Один на две системы
Тест 6-канального усилителя со встроенным 8-канальным аудиопроцессором Hellion HAM6.80DSP

Попал тут ко мне в лабораторию интересный процеусь, который только-только выпускает в продажу компания «ААЦ Дистрибьюшн» под брендом Hellion. Вроде бы всё привычно – 8-канальный DSP, из них 6 могут работать через встроенный усилитель. И можно было бы пропустить его мимо внимания, если бы не сочетание: очень доступная цена, компактность, возможность построить на нём двойную систему, а ещё – возможность автоматической настройки при использовании опционального микрофона. В общем, вещица недорогая, но уж очень занятная.

Точная цена на момент этого теста мне пока неизвестна, но планируется что-то около 23-25 тысяч рублей. Получается, что Hellion HAM6.80DSP в каком-то смысле уникален: альтернатив ему в этой ценовой категории сходу и не припомнить. Разве что процессорные JBL, которые я когда-то тоже тестировал, но HARMAN благополучно покинул наш рынок, так что из поля зрения они выпадают. Впрочем, у тех всё равно была чуть иная концепция.

Первое знакомство, конструктивные особенности



Усилитель компактный – корпус всего 10,6 х 4,2 х 19 см (плюс разъёмы по торцам).



Крепление – уголками по длинным сторонам.



В комплекте, как это нынче принято, идут перчатки.



По входам ситуация следующая:
  • 4-канальный высокоуровневый вход
  • 2-канальный линейный (AUX)
  • Цифровой оптический
  • Модуль Bluetooth Audio (докупается отдельно)




Питание, выходы усилителя и высокоуровневые входы выполнены в разных разъёмах. Во многих компактных процеусях тот же Remote можно видеть в одной колодке с высокоуровневыми входами, что не слишком удобно: если их использовать не предполагается, «хвост» всё равно приходится подключать, а провода оставлять «висячими». Здесь этого недостатка нет – подключаем только то, что нужно.



Все 8 выходов процессора реализованы в виде линейных, т. е. Hellion HAM6.80DSP можно использовать не только как процеусь (на встроенный усилитель идут первые 6 каналов), но и просто как процессор плюс отдельные более мощные усилители. Кстати, можно будет использовать одновременно и линейные выходы, и встроенный усилитель – потом расскажу, как именно.



Настраивается процессор с компа, подключение – по USB. Длинный кабель идёт в комплекте.



Опционально можно приобрести пульт управления.



Теперь немного начинки. Весь девайс собран почти целиком на одной плате – лишь небольшая часть с разъёмами вынесена на «второй этаж».



Математика – на старом знакомом Cirrus Logic CS47048C-DQZ. Чип далеко не новый, но заслуженный, его можно было видеть к примеру, в первых Audison Prima.



Особенность блока питания – он выдерживает значительные просадки напряжения. Усилительная часть отключается при падении напряжения бортсети до 9 В, а процессор держится до просадок вплоть до 5 В. В отличие от традиционных усилителей, блок питания тут однополярный.



Каждый из 6 каналов усиления собран как мостовой, т. е. на самом деле в усилителе 12 каналов, объединённых в пары.



Собрана усилительная часть на силовых чипах TPA3116 (если не ошибаюсь, их же можно встретить в Helix V Twelve DSP).



Чипы прижимаются через алюминиевую планку к корпусу. КПД у них высокий, так что усилитель при работе хоть и тёплый, но не горячий.



Как настраивается, и что умеет



Софт запускается без установки, подключенный процессор видит сразу.



Вроде бы всё выглядит привычно, но есть и свои особенности, причём некоторые – довольно существенные: от возможности работать на две системы разом и до автоматической настройки, о чём вскользь уже упоминал.

Начну с простых мелочей. Первым делом, можно сразу переключиться на русский язык, русификация корректная. Маршрутизацию каналов (с какого входного канала в какой выход что поступает) можно задавать прямо из главного окна – плюсик к простоте и наглядности.

При первичной настройке можно задать тип выходного канала, при этом фильтры встают в некие исходные значения, и систему можно безопасно включать. Например, если выбрать тип канала Twiter, то в нём автоматом будет включен ФВЧ, и вы точно ничего не спалите. Если Subwoofer, то включится ФНЧ. Ну и так далее. В принципе, не ново, но удобно.



Как построить две системы на одном процессоре. Во-первых, если предполагается использовать только процессорную часть, то встроенный усилитель можно программно отключить. Причём это не просто снимает с него сигнал, чипы D-класса действительно уходят в «сон». Это видно хотя бы по снижающемуся при отключении токопотреблению.

Во-вторых, в пресетах запоминаются не только настройки фильтров, эквалайзера и задержек, но и выбранный вход и режим усилителя (включен или отключен), т. е. вообще всё состояние процеуся целиком.

Эти две особенности как раз и дают возможность легко построить сразу две системы. Первую – «повседневную» для работы внутри машины с подключением динамиков к встроенному усилителю. Вторую – громкую эстрадную с отдельными более мощными усилителями, подключенными к линейным выходам. А переключаться между ними можно, просто выбирая нужный пресет процессора (если есть пульт, это вообще несколько секунд занимает). Максимум, что придётся делать вручную, – это включать или выключать Remote на усилителях. Хотя разработчики обещают добавить эту возможность в следующих версиях софта.



Автоматическая настройка процессора. Для этого придётся приобрести опциональный микрофон. Первый попавшийся тут не подойдёт, но этот вопрос можно решить с официальным дистрибьютором Hellion (напомню, это «ААЦ Дистрибьюшн»).



Итак, что умеет автонастройка. Подключаем к процессору микрофон, заходим в раздел автонастройки и первым делом, указываем, какие каналы задействованы в системе. Потом указываем, что именно нужно настроить: задержки, фазу сигнала или эквалайзер (на самом деле лучше всё вместе). При желании можно задать целевую АЧХ, которую нужно получить в итоге (те самые кнопочки Rock, Classic и т. д.).



Важный момент – кроссоверные фильтры автоматически не настраиваются, т. е. их всё же нужно выставить заранее.

Осталось закрепить микрофон в районе подголовника (а если это эстрадная система, то снаружи машины в точке прослушивания) и нажать «Старт». Процеусь сам включает шумовой сигнал и «ловит» его микрофоном. Сначала – на небольшой громкости, потом постепенно поднимает уровень до нужного. Потом запускает ещё серию сигналов, и что-то там себе соображает. После окончания показывает на экране измеренные АЧХ и кривую эквализации.



Попробовал это алгоритм в деле со своими полочниками PSB Synchrony One B. У них есть возможность подключения бивайрингом, так что сымитировал поканалку. Целиком весь процесс описывать не буду, т. к. экспериментировал много – с двумя колонками и с одной. Приведу сделанные выводы:

  • Задержки выставляются корректно – вполне можно использовать как базу для дальнейшей, более точной настройки.
  • Процессор определяет перепутанную фазу между правым и левым каналами, но за фазировкой твитеров относительно мидбасовых динамиков (если это поканалка) лучше следить самостоятельно.
  • Если общий тональный баланс устраивает, автоматическую эквализацию можно не включать. Дело в том, что микрофон «слушает» сигнал в довольно широком угле, и при измерениях «слышит» не только сами динамики, но и активно ловит отражёнку, которая сильно влияет на результаты измерений. Т. е. может попытаться ввести коррекцию там, где на самом деле не нужно. Включать EQ имеет смысл, только если у вас откровенные горбы и провалы, вызванные именно особенностями динамиков, и их нельзя ничем скомпенсировать, кроме как эквалайзером (ни стыковкой полос кроссовером, ни фазировкой).


Проверка стандартных функций DSP



Поскольку в бюджетных DSP часто встречаются косяки с корректностью работы фильтров и эквалайзера, проверил, как обстоят дела у Hellion. Сигнал от измерительного комплекса Audiomatica Clio подавал на линейные входы, а выходной сигнал снимал не с выходов усилителя, а с линейных, чтобы исключить влияние на результат усилительной части.

Итак, время обработки сигнала процессором – примерно 3,3 мс. На импульсе есть остаточные затухания – похоже на особенности работы ЦАП.



Проверка работы задержек. Максимальные задержки – до 15 мс (эквивалентно «отодвиганию» динамиков примерно на 5 метров). В принципе, по этой части без замечаний. Форма импульса сохраняется постоянной (в некоторых процессорах введение задержек её меняет). Нормально.



Проверка работы фильтров. Сымитировал типичную трёхполоску. По умолчанию для всех фильтров выставлена крутизна 24 дБ/октава и тип фильтра – Линквиц. Пока соответствие нормальное:



При переключении на фильтр Баттерворта, как полагается, перегибы АЧХ чуть порезче, а с типом Бесселя – более плавные. Всё тоже как по учебнику:



Проверка работы эквалайзера. Поскольку с предыдущими пунктами всё было хорошо, тут подвоха не ожидалось. Но кое какие нюансы всё же обнаружились, хотя и не скажу, что критичные.

Для примера – вот как происходит на деле регулировка в плюс и в минус (громкость убавил до 42 единиц из 66, чтобы гарантированно не загнать сигнал в клиппирование):



Если подходить к делу формально, то есть небольшие промахи при выставлении низких значений Q (широкая полоса регулирования), плюс небольшие артефакты на АЧХ при регулировке в плюс. Однако с практической точки зрения это не столь принципиально. Так что просто следуем общепринятому совету – стараемся не задирать эквалайзер в плюс, и всё будет нормально.

Проверка работы усилительной части



Поскольку в Hellion каждый канал выполнен как мостовой, привычный способ анализа сигнала с помощью Audiomatica Clio предполагает «танцы с бубнами». Разве что хорошее соотношение сигнал/шум могу отметить – при полезном сигнале около 1 Вт фоновые шумы «плещутся» где-то за отметкой -90 дБВ (по крайней мере, в звуковом диапазоне).

Для пущей же наглядности решил сделать иначе – подключал ко входу генератор и осциллографом смотрел, что творится на выходе (нагрузка – 4 Ом). Первым делом, стандартная для таких случаев частота 1 кГц:



Характерная высокочастотная рябь почти отсутствует (для D-класса это порой становится настоящей проблемой). Ограничение наступает на амплитуде примерно 17 В (это около 12 В RMS). Достаём калькулятор, считаем, какая это мощность на нагрузке 4 Ом:

Мощностные параметры Hellion HAM6.80DSP (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, неискажённая выходная мощность – 36 Вт
  • Работа на 4 Ом, мощностной запас блока питания – 72 Вт


Если отойти от общепринятой частоты 1 кГц и посмотреть работу усилителя на НЧ и на ВЧ, то можно заметить, что до своего предела усилитель добирается немного по-разному. Но в целом силовой запас остаётся постоянным. Осциллограмма сигнала 100 Гц:



На верхнем краю диапазона (частота 20 кГц) чуть заметнее высокочастотная рябь, но в целом усилитель добирается до своего предела вполне пристойно. Сглаживание верхушек – результат работы выходного фильтра D-класса:



А что по звучанию?



А звучит Hellion на удивление бодро и задорно. Чипы TPA3116 сами по себе интересные, и тут их возможности, судя по всему, реализованы вполне удачно. При подборе акустики лучше избегать откровенных тяжелых мидбасовых динамиков, поскольку мощности всё же не запредельные. А с контролем обычной и тем более чувствительной акустики у Hellion всё хорошо: мостовой D-класс в этом смысле рулит.

Если не пренебрегать этим советом, то усилитель даст лёгкое и динамичное звучание с ясным вокалом и вполне приличной для своей цены детальностью. В целом он играет довольно прозрачно и комфортно. И что важно – без характерной для D-класса сухости или колкости на ВЧ даже при прослушивании с акустикой заведомо более высокого класса. В общем, глядя на цену девайса, впечатления от звучания очень даже приятные.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?



Во-первых, Hellion HAM6.80DSP – хороший вариант для недорогой, но приличной системы «на каждый день». Главное, подобрать не слишком тяжёлую акустику, и получите систему с весьма комфортным звучанием.

Во-вторых, он хорошо зайдёт в эстрадные системы. Вернее, даже в двойные – эстрадные и повседневные. К встроенному усилителю подключаем, например, динамики в штатных местах – это будет система для работы внутри салона. А от линейных выходов строим систему с мощными усилителями и эстрадной акустикой, например, в багажнике. Поскольку в пресетах запоминаются не только текущие настройки, а целиком всё состояние процессора, можно переключаться между конфигурациями буквально в считанные секунды. При этом работать каждая система может даже от своего источника.

В общем, если бюджет ограничен, но хочется чего-нибудь прилично звучащего, «Хеллион» однозначно стоит рассмотрения.

  • Можно корректно построить двойную систему «повседнев/эстрада»
  • Возможность автонастройки задержек, фазировки и эквалайзера
  • Для своих возможностей весьма привлекательная цена

  • Неидеальная работа эквалайзера
  • Для двойной системы желательно программно управлять выходом Rem Out



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus