Авторские усилители из Пескары
Тест 2-канальных High End усилителей Celestra VA250 и Celestra VA210

Давненько не было техники подобного уровня в лаборатории – легендарная серия VA, созданная не обезличенной «группой разработчиков под руководством маркетологов», а имеющая конкретного автора – Джузеппе Руджери, большого энтузиаста своего дела и, на минуточку, самого же основателя Celestra. С самого начала и по сей день усилители VA вручную собираются на своей родине – в Италии, в городке Пескара. Модели, разумеется, периодически обновляются, и сегодня в лаборатории – относительно свежие версии VA250 и более серьёзного VA210 (именно так, не наоборот).

Напомню, усилители Celestra после некоторого перерыва снова доступны в России, дистрибьютором является компания Sounds Good. Текущая цена Celestra VA250 на момент этого теста составляет 115000 рублей, а Celestra VA210 стоит 215000 рублей.



Кстати, есть в этой серии ещё один примечательный двухканальник Celestra CLASSE A35 со скромной заявленной мощностью по 35 Вт на канал, но работающий, как толкует описание, в режиме А чуть ли не на всём размахе сигнала и, соответственно, ооочень заманчивыми возможностями в плане качества звука. Но по этой уникальной модели чуть позже будет отдельный разбор.

Первое знакомство, конструктивные особенности



Подача усилителей своеобразная – они продаются в деревянных ящиках, будто созданных для транспортировки сокровищ из фильмов про Индиану Джонса.



Как бы намёк – это не массовый серийный продукт, а крафтовое изделие и, в какой-то мере, произведение искусства. Что ж, тоже немаловажный момент имиджа.



Для начала – более крупный и, кстати, неожиданно тяжёлый VA210. Габариты – 48х29,5х6,6 см. Вес – что-то около 10 кг.



Ничего лишнего – только входы, выходы, регулировка гейна. Немного насторожило расположение последней рядом с батареей предохранителей, но если что-то будет не так, это покажет шумовая полка, так что подожду измерений.



Выходные разъёмы родом из домашки, хотя в дорогом автомобильном эксклюзиве такие тоже не раз доводилось встречать. Можно зажимать зачищенный провод, использовать клеммы-вилочки или «бананы».



С обратной стороны – тоже минимализм: одни только терминалы подключения питания, да пара светодиодов, сигнализирующих о режимах работы усилителя.



Терминалы, к слову, непривычные – с разъёмным соединением. Кабели обжимаются клеммами (родные клеммы идут с покрытием из технического серебра), заправляются в пластиковые разъёмы, и потом всё это вставляется в свои посадочные места.



Охлаждение – через радиаторы, протянувшиеся по обоим бокам вдоль длинных сторон корпуса. Рёбра расположены внутри, воздух вдоль них прокачивается двумя кулерами. Работают не постоянно, включаются лишь при нагреве.



VA250 по сравнению с VA210 выглядит малышом, хотя тоже, в общем, немаленький. В сечении такой же, только покороче: длина корпуса – 23,7 см. Весит около 5 кг.



Та же внешняя компоновка, те же решения в подключении акустики…



…и те же решения в подключении силовых кабелей.



Теперь немного начинки. Снова возвращаюсь к VA210. Пространство разделено на две части – блок питания и, собственно, сама усилительная часть.



Последняя занимает больше места за счёт того, что буферные конденсаторы питания перенесены поближе к выходным каскадам – самым требовательным участкам усилителя в плане скорости реакции блока питания. Суммарные ёмкости в каждом плече, к слову, получаются очень даже нехилые, навскидку серийных автомобильных усилителей с такими здоровенными «банками» я даже не припомню.



Да, важный момент, который стал чуть ли не характерной особенностью почти всех Celestra – сигнальная «земля» имеет гальваническую связь с корпусом. Так что прикручивать усилитель саморезами к металлу кузова ну очень не рекомендуется: «земляные петли» будут гарантированы. Так что усилитель должен быть изолирован от корпуса.



Усилитель, традиционно для Celestra, построен по схемам без глубоких общих обратных связей, так что может показывать формально не самые низкие гармонические искажения. Но, как правило, такие схемы обладают более «быстрой» передачей импульсных сигналов с меньшими переходными процессами. У них есть как ярые поклонники, так и противники, но что получилось в итоге – прослушивание покажет. Выходные каскады построены на полевиках.



Ожидал, что внутренняя компоновка у VA250 будет схожей, но нет, внутри он построен несколько иначе. Хотя основные схемотехнические принципы – те же.





Измерение параметров и характеристик Celestra VA250



Начну, пожалуй, с «младшей» модели. Поскольку фильтров нет, сразу смотрю работу усилительной части. Первым делом – характер гармонических искажений на малом уровне сигнала и с его возрастанием.

На малых уровнях – всё чисто, видны лишь две первые гармоники (да и то – вторая где-то ниже -90 дБВ). Шум – в среднем по диапазону стабильно ниже отметки -100 дБВ. С возрастанием уровня полезного сигнала начинает прослеживаться больше кратных гармоник, но с ростом порядка их уровень быстро спадает, и о типичных спектрах-«расчёсках» тут речи даже не идёт. Зачёт.



С интермодуляционными искажениями тоже никаких сложностей – спектры остаются чистыми, и кроме нескольких первых гармоник ничего лишнего в сигнале не появляется. Разностные гармоники есть, но их уровни опасений не вызывают. В общем, хорошо, даже очень.



Теперь к количественной оценке гармонических искажений. Для начала – как они распределяются по частотному диапазону. На 4-омную нагрузку всё ровненько, без характерных подъёмов КГИ на низких и верхних частотах. Практически во всём диапазоне преобладает вторая гармоника.



А вот 2-омную нагрузку усилитель любит меньше, хотя и работает на неё стабильно. На НЧ искажения всё же подрастают пусть и не до критических значений, но в приличном обществе такие показатели – уже моветон. Так что грузить VA250 двухомной акустикой я бы не стал.



А вот так зависит КГИ от выходной мощности. Измерение делалось на частоте 1 кГц. Как видите, обошлось без типичного роста искажений на малых уровнях сигнала, что, кстати, характерно для работы усилителя в режиме А до достижения определённой мощности. Косвенно это подтверждается немалым током потребления усилителя в состоянии покоя – немногим меньше 2 Ампер.



Описание заявляет мощность 50 и 100 Вт на 4 и 2 Ом, соответственно, но это при питании 10,5 Вольт (немного странный выбор питающего напряжения, ну да ладно). При более привычных для этого дела 14 Вольтах, разумеется, усилитель выдал на-гора заметно больше. Начало ограничения сигнала легко проследить по графику, но если лень, вот вам формальные циферки:

Мощностные параметры Celestra VA250 (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 74 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 88 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,11%

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 136 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 168 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,13%


Измерение параметров и характеристик Celestra VA210



Более крупный и мощный VA210 сделан по тем же схемотехническим решениям, и, фактически, лишь «смасштабирован» по мощности – выше напряжение блока питания, и спараллеленные выходные транзисторы дают более высокий токовый запас. Часто это приводит к совершенно иному поведению, однако в данном случае спектральный состав гармоник полностью повторил характер VA250 – чистый, без высших порядков.



Часто бывает, что более мощные усилители бывают «грубее», однако тут всё с точностью до наоборот – количественно искажений даже меньше. Взгляните, к примеру, на распределение КГИ по частотному диапазону при работе усилителя на 4-омную нагрузку:



И на 2 Ом, кстати, VA210 работает тоже чисто и уверенно (это к слову про токовый запас выходных каскадов). В общем, характеристики у него явно более многообещающие.



Ну и ограничение сигнала, соответственно, тоже наступает при более высоких мощностях. При этом, как ни странно, на малых сигналах усилитель не погрубел, и по-прежнему деликатен. Выходные каскады работают с повышенными токами покоя (иными словами, в режиме А в достаточно широком диапазоне размахов сигнала), что косвенно подтверждается и общим токопотреблением при отсутствии сигнала – около 4 Ампер.



В циферках силовой запас выглядит следующим образом:

Мощностные параметры Celestra VA210 (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 142 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 183 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,04%

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 278 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 345 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,06%


А что по звуку?



Оценку звучания, как всегда, проводил в своей изученной вдоль и поперёк системе. На сегодняшний день сетап такой: источник – ноутбук с USB/SPDIF конвертером на CM6635, потом коротким коаксиалом сигнал загоняется в самодельный ЦАП на AK4490, дальше – пассивный коммутатор на переключателях Alps с регулировкой громкости на RK27 Blue Velvet, межблоки Thernov Cable Special MK2, RockQ (и ещё использовал парочку для лучшего понимания характера самого усилителя), акустические кабели – E.O.S. TA-11, ну и акустика PSB Synchrony One B.

Celestra VA250
Первое, что сходу задаёт впечатление – это прозрачность и лёгкость звучания. Оно вот прямо просторное какое-то, с длительными послезвучиями и чуть ли не голографической передачей пространства. Разрешение высокое, усилитель вытаскивает из знакомых записей огромное количество деталей.

При самых первых включениях ВЧ немного тянули внимание на себя своей остротой, но через некоторое время этот акцент начал уменьшаться, что означало лишь одно – усилитель прогревался. Это нормально: любому новому усилителю в любом случае требуется несколько десятков часов на формирование ёмкостей и стабилизацию параметров полупроводников. Так что выводы делал по прошествии нескольких дней «фонового» включения.

В дальнейшем ВЧ показали себя довольно живенькими, хотя к выбору высокочастотников всё равно лучше отнестись ответственно: непривычно высокая детализация может утомлять. Так что металлические твитеры я бы не рассматривал, а вот в тандеме с классическим шёлком Celestra обещает показать весьма вкусное звучание.

Что касается жанров, то он спокойно переваривает музыку, требовательную к «скорострельности» – от современных злых металлюг до электронно-симфонических опусов Бергерсена, записанных с высокими уровнями сигнала, фактически, «в кирпич». Не говоря уж об инструментальной музыке, классической музыке, записанной традиционными методами или и вовсе жанрах попроще. Разборчивость и «отстреливание» атаки – вот прямо его конёк.

Из недостатков – порой всё же хочется чуть побольше энергетики внизу. Чувствуется, что усилитель по большей части создан для СЧ/ВЧ диапазонов. Так что если пускать его в полную полосу, лучше подобрать чувствительную, ну или хотя бы не слишком тяжёлую акустику. А ещё лучше не грузить его этим, а определять именно в СЧ/ВЧ звено, где он раскроет себя в полной мере.

Celestra VA210
Ровно тот же характер в СЧ и ВЧ диапазонах, что и у VA250 – немного остренький поначалу, но с прогревом усилитель показывал более естественное и очень прозрачное звучание. Высокое разрешение, отличная микродинамика, чёткая атака. При повышении громкости усилитель не тушуется.

При этом в нижней части диапазона VA210 чувствует себя поувереннее, чем VA250 – сказывается больший запас мощности. При этом я не скажу, что бас раздулся бы или стал тяжелее. Он не забивает остальное. Скорее, звучание можно назвать более универсальным – усилитель нормально работает в полную полосу, и его можно смело пускать как на СЧ/ВЧ, так и на НЧ звено.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?



Основное внимание VA210 – просто чумовой усилитель с великолепным разрешением и очень прозрачной, воздушной и какой-то даже просторной что ли звуковой подачей. Однозначно, не для любителей «мыльного мыла». Недостаток – после VA250 большинство усилителей кажутся скучноватыми. Большой, тяжёлый – для тех, кто ради звука может позволить себе заморочную инсталляцию. Универсален: хорошо работает во всём диапазоне.

Если же строится поканалка, то на СЧ/ВЧ звено логично выбрать VA250. Он не любит толкать тяжёлые НЧ-динамики, но на СЧ/ВЧ, пожалуй, будет даже предпочтительней за счёт более «лёгких» выходных каскадов. Впрочем, если захочется использовать его в полную полосу, можно выбрать чувствительную акустику, и получится тоже вполне сбалансированная система.

  • Солидная конструкция, при этом ничего лишнего
  • Разъёмные соединения для силовых кабелей удобней в инсталляции
  • Спокойные спектры гармонических и интермодуляционных искажений
  • Лёгкое, детальное звучание с отличной скорострельностью

  • Усилители явно не для компактных инсталляций
  • Корпус гальванически связан с сигнальной «землёй»



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus