Качественно другой
Тест-обзор 10-канального аудиопроцессора Madbit DSP Ultra SE

Помнится, когда первые отечественные процессоры только появились на российском рынке, к ним было снисходительное отношение, мол, недорогой продукт, далёкий от аудиофильских высот. Прошло не так много времени, и те же Madbit начали мелькать в системах далеко не начального уровня (особенно с появлением версий в доработке от Алексея Воронцова). Признаюсь, в сегодняшнем подопытном я ожидал увидеть просто очередной хороший продукт в своей категории, но… по звуку он оказался реально прорывным. Очень интересный процессор, в своей ценовой категории конкурентов ему я просто не припомню.

При ближайшем рассмотрении оказалось, что DSP Ultra SE далеко ушёл от своих предшественников как по цифровой обработке сигнала, так и в аналоговой части. Разумеется, это не могло не сказаться и на цене, однако взятый при разработке ориентир на 85-95 тыс. рублей удалось снизить, и процессор получился доступнее. На момент теста его можно купить за 70000 рублей.



SE в названии означает Special Edition. Изначально это был «заводской твик» процессора Ultra образца 2021 года на топовых компонентах. Правда, так уж вышло, что та Ultra на обзор не попала. В 2022 году Ultra SE был полностью переработан, и сейчас в лаборатории – уже вторая ревизия этого процессора.

Первое знакомство, общие возможности



Внешних отличий от предыдущих «мэдбитов», побывавших в лаборатории (последний протестированный был в версии DSP PRO), вроде бы немного. Но если перевернуть корпус, внизу обнаруживается кулер охлаждения. Его задача – не бороться с перегревом, а обеспечить компонентам более правильный тепловой режим. Работает не постоянно, включается по температуре. Боковые стенки с лапами крепления сделаны так, что процессор чуть приподнят над плоскостью, так что при инсталляции ничего лишнего городить не придётся – воздух будет циркулировать свободно.



По выходам и входам – всё как прежде: 10 выходов, 6-канальный аналоговый вход (линейный или высокоуровневый, принимает сигнал с амплитудой до 13 В), цифра (оптика или коаксиал), вход USB Audio (фактически, процессор может работать как внешняя звуковая карта) и собственный плеер, который управляется через приложение.



По работе плеера существенных изменений не произошло – читает только флешки в exFAT (предпочтительно) и FAT32. Будем считать, это вариант не на каждый день, а, скорее, для избранной коллекции любимых альбомов в высоком качестве.



Пожалуй, плеер – самый пуристский источник: считанный с флешки файл идёт сразу в обработку, минуя любые преобразования. К слову, по части преобразований Ultra SE как раз имеет радикальные отличия от предшественников, но об этом чуть дальше. Насколько знаю, именно собственный плеер использовал в качестве источника Евгений Гундарев – он выступал с этим процессором на AMT и стал Чемпионом России в классе «Профессионал SQ».

Впрочем, лично мне нравится ещё и вход USB Audio. Докупить OTG-кабель, поставить правильный плеер, «выгоняющий» аудиопоток на USB мимо программного микшера операционной системы (скажем, UAPP, HF Player, HiBy Player и т. п.) – и вот уже смартфон становится полноценным аудиофильским источником. Единственное, Madbit не поддерживает зарядку, но это решаемо «активным» OTG-кабелем или OTG-хабом. Ну и для ГУ на Android это тоже недурной вариант: наверняка он окажется лучше оптики или коаксиала (как минимум, в силу особенностей вывода сигнала в таких «головах»).

Так. По входам-выходам прошёлся, идём дальше. Снова отмечу глазок вместо пульта. Крутая штука: можно использовать вообще любой пульт, прописав соответствие кнопок в программе управления. Помнится, в первых тестах я вообще заставил управлять процессором пульт от кондея. В этот раз обошлось без экзотики, для дальнейшего тестирования прописал пульт от старого медиаплеера – заняло это буквально пару минут.



Настраивается процессор, как и прежде, по Bluetooth через приложение для Android – установить его можно с Google Маркет или скачать apk-файл с официального сайта Madbit. Особо рассматривать его сейчас не стану, отличия в новых версиях есть, но концептуально мало что поменялось. Так что велкам к предыдущим обзорам MadBit DSP Player и Madbit DSP PRO. Ну и есть ещё ПО для компа, но оно чуть скромнее по своим возможностям.

Отличия от предыдущих версий



Вот теперь, пожалуй, самое интересное – что повлияло на столь заметный отрыв DSP Ultra SE от прежних версий по звуку.



Вся «математика» обработки по-прежнему возложена на достаточно мощный STM32H743 от ST Microelectronics – один из популярных представителей 32-разрядных микроконтроллеров на базе ядер ARM Cortex-M7. Но вот алгоритмы в «ультре» совершенно иные.



В прежних версиях обработка велась жёстко в разрешении 44,1 кГц / 64 бит. И если к битности вопросов не возникало, то частота дискретизации была узким местом. То есть формат CD Audio (неважно, по цифровому входу или через собственный плеер) залетал в процессор как родной, с сохранением бит-перфекта, а вот все вкусности файлов в более высоком разрешении съедались ещё на подлёте к цифровой обработке – на этапе преобразования частоты в 44,1 кГц. Особенно это заметно на сигналах с частотами, кратными 48 кГц.

А вот DSP Ultra SE умеет переключать частоту дискретизации, и обработка сигнала идёт на исходной частоте поступаемого потока. Загоняем в него 44,1 кГц – обработка идёт на частоте 44,1 кГц. Загоняем 48 или 96 кГц – DSP обрабатывает его как есть, на частотах 48 или 96 кГц, соответственно. Само собой, переключается не только сам DSP, но и ЦАП. К слову, когда процессор работает с аналоговыми входами, он работает на максимальной частоте 96 кГц.

За преобразование аналога в цифру отвечает PCM3168A. На самом деле этот же чип использовался и в прежних версиях Madbit, но здесь он играет чуть другую роль.



В прежнем MadBit DSP Player на него было возложены не только задачи АЦП, но и ЦАП: он «обслуживал» первые 8 каналов, а в последней паре каналов трудился PCM5102.

В более продвинутом Madbit DSP PRO он был отодвинут на вторые роли, и трудился на каналы 5-10, а первые 4 канала обслуживались ЦАП на PCM1796 линейки Burr Brown от Texas Instruments.

А вот «Ультра» зашла ещё дальше: в ней ЦАП построены на самых топовых PCM1792А, причём все 10 каналов абсолютно равноценны по своему звуковому потенциалу. Найдёте в этой ценовой категории процессор на таких же крутых ЦАП? Удачи, расскажите потом, если вдруг найдёте.



Чтобы добраться до аналоговой части, пришлось снять «материнку» и добраться до субплаты.



В этой части использованы OPA1612A – так любимые многими «твикарями» операционники. И, должен сказать, заслуженно: с правильной обвязкой и соответствующим питанием звучат действительно хорошо.



Поскольку к DSP PRO были вопросы по поводу слабого уровня выходного сигнала, решил посмотреть, что с этим у «ультры». Подключил процессор к ноуту через USB Audio и запустил трек 1 кГц, записанный с максимально возможным «цифровым» уровнем 0 дБ. На максимуме громкости амплитуда составила чуть меньше 3,2 В, (т. е. примерно 2,2 В RMS). Маловато? Да вроде нет. Клиппирования даже при максимальной громкости не возникает.



А что по звуку?



Оценивать звучание процессоров – занятие неоднозначное, делать это лучше в сравнении с чем-то известным. В моём случае это домашний ЦАП, который неоднократно выступал в качестве такой реперной точки. А ещё в лаборатории оказался уже неоднократно упомянутый Madbit DSP PRO.



Остальной тракт выстроился следующим образом:
  • Источник – ноутбук, подключение через USB Audio и через USB/SPDIF конвертер
  • USB-кабель – handmade
  • Межблочные кабели – RockQ и The Chord Indigo Plus
  • Усилители – handmade от Андрея Сосова (Самара)
  • Акустические кабели – E.O.S. TA-11
  • Акустика – PSB Synchrony One B


Ну что сказать… Поначалу я приготовился отлавливать нюансы, но… DSP Ultra SE оказался лучше предшественника буквально во всём, причём вот на несколько порядков. Динамика звучания, атака, разрешение – это абсолютно другой продукт, совсем другого уровня.

Если у DSP PRO звуковые образы формируются в пространстве эдакими «облачками», то Ultra рисует почти голографичную картинку с кристально очерченными образами. Атака более чёткая. Мидбас подобрался и стал более плотным, «вибрирущим» что ли, эмоциональным, улучшилась артикуляция. Верха с «воздухом», но достаточно нейтральные, без синтетичных «колючек». Хотя их и у предшественников-то не было, но разрешение – однозначно в плюсе: в звучании знакомых треков заметно больше деталей. Слушать стало интересно и, я бы сказал, даже увлекательно.

Режим работы USB Audio поддерживает поток максимум до 48 кГц, так что для оценки работы с Hi-Res переключился на коаксиал (через USB/SPDIF преобразователь на СМ6631А). На такие случаи у меня припасена подборка «HDtracks 2020 Hi-Res Sampler» в двух вариантах – в исходном 96 кГц / 24 бит и сконвертированная в Adobe Audition в разрешение 44,1 кГц /16 бит. В DSP PRO разница если и улавливается, то, скорее, на уровне «угадайки». В «ультре» же при быстром переключении чётко слышно, когда играет Hi-Res, а когда – «обычный» формат. Не считаю свой тракт эталоном, но в смысле разрешения он вполне достаточен, и эту особенность процессора показал хорошо.

Коротко по делу



Скажу честно, не ожидал таких результатов, процессор очень приятно удивил своим звучанием. Если раньше я уважал Madbit за то, что он отлично вписывается в свою ценовую нишу, пусть и не претендуя на ортодоксальное аудиофильство, то версия Ultra SE однозначно замахнулась на более высокий SQ-сегмент. Если сравнивать с теми же Helix (разумеется, с моделями в сопоставимой цене), то «ультра» не просто наступила им на пятки, но откровенно потопталась и, пожалуй, во многом оказалась на несколько шагов впереди.

  • Отличное звучание, выходящее далеко за рамки своей ценовой категории
  • Топовые ЦАП на PCM1792A и выходы на OPA1612A
  • Переключаемая частота дискретизации при обработке в DSP
  • Широкие возможности переключения и микширования источников
  • Настройка и управление без проводов по Bluetooth
  • Для управления можно использовать практически любой ИК-пульт
  • Возможность подключить для управления рулевые кнопки
  • Встроенный плеер с управлением через Android-приложение
  • Может работать как USB звуковая карта
  • Может работать при просадках питания до 6 Вольт

  • Плеер по-прежнему не поддерживает USB-носители в NTFS



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus