Итальянский хенд-мейд
Тест 2-канального усилителя Celestra RA220

На днях пришла новость, что бренд Celestra снова официально представлен в России, и вот у меня в лаборатории оказался усилитель хорошо знакомой многим серии RA. Это мощный двухканальник RA220, который появился на рынке не так давно и представляет собой модернизированную версию старого доброго RA220x. Правда, никаких инструментальных тестов ни предшественника, ни тем более обновлённой модели, я в интернете не встретил, так что, как говорится, «будем посмотреть». Ну и послушать, само собой.

Кто не в курсе, сам бренд Celestra создал Джузеппе Руджери (Giuseppe Ruggieri), и все модели спроектированы лично маэстро по собственным оригинальным схемам. Небольшое производство расположено в итальянском городке Пескара, усилители серии RA собираются вручную, и каждая модель на выходе тестируется индивидуально. Конкретно на этот тест достался экземпляр под номером 232 – это уже из партии, привезённой в Россию новым дистрибьютором Sounds Good (официальный русскоязычный сайт celestra-audio.ru).



Вообще, на сегодняшний день в России можно официально купить усилители трёх серий. Серия VA – совсем уж бескомпромиссный High End со своими заморочками. Серия RA – ближе к автомобильной «классике» (правда, заморочек в ней тоже хватает, ибо во многом базируется на тех же VA). И есть ещё серия FA – подоступнее.



Первое знакомство, конструктивные особенности



Внешне RA220 мало чем отличается от предшественника RA220x – всё тот же зеркальный корпус из нержавеющей стали и односторонняя компоновка, при которой все подключения выводятся на один торец.



В RA220x были частотные фильтры, теперь их нет. Логично: с развитием процессоров они стали рудиментом в усилителях такого уровня.



Теперь всё как и полагается в High End – лишнее за борт, из всех регулировок – только гейн. Кстати, обратите внимание, даже на корпус вынесено «Zero Feedback Design» – напоминание, что усилитель построен по схемам без общих обратных связей.



А вот это забавный момент. Вместо клеммных терминалов «под вилочку» теперь стоят более привычные «под зачищенный провод». Вроде бы хорошо, но… Джузеппе, почему винты снизу? Нет, оно понятно почему – в обычных усилителях плата прижата изнутри к верхней поверхности корпуса, т. е. находится как бы вверх ногами. А здесь – лежит на основании. Ох уж эти итальянцы – в романтических порывах творчества порой не обращают внимания на обычные мелочи. Проводку теперь в любом случае придётся подключать до крепления усилителя.



Сам корпус при работе почти не нагревается: он здесь радиатором не является. Зато радиатор есть внутри, и он принудительно продувается парой вентиляторов. Показались немного шумноватыми, но если усилитель будет стоять в багажнике, например, седана, то это не криминально.



Смотрим, что внутри. Усилитель построен по принципу Dual Mono, т. е. внутри это два независимых друг от друга усилителя – каждый со своим блоком питания.



«Половинки» расположены немного непривычно, «валетом». Но радиатор используют один общий.





В основном всё собрано на единой плате, лишь небольшая часть в каждом канале вынесена на субплату.



Из операционников – только один TL082 на входе (как по мне, тут есть простор для творчества, но Джузеппе выбрал этот ОУ, полагаю, тоже не просто так). Всё остальное – исключительно дискретная схемотехника.



Защита выходов организована через реле.



Выходные каскады реализованы на полевиках. Снял скобки, чтобы добраться до них.



И да, ещё одна особенность конструкции. Как и во многих других усилителях Celestra, сигнальная «земля» в RA220 соединена с корпусом. Так что крепить усилитель желательно не напрямую к кузову, а через что-нибудь изолирующее, иначе можно ненароком наловить помех. Учтите эту особенность при инсталляции.

Измерение параметров и характеристик



«Нетиповая» схемотехника, как всегда, имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, усилители без общих обратных связей неизбежно имеют повышенный коэффициент гармонических искажений, а спектры получаются задиристыми. Так что если вы набирались автозвукового опыта у маркетологов, то это, конечно, может показаться серьёзным недостатком…



Но вы ведь, надеюсь, не думаете, что качество определяется лишь циферками КГИ? Тем более, их уровень получается около одной десятой процента, а исследования показывают (оторвитесь от ютуб-блогеров и почитайте на досуге специальную литературу), что даже единицы процентов никакого криминала не имеют. Так что давайте смотреть, чем Celestra так цепляет аудиофилов.

Раз уж начали про гармонические искажения, ими же и продолжим. У RA220 уровень КГИ равномерно распределён по всему звуковому спектру, в то время как у большинства «типовых» усилителей он минимален лишь на средних частотах, а на НЧ и ВЧ порой задирается до единиц процента или даже выше (а вы думаете для чего в параметрах показывают КГИ только на 1 кГц?).



Попутно замечу, что усилитель не возражает против работы на 2 Ом. Да, прирост мощностного запаса получается небольшим (чуть дальше это увидите), но при обычной работе уровень искажений почти такой же, как и на 4-омную нагрузку. Ну, может, распределение гармоник только чуть иное.



Идём дальше и отходим от гармонических искажений. Потому что они проверяются на синусах, а музыка – это не синусы, а сложный сигнал с импульсным характером – с резкими пиками, спадами и прочими выкрутасами. И звук во многом определяют не гармонические искажения, а динамические, т. е. возникновение разного рода переходных процессов.

Короче, давайте посмотрим, как Celestra справится с одним из самых сложных сигналов – меандром. Причём работая не на резистор, а на эквивалент динамика (использовал типовую схему, принятую МЭК для некоторых стандартов измерения).

И знаете, это один из тех усилителей, для которых эти осциллограммы можно показывать даже слабонервным, беременным и детям. Посмотрите, как он передаёт меандры с частотами 100 Гц, 1 кГц и 20 кГц.







Да чего уж там, даже на меандре 50 кГц Celestra только-только начала заваливать фронты более-менее заметно. А это, напомню, не синус, т. е. фактически верхняя граница частотного диапазона переваливает за пару сотен килогерц.



Зачем нужен такой запас по частотному диапазону, если звуковой диапазон ограничен всего-то отметкой 20 кГц? Ответ простой, приведу аналогию. Если на трассе ограничение скорости 110 км/ч, на какой машине легче ехать – у которой максималка составляет те же 110 или на той, которая умеет разгоняться до 200, а на разрешённой скорости едет в «расслабленном» режиме?

Вот и у усилителей так же. Им всегда трудно работать на верхнем краю своего диапазона, и это видно, как минимум, по фазовым искажениям (когда одни частотные составляющие «обгоняют» или «отстают» остальные составляющие сигнала). Некоторые усилители на 20 кГц крутят фазу на 90, а то и больше градусов! Но если есть запас по верхней частотной границе, то все эти проблемы оказывается далеко за пределами звукового диапазона. Посмотрите, у RA220 на тех же 20 кГц сигнал уплывает по фазе не больше 15 градусов:



Ну и в финале измерительного процесса – немного о силовых возможностях. При работе на 4 Ом усилитель начинает «упираться» в свои пределы, достигая выходной мощности около 230 Вт, а на 2 Ом – немногим больше 260. Собственно, как и обещано описанием. Даже с запасом.



Мощностные параметры Celestra RA220 (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 229 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 275 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,2%

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 262 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 278 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,4%


Характер звучания, приоритеты использования усилителя



От циферок – к реальному прослушиванию. Сначала о хорошем. Понравилась серединка: голос рисуется очень естественно и наполненно, без замыливания или, напротив, легковесности и потери «тела». Слушать джаз, какой-нибудь красивый инструментал или проникновенный блюз с богатым вокалом – одно удовольствие.

Мидбасовый диапазон без нарочитой вибрирующей упругости, но подаётся плотно и собранно, без раздувания, контроль очень достойный. Ставить его на сабвуфер я бы, пожалуй, не стал, поскольку самый-самый инфраниз он передаёт не так уверенно, но мидбас – это вот прямо его.

Как это часто бывает с мощными усилителями, ВЧ оставили двоякое впечатление. С одной стороны, детальность приличная, усилитель не обрубает послезвучия и хорошо заполняет ими звуковое пространство. Оно и по измерениям было видно – никаких лишних переходных процессов даже за пределами слышимого диапазона.

С другой стороны, RA220 не создаёт того ощущения лёгкости и глубины звуковой сцены, на которое способен, к примеру, его «младший брат» RA275 (кстати, не исключаю, что ситуацию может исправить замена TL082 во входных цепях).

Так что по ходу прослушивания начали вырисовываться приоритеты применения RA220 – это НЧ-звено в трёхполосках и НЧ/СЧ-звено в двухполосках. В общем-то, вполне логичное применение для мощного 2-канальника.

Коротко по делу



Необычный и очень самобытный усилитель, построенный во многом вразрез с общепринятыми канонами (впрочем, как и полагается настоящему High End оригинальной разработки и ручной сборки). По схемным решениям очень похож на своих «младших братьев» RA275 и RA475, и перенял от них основное достоинство – уверенно отрабатывает сложные сигналы. Только если в тех моделях чувствовалась специализация на СЧ/ВЧ диапазон, то в RA220 упор сделан на силовые способности и работу в НЧ или НЧ/СЧ диапазоне. Так что если объединить их достоинства, получится весьма сбалансированное усилительное звено достаточно высокого класса.

  • «Во-первых, это красиво»
  • Эксклюзив: made in Italy, ручная сборка
  • Построен по схеме двойное моно
  • Приличный запас мощности
  • Весьма достойная передача сложных сигналов

  • Вентиляторы немного шумноваты
  • Расположение клемм заставляет подумать



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus