Не по размерам басовитый
Тест 10-дюймового плоского корпусного сабвуфера Kicker TRTP10

Kicker – один из тех производителей, которые разрабатывают свои сабы (хотя чего уж там, не только сабы) осознанно и с пониманием их работы, а не как «обезьянки с конструктором». Поэтому когда я увидел этот плоский корпусной саб, то предположил, что он окажется полон сюрпризов. И не ошибся: басит он гораздо сильнее, чем можно предположить по его размерам, и в нём нет ни одного элемента «для красоты» – всё только по делу. Ну ладно, вышитый логотип не в счёт, но остальное – образец рациональности и технологической обоснованности.

Итак, на этот раз в лаборатории корпусной саб Kicker TRTP10. Полный модельный индекс Kicker 48TRTP102. По традиции, сразу о цене – на момент теста он стоит 35000 рублей. Если что, есть ещё 8-дюймовый Kicker TRTP8, его цена – 29000 рублей.



Плоский корпус «десятки» имеет размеры 65,5 х 33,8 см и высотой всего 14,3 см. А где динамики? А вот они, снизу. Вернее, не динамики, а динамик: второй «кругляш» – это пассивный излучатель. В общем, давайте смотреть, как эта «доска с басом» устроена, что даёт такая компоновка, и как всё это в конечном итоге работает.



Первое знакомство, изучение конструкции



Сходу обратил внимание, что на упаковке есть рекомендации по подбору усилителя. Судя по ней, в самый раз будет моноблок с номинальной мощностью (или RMS, если хотите) от 200 до 400 Вт. Если что, этот саб 2-омный, так что лучше именно выбрать моноблок, а не задействовать пару каналов обычного усилителя мостом.



Добавлю в отчёт чуть-чуть «анпакинга».



В комплекте – пара наклеек и крепёж. Как потом убедился, лучше им не пренебрегать: от жёсткости крепления во многом будет зависеть и качество баса. Тем более, с такой компоновкой «динамиком в пол».



Теперь к самому сабу. Клеммная колодка расположена снизу, рядом с динамиком и пассивным излучателем. Удобно: в готовой инсталляции можно полностью избежать видимых проводов (в отличие от обычных корпусных моделей).



Динамик внешне похож на CWRT10, но на деле он немного другой, потом сами увидите.



Пассивный излучатель – плоская «шайба» на точно таком же подвесе, что и у динамика. Покрыта каким-то резинистым составом.



Снял, чтобы заглянуть внутрь. Крепление, кстати, не на саморезах, а на нормальных винтах, закручивающихся в закладные гайки. Респект, технологично. Сама «шайба» излучателя оказалась пластиковой. Резинистое покрытие, судя по всему, обеспечивает ей должное демпфирование (действительно никаких резонансов, абсолютно глухая), ну а небольшие рёбра с тыльной стороны – должную жёсткость. В общем, всё по уму.



Теперь настал черёд динамика. Провода замотаны тканевой лентой, концы – залужены. Какой-либо маркировки на динамике нет. Это говорит о том, что он создан конкретно для этого корпусного саба.



Саморезы? Не, не слышал. Только винты и закладные гайки.



Корпус заполнен синтепоном (ну или чем-то похожим на него) лишь частично, за динамиком его нет. Собственно, тут он и не нужен.



Заполнитель немного прихвачен клеем к стенкам, так что по всему объёму не болтается. В средней части, между динамиком и пассивным излучателем, обнаружилось крупное ребро жёсткости. Благодаря ему корпус действительно достаточно глухо отзывается на простукивания и не гремит как дешёвая коробка. Материал корпуса – МДФ.



Динамик чуть-чуть не доходит до задней стенки своим мотором, это пространство нужно, чтобы он «дышал» своими каналами охлаждения и декомпрессии, сделанными по периметру звуковой катушки.



Сама звуковая катушка, насколько я смог определить её размеры, 50-миллиметровая (2 дюйма).



Вынул динамик, чтобы изучить его поподробней. А он тут и правда довольно интересный. Центрирующая шайба своей внутренней частью крепится не к каркасу звуковой катушки, а к цилиндрическому элементу, который, в свою очередь, закреплен на диффузоре.



А вот каркас катушки находится как бы внутри этой конструкции. При этом, обратите внимание, верхняя шайба магнитопровода – это не просто плоский «блин», он имеет сложную геометрию.



Показать конструкцию целиком на фото довольно сложно, но на коробке приведён рисунок динамика в разрезе. Основная цель такого усложнения геометрии – обеспечить большой механический ход при минимальной высоте динамика.



Подводящие проводники идут от терминалов через центрирующую шайбу к цилиндрическому элементу, поднимаются к диффузору и по внутренней его части уходят уже к самой катушке.



Измерение параметров и анализ работы отдельно сабвуферного динамика и всего сабвуфера в сборе



Раз уж извлёк динамик из корпуса, решил снять его характеристики. Это даст первичное понимание, чего можно ждать от собранного саба. Катушек тут две, каждая с номинальным импедансом 4 Ом. При измерении соединил их параллельно, т. е. так, как это предусмотрено производителем конкретно для этой корпусной модели. Результирующий импеданс – 2 Ом.



Измеренные параметры Kicker TRTP10:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 31 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 22 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,59
  • Qes (электрическая добротность) – 0,56
  • Qts (полная добротность) – 0,52
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 175 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,7 Тл м*
  • Re (сопротивление постоянному току) – 2,0 Ом*
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 83,0 дБ


* - результат измерения при параллельном включении катушек

Итак, что имеем. Подвес средней мягкости, но поскольку подвижка достаточно тяжёлая, резонанс получился низким. Опорная чувствительность средняя (на самом деле типичная для «утяжелённых» 10-дюймовых сабов), но в данном случае помним, что оформление может дать нехилый прирост, так что поспешных выводов не делаем.

Возвращаю динамик в корпус, снимаю импедансную кривую ещё раз. «Одногорбый» график ожидаемо превращается в «двугорбый». Минимум между горбами – это настройка… хотел было сказать фазоинверторного порта, но нет, в данном случае – пассивного излучателя.



Собственно, почему так потянуло оговориться насчёт порта? Просто у фазоинверторного оформления и у пассивного излучателя схожие (не совсем одинаковые, но схожие) принципы работы, только в первом случае колеблется воздушная масса внутри порта, а во втором – плоская мембрана на подвесе. И та, и другая имеют свою резонансную частоту.

В данном случае, как видно из графика импеданса, пассивный излучатель настроен на частоту где-то между 40 и 50 Гц. Как и в случае с классическим фазоинвертором, на этой частоте ход (и, соответственно, излучение) самого динамика минимальны, и это уже хорошо видно по графикам интенсивности излучения:



Какого ожидать звучания, как «готовить»?



По всем параметрам и характеристиками видно, что Kicker TRTP10 пытается играть довольно низко по частоте. Это подтвердилось и при субъективном прослушивании, но только при условии правильной установки.

Попробовал сначала расположить саб классическим способом – динамик и пассивный излучатель работают в открытое пространство. Не самый лучший вариант для этого саба: бас получается с гулкостью и затягиванием отдельных нот. Как ни крутил его в багажнике, избавиться от этого эффекта настройками никак не получалось, саб неизменно «тянул» внимание на себя.

Переворачиваю корпус вниз динамиком и пассивным излучателем. Появляется прослойка воздуха между ними и полом, которая начинает работать как симметрирующая акустическая нагрузка, а заодно и как акустический фильтр нижних частот, отсекающий призвуки в СЧ области. И это радикально меняет бас – появляется глубина, уходит гулкость, звук становится каким-то более масштабным что ли. Так что не устраиваем самодеятельность, ставим корпус так, как предусмотрел производитель.

Характер баса в этом случае получается плотным, даже немного тяжёлым – на ритмичной музыке удары весомо так пробивают в грудь при увеличении громкости. И, кстати, с узнаваемым «кикеровским» характером, который вообще хорошо подходит к электронной ритмичной музыке. Отдача неожиданно приличная, гораздо выше, чем можно ожидать от конструкции подобных размеров.

И ещё наблюдение. Заметную роль может сыграть жёсткость самого основания. У меня в багажнике достаточно жёсткий фальшпол, а вот какая-нибудь штатная хлипкая обивка, под которой ничего нет, скорей всего, может и «подпевать». Так что уделите этому внимание. И обязательно закрепите саб как можно жёстче. На небольшой громкости вы можете и не заметить разницы, но когда захотите «дать жару» (а саб, чего уж там, это позволяет), прочность точно окажется нелишней.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?



Саб, который играет намного глубже, плотнее и тактильней, чем может показаться, глядя на его размеры. Для аудиофильских экзерсисов, возможно, его характер покажется слишком брутальным – эдакий могучий качок, которого пытаются научить бальным танцам. Не его это. А вот ритмичная музыка с насыщенной басовой основой – это его стихия. От жёсткого trance и лёгкого клубного EDM до вычурных басовых пассажей с последних альбомов Yello. И всё это, что важно, в компактном и очень практичном корпусе, который легко умещается даже в компактном багажнике и практически не отнимает полезного пространства.

  • Неожиданное сочетание компактности и полновесности баса
  • Способен на глубокий, тактильный и, можно даже сказать, могучий бас
  • Плоская конструкция, уместится даже в компактные багажники
  • Практичная компоновка, динамик и излучатель скрыты

  • Многое зависит от основания, на котором будет стоять саб



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus