позади динамика нужно оставлять свободное пространство, и тогда вся идея slim-конструкции (ну или thin, если вам так удобней называть) полетела бы к чертям.



Магнитная система не обращенная, а вполне традиционная. А вот центрирующая шайба крепится не как обычно, на стыке диффузора и звуковой катушки, а вынесена на отдельном цилиндрическом элементе за пределы магнитной системы. Таким образом удалось избавиться от ограничения хода диффузора, характерного для большинства тонких конструкций. У 12TW3-D4 линейный ход составляет внушительные 15 мм в каждую сторону. Вполне по-взрослому.



Крупный центральный колпачок выполнен из алюминия и вместе с конусным диффузором образует рельефную и весьма жесткую конструкцию. Его внешний диаметр соответствует внутреннему диаметру центрирующей шайбы.



Не ради рекламы, но для желающих поковыряться в конструкции привожу официальный ролик от JL Audio. Сам я разобрать динамик как-то не решился:



Расчет оформления по заявленным параметрам



Тут я решил сделать так. Чтобы понять, что имеет ввиду JL Audio под своими рекомендациями, сначала смоделировал поведение сабвуфера по заявленным параметрам и рекомендации производителя ЗЯ 23 литра. Вот что из этого получилось:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 26,5 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 48,7 л
  • Qms (механическая добротность) – 10,76
  • Qes (электрическая добротность) – 0,56
  • Qts (полная добротность) – 0,53
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – н/д
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – н/д
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 9,28 / 2,32 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,1 дБ




Вроде бы интересно, если не принимать во внимание тот факт, что результирующая добротность в оформлении получается около 0,9. Такие сабы часто рекомендуют, например, для электронной музыки.

Измерения и расчет оформления по фактическим параметрам



Измерения после разминки показали чуть более высокую частоту резонанса и чуть меньший эквивалентный объем. Всё указывает на то, что динамик может ещё размяться. Но немного, возможности саба оценить уже можно. Из более-менее заметных отклонений, к которым можно придраться, разве что чуть более демпфированный подвес диффузора (соотношение вязких и упругих сил слегка перевешивают в сторону первых относительно заявки). Но всё это скорее придирки, многим производителям до такой точности вообще как пешком до северного полюса:



  • Fs (собственная резонансная частота) – 30,8 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 40,6 л
  • Qms (механическая добротность) – 8,1
  • Qes (электрическая добротность) – 0,59
  • Qts (полная добротность) – 0,55
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 278 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 28,12 / 14,84 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 9,3 / 2,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,0 дБ


Расчет оформления по рекомендации практически полностью повторил то, что предполагал производитель. После окончательной разминки динамика они вообще полностью совпадут. В общем, что обещано в описании, то и по факту получите:



  • Красная кривая – ЗЯ 23 литра
  • Синяя кривая – ЗЯ 30 литров
  • Фиолетовая кривая – ЗЯ 37 литров


В самом компактном оформлении все же смущала относительно высокая результирующая добротность, поэтому поиграл с объемами. И нужно отметить, что уже в 30 литрах Qtc приближается к более традиционному значению, а в 37 литрах выходит на классическую отметку 0,71. При этом, заметьте, сам характер АЧХ остается практически неизменным.

На деле это означает, что нет необходимости стараться выполнить рекомендацию производителя с точностью до кубического сантиметра. Саб прекрасно будет работать в объемах от 23 до 37 литров. А для стеллсов это большое достоинство. Выклеивая сложную конструкцию, далеко не всегда удается точно спрогнозировать объем корпуса. В случае с 12TW3-D4 можно не особо задумываться о его литраже, достаточно прикинуть с точностью "плюс-минус километр".



На деле



Попробовал вернуться к старой методике Car&Music – поставить динамик в тестовый корпус и оценить его в деле, как это всегда делалось в лаборатории. Если знать, что и как слушать, то артикуляцию и разборчивость баса можно оценить достаточно хорошо.

Если коротко, то саб действительно звучит плотно и убедительно. Можно сказать "по-американски". Не в смысле "качает негров" и "гоняет ветры", а дает именно плотный, весомый, тактильно осязаемый "американский олдскульный" бас.

К объему корпуса динамик лоялен, но не прощает даже малейшей негерметичности. В компактных корпусах бас, как и предполагалось, показался чуть смазанным, но, по большому счету, это заметно лишь на относительно сложных треках. Большинство музыкальных жанров он отрабатывает как и положено – могуче и с "концертными" тактильными ощущениями.

  • Способность работать в компактных оформлениях
  • Возможность ставить в тонкие корпуса вплотную к задней стенке
  • Большой линейный ход без скидок на slim-конструкцию
  • Неожиданно плотный могучий бас

  • Такое сочетание инсталляционных и басовых способностей стоит денег



Поделиться
ВКонтакте
Отправить
в Google plus
Еще немного свежих материалов
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2017 CarMus