Первый в своём роде
Тест 12-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Resolut X12-DSP

Отечественный бренд Resolut в этом году радует приятными сюрпризами. В феврале вышел 12-канальный процессор H-DSP – он уже побывал у меня в лаборатории, и в обзоре я вскользь обмолвился насчёт процессорного усилителя. И вот теперь на испытательном столе – уже серийный экземпляр Resolut X12-DSP из первой партии. 16 каналов процессора плюс 12 собственных каналов усиления.

Его разработка заняла больше полутора лет, и на то есть причины – во многом X12-DSP сделан нешаблонно и сильно выделяется из массы себе подобных. Поэтому перед началом – пару слов о том, с какой идеей он разрабатывался, и почему было решено не идти «в колее» остальных производителей, а прокладывать свой путь.



В чём основная задумка X12-DSP, и почему он может оказаться первым в своём роде?



Не секрет, что рынок относится к «процеусям» двояко. С одной стороны, они чертовски популярны за своё удобство: поставить один компактный девайс намного проще, чем «городить огород» из процессора, усилителей, связывать всё это межблоками... Поэтому они так быстро завоевали рынок и пользуются заслуженной популярностью в среднем сегменте аудиосистем.

А вот их использование в системах высокого класса почти всегда оказывалось под вопросом: если с процессорной частью всё более-менее отработанно, то звуковой потенциал самих усилителей чаще всего не дотягивает до должного уровня. Да, есть приятные и запоминающиеся исключения вроде JL Audio VXi, но их единичность только подтверждает правило.

А вот другая проблема, на моей памяти, исключений пока не получила – это скромные силовые возможности таких девайсов. Речь не о формальной мощности, а именно о способности жёстко контролировать тяжёлые динамики на больших амплитудах сигнала. Да, у кого-то с этим чуть лучше, но… если у динамиков подвижка чуть выше среднестатистической – получите гарантированную размазню на нижних частотах с любым существующим «процеусём».

При сложившемся раскладе так и выходит, что если хочешь получить систему топового уровня, которая не ограничивает подбор акустики, приходится возвращаться к «классике» – отдельному процессору, груде усилителей и прочим «страданиям аудиофилов», на которые, чего уж там, готовы далеко не все, кто может позволить себе систему высокого класса. Т. е. по факту мы имеем целый неохваченный сегмент рынка!

Когда прошла первая информация о появлении Resolut X12-DSP, многие восприняли её ожидаемо, мол «Resolut скатился от топ-уровня к процессорным усилителям». Не зная задумки его создания, такой вывод действительно может напрашиваться. А вот зная его идею – совместить аудиофильское звучание и силовые способности, всё получается с точностью до наоборот: это Resolut призван вытянуть рынок «процеусей» на новый уровень. Отсюда и нешаблонность технических решений, которые и привели к неожиданным результатам. Так что в каком-то смысле X12-DSP стал даже первым в своём роде.

Первое знакомство, конструктивные особенности



Итак, непосредственно к девайсу. Начну, как всегда, с конструктива. Корпус для 12-канальника небольшой – 30,7 х 20 х 6,4 см, т. е. аккурат как стандартный лист А4. Компоновка – односторонняя, на противоположной длинной стенке – просто продолжение рубашки охлаждения.




Усилитель достаточно тяжёлый, и не последнюю роль в этом сыграл массивный литой корпус. Ни одного «жестяного» элемента – даже торцевые стенки и нижняя крышка из толстого анодированного алюминия.



Традиционно для Resolut, логотип можно переворачивать. Правда, в отличие от процессоров, под 90 градусов его не поставишь, но в случае с «процеусём» оно, наверное, и не нужно.



Терминалы питания спокойно принимают кабель до 2 Ga. Учитывая силовые способности усилителя, использовать кабели меньшего сечения я бы и не стал.



Теперь что у нас со входами:
  • 12 аналоговых входов (линейных или высокоуровневых)
  • Цифровой коаксиальный вход
  • Цифровой оптический вход


Установка плат расширения, как у процессоров, не предусмотрена. При необходимости докупается пульт управления – тот же, что и для процессоров, Resolut SRC.



Процессор тут 16-канальный, его выходы распределяются следующим образом:
  • 12 выходов усилителя (мощность каждого заявлена по 160 Вт)
  • 4 дополнительных линейных выхода




Попутно замечу, что все 16 каналов процессора одинаковы по своим настроечным возможностям. Так что к «лишним» четырём линейным выходам можно подключать хоть сабвуферный моноблок, хоть усилитель на твитеры.

Теперь начинка. Внутри усилитель собран на единой плате, процессорная часть вынесена на отдельную субплату. Силовые сильноточные части отнесены как можно дальше от слаботочки. Самые нагруженные дорожки имеют дополнительное лужение для увеличения сечения.



Блок питания стабилизированный, выдаёт на усилительную часть 36 Вольт. И вот то, как он построен – и есть одна из фишек Resolut, обеспечивающая так называемый гиперконтроль и исключающий потерю контроля над динамиком на больших амплитудах сигнала. Забегая вперёд, это сказалось на звуке просто разительно, причём именно на самой «энергонагруженной» низкочастотной части диапазона.







В выходных фильтрах усилительной части использованы заказные дроссели. Сами усилители построены на силовых чипах TPA3255 – они расположены с нижней части платы и поджаты к корпусу. Работают на несущих частотах что-то около 500 кГц, т. е. достаточно высоко. Что касается мощности, по даташитам из них можно выжать до 300 Вт на каждый канал, но в данном случае (как вы наверняка догадались из размаха питающего напряжения) разработчики не стали загонять их в предельные режимы.



Ёмкости, «подпирающие» питание усилительной части, разбросаны по плате поближе к самим усилительным чипам.



На плате замечены 4-канальные операционники OPA1679.



Теперь входная и процессорная части. С аналоговых входов сигнал приходит на АЦП ES9840 – топовая модель от Sabre. Т. е. аналоговые входы тут сделаны явно не по остаточному принципу. С коаксиального входа сигнал идёт через развязывающий трансформатор (в отличие от процессоров Resolut первого поколения, где вход был решён более «хайэндно», но мог капризничать при подключении «разношёрстных» источников).



За процессорную «математику» отвечает ADAU1452. Обработка аудиосигнала ведётся с разрешением 64 бит/96 кГц. Цифро-аналоговое преобразование возложено на два относительно новых 8-канальных чипа Sabre ES9080 – в сумме как раз получаются 16 выходных каналов.

Настройка процессора



Программа управления для «процеуся» похожа на ту, через которую настраиваются отдельные процессоры Resolut. Поэтому расписывать её совсем уж в подробностях не вижу смысла, отмечу лишь основные фичи.

Первым делом, выходным каналам можно дать свои названия – для такого количества это полезная возможность. Для каждого из 16 выходов, как обычно, свои задержки, фильтры и эквализация. В главном окне можно залинковать каналы и двигать в них задержки и уровни совместно.



Маршрутизация каналов – привычным матричным способом.



Для каждого входного канала (речь не только об аналоговых входах, но и о цифровых), тоже есть собственный входной эквалайзер, и можно поиграться с уровнями.





Из особенностей эквалайзера – возможность не только «кривить» АЧХ привычным параметриком, но и выбрать фильтр-ступеньку (Low Shelf, High Shelf) и фазовый фильтр (не влияет на АЧХ, но крутит фазу сигнала – может пригодиться, например, при согласовании полос). Плюс можно задать дополнительный ФВЧ или ФНЧ с крутизной 12 дБ/октава, никак не связанный с кроссовером (в иных случаях тоже сильно выручает).



Для ЦАП Sabre ES9080, как и в отдельных процессорах, доступен выбор выходного цифрового фильтра и функция, которую я не встречал пока ни у кого в автомобильной технике – Resolut Harmonizer – возможность поиграться с уровнями гармоник в сигнале. Я уже как-то рассматривал их, когда тестировал первые поколения J-DSP и T-DSP (они тоже на ЦАП Sabre).



И да, ещё отмечу особенность регулировки баса с подключенного пульта (напомню, он один для процессоров и «процеусей» – Resolut SRC). Она тоже перешла по наследству от отдельных процессоров Resolut – можно выбрать либо классическую регулировку уровня сабвуфера, либо переключиться в режим регулируемого бас-буста, который затрагивает все каналы разом (можно настроить во входном эквалайзере).





Измерение параметров и характеристик



При измерении характеристик аналоговый сигнал от комплекса Audiomatica Clio подаётся на аналоговые входы, и одновременно анализируется выходной сигнал. Так что измерения показывают весь тракт, начиная с АЦП, через процессорную обработку, ЦАП и, собственно, заканчивая уже усилителем.

В спектрах выходного сигнала обошлось без гармонических «расчёсок» – гармоники высших порядков не появляются даже при увеличении уровня сигнала. Фоновые шумы низкие, в среднем «плещутся» далеко за отметкой -100 дБВ.



Картинка интермодуляционных искажений тоже довольно чистая. Несколько первых гармоник – и дальше ничего такого больше не наблюдается.



Снял зависимость уровня гармонических искажений от частоты. Выходная мощность – около 10 Вт, нагрузка – 4 Ом. На СЧ и ВЧ КГИ получается на уровне одной сотой доли процента, и лишь с понижением частоты начинает чуть подрастать, но к отметке 0,1% подбирается лишь на 20 Гц.



Для интереса посмотрел, что творится на линейных выходах (каналы 13/14 и 15/16). Тут вообще красота, едва вторая гармоника пробивается, но с таким уровнем, что… Обратите внимание на уровень шумов – пришлось даже шкалу чуть вверх сдвинуть – в среднем их уровень ниже отметки -120 дБВ.



Зависимость КГИ от выходной мощности, как обычно, снял на частоте 1 кГц. Нагрузить по полной все каналы, признаюсь, у меня просто нечем, но я с трудом представляю себе систему, в которой все 12 каналов будут работать исключительно на сабы и миды. Так что нагрузил 4 канала, это как-то ближе к жизни:



Судя по всему, указанная в описании выходная мощность 160 Вт, – это исходя из напряжения питания усилительной части (при амплитуде 36 В мостом на 4-омную нагрузку как раз получается что-то около того). Меня же больше интересовала номинальная мощность, т. е. до достижения определённого порога КГИ. Ограничение тут наступает плавно, так что формальные циферки получаются чуть меньше, но это на самом деле уже не так важно. Определить мощностные параметры легко определить по графику выше, но если лень, вот вам готовые циферки:

  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 116 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 154 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,012%


На 2-омную нагрузку лабораторный блок питания уже подходил к своим пределам, но около 200 Вт неискажённой мощности усилитель выдать явно может.

Впрочем, суть всё равно не в цифрах мощности, а в способности усилителя сохранять контроль нагрузки во всей амплитуде выходного сигнала (помним про хитрый блок питания на четырёх трансформаторах, работающих в разных режимах). А это намного важнее и, на минуточку, очень даже хорошо слышно.

А что по звуку?



Первое, что сходу обратило на себя внимание – просто чумовой басовый диапазон. Это вообще первый на моей памяти «процеусь», который так справился с трудными треками, не смазывая фактуру баса. Да чего там, и среди отдельных то усилителей (даже в ещё более высокой ценовой категории) мало кто так умеет. Звучание могучее и при этом структурированное, ни намёка на срыв в гудение. Энергетика и контроль у X12-DSP бешеные. Так что если у вас «тяжёлые» миды (да хотя бы и «восьмёрки» с подвижками далеко за 30 грамм), думать об отдельном усилителе вряд ли придётся.

Голосовой диапазон – я бы назвал его мониторным в хорошем смысле этого слова. Без тёплого шарма, но и «цифровой» сухости и жёсткости тоже нет. Беспристрастный что ли (повод вспомнить чистые спектры интермодуляционных искажений). На злом рокешнике вроде Dope, Tetrarch или Jasta в кашу ничего не мажет – спасибо сочетанию энерговооружённости и скорострельности.

На этом фоне сначала немного двояко воспринялся ВЧ диапазон – редкий случай, когда первое впечатление оказалось ошибочным. Прослушивание начал, как всегда, распустив фильтры в полную полосу. Так звучание показалось каким-то «тёмным» что ли. Или даже «тяжеловесным». Но чем больше слушал, тем больше усилитель удивлял: а с детальностью-то в этом диапазоне тоже всё в порядке – в знакомых треках он показывает много подробностей, послезвучия не обрубает. Просто как-то не выпячивает всё это. На том же рокешнике верха не перемалываются в пластиковую мешанину, чего уж точно не умеет ни один усилитель с «притемнённым» звучанием.

А самое интересное, что впечатление «тяжеловесности» неожиданно ушло при включении ФВЧ на 10 Гц, 6 дБ/октава. Казалось бы, такую фильтрацию даже сабсоником не назовёшь, но факт налицо – звучание приобрело открытость. Возможно, это особенность конкретной реализации D-класса (вернее, даже блока питания усилительной части), но вывод напрашивается сам – в реальной системе можно получить очень интересное звучание на ВЧ – всё как я люблю – без колючей остроты, но с высокой разрешающей способностью.

Коротко по делу



Возвращаясь к самому началу, удалось ли Resolut сломать парадигму и сделать процессорный усилитель, равный по своему потенциалу системе на раздельных компонентах высокого уровня? На мой взгляд, да, и этим X12-DSP открыл, можно сказать, чуть ли не новый сегмент рынка. Ближайшую конкуренцию ему мог бы составить JL Audio VXi, но, во-первых, помним про силовой потенциал, а во-вторых, на текущий момент не всё так гладко с реальным наличием «американцев». Вот и получается, что альтернатив такого же уровня для Resolut на текущий момент пока что и нет.

Если же подытожить с аудиофильско-технической точки зрения, то X12-DSP – первый на моей памяти «комбайн», который легко таскает даже тяжёлую акустику. Причём дело не в формальных циферках мощности, а именно в нешаблонной реализации силовой части. Что толку от 200 или даже 300 Вт обычного усилителя, если он перестаёт «держать» динамик задолго до приближения к максимуму? В общем, не зря были все эти заморочки с блоком питания, ох, не зря. Да и в остальном диапазоне тоже всё хорошо. Респект нашим разработчикам: в очередной раз дали жару.

  • Для 12 каналов усиления и своего силового потенциала очень компактен
  • Способность хорошо контролировать «тяжёлые» динамики
  • Чистые спектры гармонических и интермодуляционных искажений
  • Выдающиеся басовые способности и нейтральное звучание на СЧ и ВЧ

  • Нет индикации включения усилителя
  • Каналы не объединяются в мостовое включение



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus