Больше каналов и обновлённая платформа
Тест 12-канального аудиопроцессора Resolut H-DSP

Можно долго рассуждать, что для автомобильного аудио достаточно 8-канального процессора, и морщиться от автопроизводителей, которые распихали по салону 100500 штатных динамиков. Но убедить владельца такого авто, что ему столько не нужно, порой бывает ой как сложно. Поэтому многие производители, начиная с того же Brax (и далее по списку) всё активнее предлагают многоканальные девайсы. И вот что интересно – чаще всего такие решения востребованы именно в премиальном сегменте. Так что появление многоканального Resolut, который со своих первых моделей замахнулся на топовый сегмент (и сделал это, кстати, неслабо), стало закономерным.

Если быть точным, то 12-канальный H-DSP – не первый «оверканальный» процессор у бренда Resolut: чуть больше года назад появился 16-канальный M-DSP. Но он, по факту, был построен по принципу «объединения» двух T-DSP MK2 с подведением их под единое управление, поэтому делать по нему лабораторный отчёт не стал. А вот H-DSP построен принципиально иначе, так что не упустил возможность оценить его и поделиться мнением.



Интерес подогрело и то, что я сам являюсь владельцем T-DSP первого поколения на ЦАП ESS9038PRO, а в лаборатории в настоящий момент использую вдоль и поперёк «перепаханный» ЦАП на АК4490. Так что некие точки отсчёта имеются. Но перед погружением в оценку звуковых особенностей, как всегда, пробегусь по конструктиву. В конце концов, именно они и дают результат.

Первое знакомство с процессором, конструктивные особенности



На внешней стороне долго останавливаться не стану: корпус H-DSP полностью повторяет хорошо известные A-DSP, J-DSP и T-DSP – массивный и брутальный алюминий со шлифованной фактурой.



В процессорах Resolut есть условное деление – девайсы на ЦАП от Asahi Kasei, имеют серебристый алюминиевый шильдик. Здесь он точно такой же, как у A-DSP, что как бы намекает на начинку. Но, напомню, построен он иначе, так что выводы делать рано.



Фирменная фишка Resolut – возможность открутить шильд и повернуть его, чтобы в инсталле он не оказался вверх ногами или повёрнутым набок. Особые эстеты, кстати, заодно и верхнюю крышку могут поменять на опциональную цветную.

Выходы расположились на одной стороне в два «этажа» и разделены на три группы.



Сюда же переехал и разъём подключения пульта Resolut SRC. В 8-канальных процессорах он был на противоположной стороне.



И раз уж заговорили про пульт, особо отмечу, что наконец-то вышла его обновлённая версия – со слегка увеличенным экраном. Он не стал гигантским, но увеличен до размеров, когда эргономика и эстетика пропорций не теряются. Символы тоже стали крупнее – в первом уж очень мелкие были. В остальном он остался без изменений – алюминиевый корпус, закалённое стекло Gorilla Glass, алюминиевый энкодер.



Но вернусь к самому процессору. Как и в остальных моделях Resolut, в базовом арсенале 12-канальника имеется два цифровых входа – оптический и коаксиальный. Остальное набирается по необходимости в виде модулей.



Правда, если у первых Resolut (в частности, в моём T-DSP первого поколения) боковая планка была сплошной, а вместе с модулями шла отдельная планка с окнами под модули, то сейчас уже в базовой комплектации есть возможность «открыть» окно под нужный модуль.



Соответственно, на плате под это дело предусмотрены гнёзда. Сами модули – общие для всей линейки Resolut DSP.



На сегодняшний момент на официальном сайте представлены модуль аналоговых входов (Resolut A-IN, 8 входных каналов), модуль USB-Audio (Resolut USB-IN HQ) и модуль прямого подключения к шине MOST-25 (Resolut M25-IN). Заранее отвечая на вопрос, модуль MOST-150 до сих пор в процессе подготовки к производству: нелегко даётся эта шина.



Теперь к основной начинке. За «математику» обработки сигнала отвечают два ADAU1452. Битность и частота дискретизации при обработке – те же, что и у остальных процессоров Resolut – 64 бит и 192 кГц, соответственно.



ЦАП построен на шести AK4490R – это уже новые версии, которые Asahi Kasei Microdevices запустили в производство после большого пожара на заводе в Нобеоке в 2020 году.



Среди принципиальных изменений относительно первых процессоров Resolut – иная реализация коаксиального входа. Если в первом поколении он был «прямым» и, чего уж там, порой капризничал принимать сигналы с нестандартными уровнями, то в более поздних версиях было решено отойти от столь «лютого High End», применить трансформаторы, но сделать входы более «всеядными».



Изменения в программе управления и настройки



Настраивается H-DSP через общий софт Resolut DSP Tools. Правда, первые версии программы для него не подойдут, 12-канальник поддерживается, начиная с версии 1.4.

При запуске предлагается выбрать, что будет настраиваться – 8-канальный, 12-канальный или 16-канальный процессор:



В остальном программа осталась той же, разве что «дополнительные» каналы вынесены для настройки в отдельное окно.





Ну и окно для настройки фильтров, соответственно, тоже расширилось. Правда, оно шире основного, так что нужно ещё посмотреть, как это будет выглядеть на ноутбуках с небольшими экранами.



И да, обращу внимание, что на экран можно вывести не только АЧХ самих фильтров, но и АЧХ с учётом эквалайзера, а ещё – графики электрической фазы сигналов. Для опытных настройщиков может пригодиться.



Как и для 8-канальных A-DSP и A-DSP MK2, в 12-канальном H-DSP можно поиграться с режимами работы выходных фильтров ЦАП. Каналы здесь тоже разделены на пары, для каждой пары можно выставить свой фильтр:



Как-то давно я уже разбирал принципы их работы конкретно в ЦАП линейки Velvet Sound от Asahi Kasei, так что сейчас просто продублирую табличку из официального описания:



В остальном возможности перешли по наследству от версии Resolut DSP Tools 1.3. Перечислю самые, на мой взгляд, интересные. В основном они сосредоточены в части эквалайзера: кроме привычной параметрической эквализации можно выбрать фильтр-ступеньку (Low Shelf, High Shelf) и фазовый фильтр, который не влияет на АЧХ, но крутит фазу сигнала (может пригодиться, например, при согласовании полос). Плюс в эквалайзере можно задать дополнительный ФВЧ или ФНЧ с крутизной 12 дБ/октава, никак не связанный с кроссовером – практика показала, что штука полезная.



Ну и ещё одна фича, которую хотелось бы отметить, – это возможность регулировки уровня НЧ не только уровнем саба, но и по принципу параметрической эквализации во всех выходных каналах разом. В этом случае идём в эквалайзер входов, там среди прочего находим «Subwoofer» и задаём кривую коррекции. Она работает по принципу шелф-фильтра:



Ну а в окне настройки пульта меняем Subwoofer Mode с Classic на Parametric. Теперь, когда мы будем крутить на пульте Subwoofer Volume, бас будет усиливаться во всех каналах разом согласно заданной кривой – это сохранит согласование саба с фронтальными каналами.



А что по звуку?



Подготовка к прослушиванию. Делать выводы по звучанию процессоров – занятие неоднозначное: слишком многое зависит от тракта. Поэтому задействовал максимум имевшегося под рукой и, главное, хорошо изученного «железа» соответствующего уровня, чтобы выявить особенности испытуемого.

В качестве отправной точки для сравнения ориентировался на свой домашний ЦАП (тоже на AK4490, правда, предыдущего поколения, ещё без добавления R в маркировке) и Resolut T-DSP первой генерации.

Источник – ноутбук и USB/SPDIF конвертер на CM6631A. Подключение – метровый Tchernov Cable Special Toslink Optical IC. Межблочные кабели – RockQ от Руслана Нигамаева, The Chord Indigo Plus и E.O.S. Tasios 70. Все три – с разными характерами. «Подкидывал» несколько имевшихся в наличии усилителей. Называть их смысла нет: это либо «жёсткие твики», либо совсем hand made (как автомобильные, так и с питанием от сети). Акустические кабели – старые добрые E.O.S. TA-11. Акустика – PSB Synchrony One B.

Характер звучания. Если совсем коротко, H-DSP звучит мягко, но с высоким разрешением. С некоторыми сочетаниями усилителей и межблоков давал тёплое и комфортное звучание, с некоторыми – более нейтральное. Но именно холодной колкости я от системы не услышал ни в одном из вариантов. Детали искусственно на передние планы не вытаскивает, но передаёт их легко, как само собой разумеющееся.

Бас, может, не такой упруго-эмоциональный, как в T-DSP, но энергичный и ни разу не скучный. Пожалуй, он даже более правильный. Хотя лично мне, чего уж там, T-DSP нравится как раз своей нарочито «вкусной» подачей НЧ диапазона.

Можно ли назвать такой характер звучания «мониторным»? Вряд ли. Под этим словом обычно понимают тоже точное и подробное звучание, но с минимумом эмоций. Честно говоря, к этому определению ближе J-DSP с его «стерильной» подачей, а для H-DSP всё же больше подходит слово «музыкальный». Если Sabre порой расставляет инструменты слишком точечно, то в подаче AKM они заполняют послезвучиями пространство сцены по ширине и в глубину, чем только вовлекают в музыкальное действо.

Коротко по делу



Сложилось впечатление, что реализация ЦАП на АКМ конкретно в H-DSP получилась интересней, чем у первых A-DSP (про MK2 не скажу, не довелось оценивать в своём тракте). Возможно, и сами японцы что-то изменили в новой версии своих чипов, но в данном случае это не так уж и важно. Главное – результат: H-DSP не заставляет подбирать остальные компоненты под него, он получился достаточно нейтральным. Но не то, что называют «мониторным», а, скорее, «музыкальным». Очень интересный процессор, тестировать его было действительно приятно.


Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus