Дорогая, я уменьшил усилители
Тест усилителей Kicx обновлённой серии AP: 4-канального Kicx AP 120.4 ver.2 и 1-канального Kicx AP 1000D ver.2

Как ни крути, а усилители в крупных корпусах постепенно выходят из тренда. И хоть серия АР несколько лет держит планку бестселлера бренда Kicx, переход к более компактному исполнению был неизбежен. Только в отличие от сюжета тех самых старых фильмов, где уменьшение вечно приводило к каким-нибудь проблемам, здесь оно должно, напротив, пойти на пользу.

Сегодня у меня в лаборатории – два совсем новых усилителя Kicx серии AP с индексами ver.2. Они вышли в продажу вот только в начале 2023 года. Главное их отличие от предшественников – размеры. Остальное, как всегда, покажут измерения и анализ работы в разных режимах. Да и просто есть повод оценить на слух, на что они способны.



И первым делом о ценах – они остались на том же уровне, что и у предшественников: на момент теста 4-канальник Kicx AP 120.4 ver.2 стоит 9390 рублей (по данным официального сайта), а моноблок Kicx AP 1000D ver.2 – 9850 рублей. Вполне доступно.

Первое знакомство, конструктивные особенности



Усилители с индексом ver.2 компактнее предшественников по всем трём измерениям. Например, размеры прежнего 4-канальника AP 4.120AB – 21 х 5,1 х 44,4 см, а нынешнего AP 4.120 ver.2 – 16 х 4,9 х 34,4 см. Разница существенная. Новый моноблок выполнен в том же алюминиевом профиле, только ещё короче – 23 см.



В описании указано, что терминалы питания рассчитаны на кабель 4 Ga, хотя диаметр отверстия 8 мм позволяет использовать и более толстый 2 Ga. Для моноблока, кстати, это будет нелишним: он стабильно работает на 1 Ом, а на такую нагрузку токопотребление в пиках может превышать 100 Ампер (судя по измерениям). Да и вообще, питание ещё никогда не было лишним.



У моноблока предохранители расположены на корпусе, суммарный номинал – 105 Ампер. У 4-канальника места на торце почти не осталось, так что предохранители убраны внутрь. Доступ к ним – с нижней стороны корпуса через небольшое окно, закрытое съёмной крышкой. Суммарный номинал – 80 Ампер.



По настройкам 4-канальник вполне стандартен – ФНЧ с настройкой от 50 до 200 Гц или ФВЧ с расширенной настройкой от 50 до 8 кГц в один «проход» регулятора. Потом обязательно оценю, как фильтры показывают себя в деле.



У моноблока – ФНЧ (само собой, куда ж без него), сабсоник (очень хорошо, полезная штука при использовании саба в ФИ корпусе) и Bass Boost (при нормальной настройке не очень нужен, но пусть будет).



Из полезных особенностей отмечу индикатор клиппирования (судя по его работе в ходе измерений, загорается при уровне искажений около 10%) и возможность объединять два усилителя для работы мостом на один сабвуфер (на «ведущем» усилителе включается режим Master, а на «ведомом» – Slave).



Т. е. если от одного AP 1000D ver.2 можно выжать до 1000 Вт на 1 Ом (как обещает описание), то от двух, объединённых таким образом, – уже 2 кВт на 2 Ом (сабы ниже 2 Ом к такой связке подключать не нужно: усилители, может, и не сгорят сразу, но их режим выйдет за пределы нормального).

Если соберётесь использовать два моноблока для работы на один саб, то проводной регулятор подключается к «ведущему», т. е. на котором переключатель находится в режиме Master.



Начинка усилителей



Эту часть тоже начну с 4-канальника. Как сообщается в пресс-релизе к обновлённой серии, в новинках, дословно, «применены 4-слойные платы, что позволило снизить размеры усилителей». Сама схемотехника, впрочем, осталась традиционной: 4-канальник построен по схемам АВ-класса, монтаж преимущественно на SMD-компонентах.



Блок питания сдвоенный, что должно хорошо сказаться на токовой нагрузочной способности. На деле усилитель действительно стабильно работает на 2-омную нагрузку, хотя прирост мощности относительно 4-омной не слишком большой.



На входах замечены операционники 4558 – распространённые «рабочие лошадки» аппаратуры начального уровня. Но если заморочиться темой SQ, то вот вам и пространство для твика (вообще, сложилось впечатление, что их замена может сказаться на звучании очень заметно).



В усилительной части – проверенные классические решения. Кстати, в надписи на упаковке насчёт MOSFET есть некоторое лукавство: выходные каскады построены на биполярах TIP35C и TIP36C.





Моноблок AP 1000D ver.2 работает в D-классе. Тут всё как полагается – «жирный» блок питания и совсем немного места осталось для драйверной и входной частей. Но всё уместилось на единой плате, без субплат.







Усилительная часть построена на драйверах YD7120 (практически полный аналог «ирисок» IRS2092) в связке с силовыми ключами IPP200N15N3G (а вот это уже действительно MOSFET-транзисторы).





Измерение параметров и характеристик 4-канальника Kicx AP 120.4 ver.2



Сначала о работе фильтров. Единственное, к чему можно придраться – это настройка ФВЧ. Но при столь широком диапазоне регулировки (аж до 8 кГц в один проход крутилки) было ожидаемо, что форма АЧХ будет чуть плавать в зависимости от выставленной частоты. Впрочем, всё не так критично. И обратите внимание на то, как оказывается настроен ФВЧ в среднем положении регулятора. Если вы используете фильтры, например, для «подрезки» снизу фронтальной акустики, его можно смело крутить до половины хода, и только во второй половине хода он становится чувствительным.



Как и большинство усилителей в относительно невысокой ценовой категории, 4-канальник работает ближе к классу В – гармоники присутствуют даже на небольших уровнях сигнала. Снобы примут это за недостаток, но не забываем, что это заметно повышает КПД и снижает тепловыделение, что в данном случае, может, даже важнее. Да и вообще, это далеко не главная характеристика, так что анализируем дальше.



А вот то, что гармонические искажения распределены по частотному диапазону равномерно – большой плюс, и в какой-то мере даже неожиданно. Чаще всего искажения растут на НЧ и ВЧ. Здесь такого нет, и это достоинство, пожалуй, даже важнее, чем задиристый спектр гармоник. И обратите внимание, искажения почти не растут при переходе с 4-омной на 2-омную нагрузку (разве что соотношение 2 и 3 гармоник меняется), так что к AP 120.4 ver.2 можно смело подключать 2-омную акустику. Ну или собирать массивы эстрадных динамиков с таким суммарным импедансом.



Электрическая фаза сигнала на верхнем краю диапазона никуда не уплывает, есть лишь небольшое смещение (некоторые усилители нещадно крутят фазу сигнала на ВЧ). Фазовые характеристики одинаковы на 4 и 2 Ом, что вполне ожидаемо – это же не D-класс с его выходными фильтрами.



Теперь про силовые способности. Измерение на стандартной частоте 1 кГц. Заявка мощности 120 и 150 Вт (на 4 и 2 Ом, соответственно) выполняется: ограничение выходного сигнала наступает как раз при достижении заявленных мощностей:



Формальные циферки получаются такими:

Мощностные параметры Kicx AP 120.4 ver.2 (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 117 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 151 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,1%

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 164 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 208 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,2%


Измерение параметров и характеристик мноноблока Kicx AP 1000D ver.2



У моноблока фильтры работают корректно. Попутно совет – оптимальные значения ФНЧ и сабсоника в большинстве случаев окажутся между положениями регуляторов 1/2 и 2/3. Сабсоник не отключается, но в минимальном положении оказывается настроенным ниже 20 Гц, т. е. почти что отключен.



Вообще, я не сторонник использовать бас-буст, но раз уж он есть, оценил и его работу. Тут обратил внимание, что основной подъём АЧХ начинается во второй половине хода «крутилки». Центральная частота «буста» чуть меняется в зависимости от уровня, но это не очень критично.



Спектры гармонических искажений, на удивление, далеко не самые задиристые. Вообще, в последнее время у моноблоков с этим нет таких проблем, как раньше. Причём, как видите, даже у относительно доступных.



Распределение искажений – равномерное по всему рабочему диапазону усилителя вплоть до самого инфрабаса.



Неожиданно, но при переходе на 2 Ом и 1 Ом уровень и даже характер искажений остаётся примерно на том же уровне (это измерение делал при выходной мощности порядка 10-20 Вт).



А вот так уровень КГИ зависит от выходной мощности. Измерение силовых характеристик проводил на частоте 60 Гц. Вообще-то для басовых моноблоков стандарты предписывают делать это на частоте 100 Гц, но, на мой взгляд, 60 Гц как-то ближе к жизни. Тут обращу внимание на две вещи.



Первое – искажения растут плавно при увеличении мощности выходного сигнала, и если формально отметку КГИ для определения номинальной мощности графики пересекают ниже заявленных значений, то силовой максимум у усилителей вполне соответствует заявке (а на 4 Ом даже с запасом).

Второе – пиковое токопотребление усилителя при нагрузке 1 Ом превышает 100 Ампер, что выше возможностей моего лабораторного блока питания (Audison Symbatt 100). Однако учитывая, что при работе на такую нагрузку ограничение не наступает слишком рано, заявленную мощность, скорее всего, тоже можно считать подтверждённой.

Мощностные параметры Kicx AP 1000D ver.2 (измерение на 60 Гц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=2%) – 354 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 531 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,3%

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=2%) – 578 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 732 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,3%


А что по звуку?



По понятным причинам основное внимание – 4-канальнику AP 120.4 ver.2. Сходу понравилось, что при его включении в тракт вместо «референсного» усилителя звук не стал тусклым, как это часто бывает с недорогими моделями, а сохранил ясность и какую-то открытость что ли. Да, меньше деталей, звуковая сцена рисуется не так глубоко, но если сравнивать с усилителями своей ценовой категории, то новый АР, пожалуй, даст фору многим – общая звуковая картина рисуется без явного ощущения «наброшенного покрывала».

Пробежался по разным жанрам. Современный жёсткий рок и метал – можно придраться к совсем уж забойным трекам, но опять же, если сравнивать с заведомо более дорогими усилителями. Олдскульный рок – без вопросов. Лёгкая инструментальная и популярная музыка – красиво, с тёплым и каким-то даже «бархатным» оттенком. EDM и прочая ритмичная электроника – отлично, с должным басовым фундаментом. В общем, учитывая цену, впечатления приятные.

Коротко по делу



Вполне достойные и сбалансированные усилители. Собраны аккуратно, работают стабильно и даже не бунтуют против пониженного импеданса нагрузки. Разумеется, не обошлось без компромиссов (например, работа 4-канальника почти в классе В для повышения КПД и снижения тепловыделения), но они не выглядят экономией на всём подряд, и это радует. Так что для систем в умеренном бюджете – вполне приличный выбор.

  • Компактные, аккуратная сборка
  • Сравнительно невысокое тепловыделение даже у 4-канальника АВ-класса
  • Можно объединять два моноблока для работы на один сабвуфер
  • При переходе на низкоомную нагрузку нет роста искажений
  • Равномерный уровень искажений по всему рабочему диапазону

  • 4-канальник, фактически, работает в классе В
  • У моноблока не самый высокий КПД (по меркам D-класса)



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus