Внешность и содержание
Тест 3-полосных компонентных акустических систем MBQ FL-1653

Встречают, как обычно, по одёжке, поэтому не удивлюсь, если эту акустику будут узнавать по фразе «а, это те, которые с такими грилями» (и дальше следует неопределённая жестикуляция пальцами). А меж тем за ними оказались очень крутые динамики, заслуживающие внимания. Тем более, это одна из топовых серий азиатского производителя, который только-только выходит на наш рынок.

Для тех, кто ещё не в курсе, MBQ – один из «серых кардиналов» рынка Car Audio. Даже если вы не слышали само это имя, то наверняка что-то из их продукции держали в руках. Только, скорей всего, там был логотип Eton, CDT или какой-нибудь ещё – из тех, что на слуху. А эти парни, согласитесь, свой заказ где попало размещать не станут. Фабрика вообще существует с 2001 года, и MBQ – это её собственный бренд, который ранее к нам просто не экспортировался.

Уровень серьёзный: фабрика не ограничивается сборкой, но и самостоятельно производит комплектующие – от сложных композитных диффузоров до литья алюминия. А ещё – имеет собственный отдел разработки (R&D), которым частенько пользуются в том числе и некоторые раскрученные бренды. Короче, это вам не три китайца с тюбиком клея.

От слов – к делу. Сегодня на изучении 3-полосный комплект MBQ FL-1653 из серии Classic. В модельной линейке это топовая серия. Цена на момент теста – 48800 рублей. Если что, есть ещё 2-полоска MBQ FL-165, её цена – 37700 рублей.



Первое знакомство, конструктивные особенности



Первое, что притягивает внимание – это грили. Не пластмасски какие, а прямо уфффь, добротные, металлические, литые. Дизайн… Ну двояко, если честно.



Впрочем, грили в иных инсталлах и вовсе не пригодятся. Так что откладываю их в сторонку, перехожу к главному. Как обычно, начну с НЧ/СЧ динамиков.



Тут всё серьёзно – литые алюминиевые корзины, относительно крупные моторы. При этом окна достаточно открытые, эффекта «воздушной подушки» с тыльной стороны диффузора можно не бояться (если с подиумами не напортачить, конечно же).



Диффузорам – особое внимание. Это довольно хитрый многослойный композит с сотовым наполнением (в описании назван Honeycomb Paper). С лицевой части – вязкое и чуточку липкое демпфирующее покрытие…



…с тыльной стороны – целлюлозная фактура с длинноволоконными включениями. А вот средний слой (его как раз видно по периметру конуса) – то самое сотовое наполнение. Как результат – диффузор неожиданно очень жёсткий на изгиб и при этом хорошо справляется с гашением собственных резонансов. Отличное сочетание, я считаю.



Описание скромно, но честно указывает RMS мощность 60 Вт, что при нынешнем уровне необузданного маркетинга даже удивляет: звуковая катушка имеет диаметр 1,5 дюйма. Иной производитель не постеснялся бы с такой и 160 Вт написать.



Давненько я не встречал в акустике винтовых клемм под зачищенный провод, а тут они ещё и в общий стиль вписываются.



Теперь серединки. Тут тоже литые алюминиевые корзины, тоже резиновые подвесы, тоже демпфирующее нанесение на диффузор.



А если перевернуть, то и сам диффузор – тоже 3-слойный с сотовым наполнением.



Моторы полностью скрыты в кожухах, являющихся, по сути, частью корзины. Построены на неодимовых магнитах, и, как потом оказалось, силёнок у них – более чем достаточно.



Диаметр звуковых катушек – 1 дюйм.



Твитеры – с шёлковыми куполами. Правда, предположу, что сами купола уже не собственного производства: в описании фигурирует фраза «Imported Silk Dome». Номинальный калибр – 28 мм.



Корпуса – угадайте с одного раза материал. Тоже литые алюминевые. Не то, чтобы крупные, но акустическая камера явно присутствует. Причём, как показали дальнейшие измерения, довольно хитрые.



Предположу, что акустика в большинстве случаев будет использоваться в поканалках, но кроссоверы, если что, в комплект тоже входят. И да, снова в литых алюминиевых корпусах (вот как бывает, когда есть собственное литьевое производство) и с соответствующим антуражем (ну вот такое у производителя видение слова Classic, вынесенного в название серии).



Внутри – всё лаконично. Обошлось без джамперов и переключателей, хотя, забегая вперёд, аттенюация на твитеры могла бы пригодиться.



Измерение электромеханических параметров



Для начала вот вам сами циферки, дальше будет их разбор:



Измеренные параметры НЧ/СЧ динамика MBQ Classic:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 60 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 13 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,44
  • Qes (электрическая добротность) – 0,70
  • Qts (полная добротность) – 0,64
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13,6 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,0 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,1 дБ


Измеренные параметры СЧ динамика MBQ Classic:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 97 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 0,6 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,47
  • Qes (электрическая добротность) – 0,28
  • Qts (полная добротность) – 0,26
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 4,8 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,6 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 85,1 дБ


НЧ/СЧ динамики – относительно лёгкая по нынешним меркам подвижка (особенно с учётом многослойности и жёсткости диффузора), сильный мотор, прыть которого немного усмирили кольца Фарадея (взамен на снижение индуктивной составляющей и интермодуляционных искажений на СЧ, в том числе из-за облегчения взаимодействия динамика с усилителем). Хорошо адаптированы к установке в двери.

СЧ динамики – тоже не слишком тяжёлые подвижки, зато очень сильные моторы. Как следствие, они должны меньше чувствовать подпор воздуха позади динамика. А значит, можно сделать предварительный вывод – они не против работы в тесных объёмах.

Для ориентира, на добротность Qtc=0,7 они выходят в объёме всего в 80 мл, хотя это уже перебор для динамика такого калибра – могут появиться лишние резонансы внутри корпуса и всё испортить. На мой взгляд, разумный объём для них – от 200 мл и выше (я вообще сторонник давать СЧ динамикам «дышать» по возможности, и здесь прослушивание это тоже подтвердило).

Анализ работы НЧ/СЧ динамиков



АЧХ ровная вплоть до примерно 2 кГц, да и дальше динамик входит в зональный режим работы спокойно и без истерик диффузора.



Чуть нагляднее – на фазовой характеристике: ни единого резонанса в подвесах и подвижке вплоть до 4 кГц. Выше есть лёгкий подъём, но особой погоды он уже не делает. Очень хорошая линейность. Я бы сказал, редкая.



По искажениям – всё отлично. Даже со снижением частоты КГИ не так активно лезет вверх. Предварительный вывод – частоту раздела с сабом можно не задирать высоко вверх, а значит, и вариантов выбора самого саба больше (прослушивание, кстати, это подтвердило).



Анализ работы СЧ динамиков



Сильные моторы дали плавный спад АЧХ с понижением частоты, но не забываем про калибр. Даже если динамики поставить Free Air (а это, кстати, тоже рабочий вариант), то от 300-400 Гц они уже будут уверенно играть. Не в мидбасовую же область их отпускать работать.



Важнее здесь другое – отсутствие значимых резонансов в подвижке и подвесах вплоть до 5-6 кГц. Лёгкая волна ФЧХ (а вслед за ней и АЧХ) – единственное, к чему можно прицепиться, хотя этот резонанс (вероятней всего, где-то в верхнем подвесе или в центрирующей шайбе) хорошо задемпфирован. Признаков звонкости диффузора не замечено:



Ну и понятное дело, что такие моторы (даже моторищи) не отпустят динамик в разнос даже при снижении частоты (ну, если вы вдруг решите опустить частоту раздела с мидбасовым звеном пониже):



Анализ работы твитеров



На удивление ровная АЧХ в рабочем диапазоне, а ещё довольно интересный провал в районе 1,4 кГц. Предположу, этот внутренний резонанс сделан намеренно, он «пригасил» отдачу в этом диапазоне, получился эдакий акустический режекторный фильтр, уберегающий твитер при работе на околорезонансных частотах. Крайне необычное, но полезное решение.



Правда, отпускать твитеры работать слишком низко по частоте не нужно, рост гармонических искажений намечается уже где-то на отметке 2,5 кГц. Так что если решите строить 2-полоску, то настраивать ФВЧ в поканалке я бы начинал где-то от отметки 4 кГц (12 дБ/октава), и дальше – плюс/минус по ситуации, благо, НЧ/СЧ динамики дают в этом деле «свободу манёвра».



Зато посмотрите, как ведёт себя купол твитера – абсолютная линейность фазы излучения (в рабочем диапазоне, конечно же, т. к. намеренный «режектор» акустической камеры в области собственного резонанса лежит уже за его пределами). Проще говоря, на ВЧ нет никаких набегов и отставаний одних частотных составляющих сигнала относительно других. Ещё проще – сам купол ни на каких частотах не ломает, и волной его не ведёт.



Работа с кроссовером из комплекта



Пассивный кроссовер в комплекте хоть и простенький, но сделан с толком. Для усилителя такая акустика не окажется проблемной, импеданс на стыках не горбит, критичных просадок тоже не наблюдается.



Единственное, что сходу показалось странным – высокая частота стыка НЧ/СЧ и СЧ полос – ближе к 1,5 кГц. Учитывая возможности «серединок», раздел можно было бы смело опускать.



С другой стороны, это повлекло бы за собой увеличение номиналов в кроссовере, сделало бы его крупнее, цена бы тоже заметно поднялась… Учитывая, что пассивные кроссы в акустике этой цены в большинстве случаев будут откладываться в сторону, считаю, оно совсем не нужно.

Так что компромисс, получается, вполне разумный: хотите по-простому – вот вам простые кроссы, хотите выжать из акустики максимум – переходите на поканалку.

Какого ожидать звучания, и как «готовить» акустику?



Основное прослушивание проводил при включении через кроссовер, но для понимания потенциала в поканалке использовал один из процессорных усилителей, имевшихся на руках к моменту теста.

Источник – ноутбук, ЦАП на двойных PCM1794 и усилители – hand made от Андрея Сосова (г. Самара), межблочные кабели – Tchernov Cable, RockQ и Chord Indigo Plus (смена – по настроению и для лучшего понимания отдельных моментов), акустические – E.O.S.

ВЧ. Первое, что обратило внимание с кроссовером – многовато верхов, твитеры хочется пригасить. В машине, когда динамики работают «в ближнем поле», это будет особенно заметно. Поэтому если решите обойтись без поканалки, можно поиграться с разворотом твитеров, это немного подровняет тональный баланс. Можно вообще на отражение от лобового запихнуть, если штатные места позволяют.

В поканалке этой особенности легко избежать просто выравниванием уровней. В этом случае я бы направлял твитеры «по классике» – в салон. Т. е. либо стойки, либо уголки зеркал, либо классическая «матрёшка» СЧ/ВЧ.

Верха по своей фактуре живые, без «стекла» или «металла», но при этом достаточно прозрачные. Оптимальный стык с СЧ, на мой взгляд, лучше искать в районе 5-6 кГц с фильтрами невысокой крутизны и добротности (Линквиц, Бессель).

СЧ. Серединки лично мне вот прямо зашли. Ну нравятся мне такие вот динамики с сильными моторами (просто на Qes посмотрите) – очень хорошая проработка тонких нюансов (моторы плевать хотели на инертность подвижных систем и таскают их, в точности повторяя сигнал), и при этом подача без каких-то особых окрасов (повод вспомнить спокойную ФЧХ без резких переломов). Причём лёгкая «галочка» АЧХ с даёт даже эдакую комфортность что ли.

Динамики хоть и допускают установку в небольшие объёмы, но, как по мне, чем лучше они «дышат» своей тыльной стороной, тем лучше. Подрезать ниже 400 Гц смысла не вижу. Да, формально они умеют и ниже: моторы держат, перегрузочная способность позволяет. Но помним про калибр – тянуть их насильно к мидбасовой области нет никакой необходимости.

НЧ. Вернее, тут лучше вести речь не о НЧ, а о НЧ/СЧ, потому как динамики отлично чувствуют себя и в среднечастотном диапазоне тоже – ровно, без откровенных окрасов. Да это и по измерениям было видно. Так что если захотите двухполоску – они могут. Распускать их сверху в полную полосу я бы не стал – начинают мешаться твитерам.

Вниз по частоте забираются неожиданно глубоко для своего калибра, так что задирать стыковку с сабвуфером выше 60 Гц, как по мне, нет никакой необходимости. Бас прорабатывается старательно (особенно если освободить их от откровенно низкого «сабвуферного» баса), но вот мидбасовый «пинок» (скажем, бас-бочки на злом рокешнике или ритмичных ударов в EDM) порой всё равно хочется пожёстче. Тут есть повод поиграть разделом с сабвуфером, но главное, что динамики дают в этом свободу.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?



Очень интересная акустика как в технологическом плане, так и в плане звука (вообще, одно – это следствие другого, но не у всех производителей так получается). А звучать её можно заставить очень даже прилично, причём без какой-то особой привязки к жанрам или предпочтениям.

Единственное, что оставило двоякие впечатления – это пассивный кроссовер: как-то простоват он для такого уровня динамиков. Так что делаю вывод – с кроссами эту акустику можно использовать как временный вариант, скажем, если пока не хватает на нормальный процессор и усилительное звено.

В этом случае делаем так. Сразу прокладываем кабели под поканалку и ставим кроссы поближе к усилителю. А когда получится поднакопить – убираем кроссы, добавляем усилители и процессор (ну или процеусь), подключаем всё поканально и радуемся раскрывшимся возможностям динамиков.

  • Хорошая цена для такого уровня акустики
  • Хорошая фазовая линейность динамиков в своих рабочих диапазонах
  • Динамики дают значительную свободу настройки стыка полос
  • СЧ динамики можно ставить как в объёмы, так и Free Air

  • Пассивный кросс не раскрывает возможности динамиков полностью



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus