Концепция лёгкости
Тест компонентных акустических систем Vibe BLACKAIR 6C-V0

У британского бренда Vibe интересный подход – вроде бы консервативный, но и новинки постоянно появляются. Вот, к примеру, акустика Black Air существует вообще «со времён царя Гороха», а поколений у неё поменялось – сосчитают только совсем уж песочные старожилы автозвука. К слову, если что, в нынешней акустике олдскульный почерк тоже узнаётся. Но это я так, забегаю вперёд.

В общем, в лаборатории в этот раз – компонентный 2-полосный комплект BLACKAIR 6C (да, модель у них пишется вот так, большими буквами и слитно) с индексом V0. Если я не совсем в них запутался, это означает, что конкретно эта модель увидела свет в 2020 году. Но она актуальна до сих пор, и в России её тоже можно купить (сейчас этот бренд возит «ААЦ Дистрибьюшн»).



Первое знакомство, конструктивные особенности



Знакомство начну, как обычно, с мидбасовых динамиков. Выглядят солидно, собраны на массивных литых корзинах с алмазной проточкой.



Конструкция довольно «просторная» – эффекта воздушной подушки с тыльной стороны диффузора точно не возникнет. Запишем в плюсы.



Магниты не слишком высокие, но крупные в диаметре – 10 см. Да ещё и с защитными кожухами, которые делают их визуально ещё больше.



Монтажная глубина динамика уже с учётом кожуха – около 6,7 см. Нормально.



Диффузоры по ощущениям достаточно лёгкие, и это потом подтвердили измерения. Выполнены из целлюлозы с полимерным покрытием лицевой стороны.



С тыльной стороны – привычная фактура прессованной целлюлозы.



Диаметр звуковой катушки – 1 дюйм. Центрирующая шайба достаточно плотная и я бы даже сказал, жёсткая (измерения действительно показали невысокий Vas). Так что одна из особенностей этих динамиков – они почти не будут «чувствовать» объём дверей, т. е. в разных автомобилях (с большими или «тесными» дверями) можно ожидать примерно одинакового характера звучания на НЧ.



Твитеры – с шёлковыми куполами с номинальным размером 25 мм.



Выполнены в металлических корпусах, по умолчанию собраны вместе с металлическими же фланцами и пластиковыми тыльными чашками для врезного монтажа.



При необходимости фланцы можно снять, а чашки – заменить на другие, для наружной установки.



Сеточки входят в свои посадочные места плотно, но держатся не на клее, а за счёт магнитов, так что при желании их можно и убрать (если, к примеру, твитеры решено ставить в штатные места).



Давненько я не видел такого исполнения кроссоверов, оно как-то больше характерно для олдскульных моделей.



В мидбасовом звене – ФНЧ первого порядка, а в звене твитера – ФВЧ второго порядка с аттенюатором на два положения – «0 дБ» и «-3 дБ». Правда, электролит можно было бы и на плёночный конденсатор заменить, по результатам прослушивания создалось впечатление, что он всё немного портит и придаёт звучанию характерную «песочность». Обидно, ведь твитеры сами по себе хорошие и явно достойны лучшего.



Динамики нынче всё больше по штатным местам распихивают, но защитные грили, если что, в комплекте тоже имеются.



Измерение параметров и анализ работы динамиков



Концепция у динамиков довольно интересная, по нынешним временам такое сочетание параметров встречается нечасто. Для начала вот вам циферки, потом прокомментирую.



Заявленные/фактические параметры Vibe BLACKAIR 6C-V0:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 81 Гц / 78 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 7,8 л / 9,9 л
  • Qms (механическая добротность) – 11,11 / 7,09
  • Qes (электрическая добротность) – 0,97 / 0,87
  • Qts (полная добротность) – 0,89 / 0,78
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 10 г / 10 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,1 Тл м / 4,2 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 Ом / 3,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,3 дБ / 89,4 дБ


Итак, имеем очень лёгкие диффузоры и довольно жёсткие подвесы. Предположу, что таким сочетанием старались добиться лучшего импульсного отклика, но избавиться от зависимости звучания от оформления – при таком небольшом Vas объёмы дверей уже не будут оказывать на работу динамика сколь-нибудь заметного влияния. Обратная сторона такого подхода – довольно высокая резонансная частота. Не эстрада, конечно, но для мидбаса 80 Гц – на грани фола.

Чтобы не потерять в басовитости и не превратить динамики в среднечастотники, в моторах (а они тут довольно сильные для такой подвижки) использованы кольца Фарадея (это видно по импедансной кривой), которые не дали добротности снизиться – Qts получилась даже выше классического значения 0,7 (его обычно принимают за некую точку отсчёта для «дверных» динамиков, хотя в иных случаях это тоже вопрос дискуссионный).

Правда, это тоже имело последствия, только уже с другого конца частотного диапазона – кольца Фарадея несколько задрали отдачу на верхней середине. Впрочем, в этом уже нет ничего страшного. Даже наоборот – кольца Фарадея обычно снижают интермодуляционные искажения на СЧ (ну просто потому, что он слегка компенсирует индуктивность катушки, и усилителю легче работать с такой нагрузкой). А подъём АЧХ можно легко скомпенсировать настройками кроссовера.



Из значимых артефактов – локальный резонанс где-то в подвижке (скорее всего, в центрирующей шайбе) в районе 800 Гц (на импедансе в этой области тоже есть небольшой «торчок»). На фазовой характеристике его нагляднее видно. Выше по частоте лёгкий и тонкий диффузор ожидаемо начинает чуть подыгрывать, но звенеть или откровенно ломаться не начинает – в этой части зачёт.



Ниже резонансной частоты динамику с относительно высокой Qts становится неуютно, что проявляется в плавном росте искажений при снижении частоты – это вполне закономерно. Жёсткая центрирующая шайба всё равно не даст ему разболтаться, но раздел с сабом лучше сильно не опускать, ФВЧ лучше настраивать не ниже, чем на 55-60 Гц.



Теперь твитеры. К ним никаких вопросов: в рабочем диапазоне обошлось без больших перепадов АЧХ, да и наверх они «тянут» достаточно уверенно.



Все резонансы в куполах хорошо задемпфированы – их не ломает ни на каких частотах. Хорошо.



А вот по характеру искажений напрашивается вывод, что твитеры не любят низкого раздела с мидбасовым звеном. Это нужно учесть, если вы решите избавиться от пассивных кроссоверов и построить поканалку. Но, забегая вперёд, на ВЧ эти динамики действительно очень интересные, так что не испортите их неподходящими настройками.



А вот так делит полосы пассивный кроссовер из комплекта. Результирующая импедансная кривая без сильных горбов, так что усилителю с этой акустикой будет легко.



Да и особенности АЧХ динамиков неплохо учтены – буйство мидбасов на верхней середине кроссоверы успокоили, и твитеры довольно ровненько принимают у них эстафету.



Какого ожидать звучания, и как «готовить» акустику?



Общий характер звучания – слегка «возвышенный», можно даже сказать, облегчённый. При этом, что интересно, нежный, без жёсткой звонкости или яркости. Твитеры тут вообще крайне интересные, но сложилось впечатление, что кроссовер зажимает их потенциал – электролитический конденсатор в ВЧ звене явно просит замены на какой-нибудь плёночный. Тем не менее, верха даже так очень воздушные и даже какие-то искрящиеся что ли – во всяких колокольчиках, хай-хэтах и щипках струн акустической гитары много деталей, они будто парят в воздухе невесомой полупрозрачной паутинкой.

При переключении на кроссовере уровня твитера в положение «-3 дБ» верха уже не так тянут на себя внимание, звучание становится чуть ровнее, но скучнее – пропадает то самое «воздушное волшебство». Так что я бы оставил джамперы в положении «0 дБ», но твитеры немного развернул, чтобы они были видны под углом. Возможно, их лучше направить вообще друг на друга или поставить в штатные места в панели с направлением вверх, на отражение от стекла. Это выровняет тональный баланс, при этом звучание верхов не потеряет в детальности и лёгкости.

Бас не очень глубокий, но аккуратный. По своему характеру нейтральный – без гипертрофированной массивности или, напротив, жёсткой «колотучести». Фактура и «рельеф» басовых инструментов прорабатываются немного сглаженно. При подборе саба я бы ориентировался на модели с лёгкими подвижными системами: тяжёловесы хорошо играют инфрабас, а тут нужен именно саб, который может с хорошей разборчивостью и артикуляцией забираться в средний бас – такой лучше состыкуется с этой акустикой.

Коротко по делу



Акустика для тех, кто любит лёгкое, открытое и воздушное звучание с хорошей детальностью на ВЧ, но без звонкости или жёсткости. Имеет высокую чувствительность и хорошо срастётся в том числе с усилителями умеренной мощности (вплоть до штатных). Саб лучше подбирать не слишком тугой и тяжеловесный, а с лёгкой подвижкой. Твитеры не любят направления откровенно «в лоб»: когда они видны под углом, то общая звуковая картинка получается какой-то более цельной что ли. Это актуально при использовании акустики с пассивными кроссоверами, а если планируете использовать её в поканалке, свободы в выборе направления уже больше. Но нужно внимательней отнестись к сведению полос: твитеры не любят слишком низкого раздела с мидбасовыми динамиками. Если же решите оставить пассивные кроссоверы, вот вам совет: замените в них электролитические конденсаторы на какие-нибудь приличные плёночные аналогичного номинала, звучание на ВЧ от этого заметно выиграет.

  • Высокая чувствительность, не требовательны к мощности усилителя
  • Добротная конструкция с прочными литыми корзинами
  • Мидбасовые динамики свободно «дышат» своей тыльной стороной
  • Пассивные кроссоверы хорошо учитывают особенности динамиков

  • Электролиты в кроссоверах лучше заменить на плёночные конденсаторы
  • Не зайдут тем, кто ждёт от акустики тяжёлый сабвуферный бас



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus