Под разные условия установки
Тест двух моделей акустических систем Rainbow «юбилейной» серии 30th Anniversary Edition

Давненько не было слышно о старом и, можно сказать, легендарном бренде Rainbow. А меж тем, он никуда не пропадал, и в конце 2023 года вернулся на российский рынок. Да, за последнее время не всё было гладко, но свежие финансовые вливания не позволили этому имени кануть в историю. Причём, как оказалось, бренд не ушёл полностью на откуп китайцам (как это происходило со многими), и новому руководству удалось сохранить прежнюю команду разработчиков – это важный момент. Так что надпись «Engineered in Germany» по-прежнему актуальна.

Кстати, дистрибьюцией Rainbow в России сейчас занимается компания «ТДК», основанная выходцами из «Аудиосистем», так что выражение «новые старые знакомые» можно применить не только к самому бренду.

В ближайшее время постараюсь поближе изучить наиболее интересную акустику, ну а начну с примечательной серии Rainbow 30th Anniversary Edition. Как нетрудно догадаться, она была выпущена к 30-летию Rainbow.

В России доступны две модели этой линейки – классическая 2-полоска с привычными твитерами Rainbow AE-C260 (цена на момент теста 57790 рублей) и нестереотипная Rainbow AE-30TH65, у которой вместо твитеров – 2-дюймовые коаксиалы (цена на момент теста 58800 рублей).





Первое знакомство. Мидбасовые динамики AE-MW165



В обеих моделях акустики используются одинаковые мидбасовые динамики Rainbow AE-MW165, разбор конструкции начну с них.



Их главная особенность – диффузор с геометрией, названной «Crystal Cone». Если не ошибаюсь, впервые он появился у Rainbow в 2015 году в серии Profi. А ещё вовсю используется в домашней акустике Elac верхних серий.

Причём такая форма – не просто декор, а способ повысить конструктивную жёсткость и превратить диффузор в своего рода поршень, не подверженный изгибным колебаниям – механические напряжения более равномерно распределяются по поверхности, не образуя локальных изгибных зон.

Если углубиться в тему, эта сложная поверхность появилась не просто так. Каждая точка пересечения рёбер лежит на спирали Фибоначчи, т. е. напрямую связана с понятием «золотого сечения». Короче, всё «по фен-шую».



И обратите внимание на принципиальное отличие от упомянутой серии Profi. Если там диффузор составной (конус из целлюлозы плюс фронтальная «кристальная» часть из алюминия), то здесь диффузор – исключительно алюминиевый, без бумажного конуса.



Звуковая катушка (её калибр – 1 дюйм) крепится непосредственно к нему через небольшой переходной элемент.



В целом же могу отметить весьма приличное качество сборки – никаких «соплей» клея и корявостей. Динамики приятно держать в руках, ну а как они в работе – об этом чуть позже.



Твитеры в акустике Rainbow AE-C260



Модельный индекс – Rainbow SL-T25 PRO. Выполнены в относительно плоских алюминиевых корпусах с посадочным диаметром 4,3 см (4,7 см – общий диаметр по фланцу).





СЧ/ВЧ звено в акустике Rainbow AE-30TH65



Тут всё намного сложней и интересней. Это 2-дюймовые... нет, не «ширики», а коаксиалы. Модельный индекс – Rainbow AE-UDD65.



В комплекте идут защитные грили. Их внешний диаметр – 6,9 см.



Диаметр самого динамика по фланцу – 6,4 см, монтажная глубина – 3,3 см.



Корзины – пластиковые. Жёсткость и прочность при таких размерах – более чем достаточные.



Теперь к самому интересному. Конусная часть диффузора выполнена из целлюлозы и имеет геометрию с непривычно крутым наклоном. В середине – высокий жёсткий цилиндр, внутри него в своеобразном рупоре находится шёлковый твитер с куполом всего 16 мм.



Причём высокий рупор вокруг твитера – явно сделан не просто так. По ходу дела сложилось впечатление, что динамик разрабатывался с расчётом на установку под углом (потом с каждым шагом тестирования это только подтверждалось).

Обратите внимание, чем больше мы разворачиваем динамик, тем сильнее этот цилиндр экранирует дальнюю часть диффузора. Похожий принцип используется, когда делают фазовыравнивающие «пули» в мидбасовых или СЧ динамиках – там, помимо стабилизации воздушных потоков, происходит как раз «перекрытие» части диффузора.



За раздел сфер влияния СЧ звена и твитера отвечает конденсатор, уместившийся внутри осевого канала. Его немного видно, если снять с динамика заднюю крышку (она прихвачена на клее через мягкую шайбу).



Пассивные кроссоверы в Rainbow AE-C260 и AE-30TH65



Кроссоверы в обоих комплектах выполнены в необычных круглых корпусах. Но внутри, понятное дело, содержат разную начинку.



В «классическом» комплекте Rainbow AE-C260 (модельный индекс кроссовера – Rainbow AE-CS2.1) имеется выбор уровня твитера на три положения. В комплекте с коаксиалами Rainbow AE-30TH65 (кроссовер Rainbow AE-CS2.0) переключателей не предусмотрено.



Измерение электромеханических параметров



Несмотря на компактность моторов, мидбасовые динамики оказались ни разу не слабыми. Судя по характеру импедансной кривой, присутствует короткозамкнутый виток (кольцо Фарадея), попутно корректирующий добротность до привычного «дверного» значения – в двери оно как раз приблизится к заветным 0,7.

К «классическим» твитерам на этом этапе вопросов не возникло, а у 2-дюймовых коаксиалов обратила на себя внимание неожиданно высокая резонансная частота – выше 400 Гц. Т. е. по своей сути они ближе к «низкоиграющим» твитерам.



Измеренные параметры НЧ/СЧ динамика Rainbow AE-MW165:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 55 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 13 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,45
  • Qes (электрическая добротность) – 0,65
  • Qts (полная добротность) – 0,60
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,5 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,7 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,4 дБ


Анализ работы НЧ/СЧ динамиков Rainbow AE-MW165



Мидбасовые динамики имеют красивую АЧХ вплоть до 2 кГц. Выше – начинают проявлять направленность, это нормально для 6,5-дюймового калибра. На верхней границе рабочего диапазона хоть и образовался подъём АЧХ, но обошлось без резких узкополосных пиков, так что в настройке всё обещает быть предсказуемым.



В рабочей же частотной области никаких существенных резонансов вплоть до 3,5 кГц, что наглядно видно на ФЧХ (отсутствие сильных ступенек на графике в этой области).



Характер искажений – спокойный: ни на каких частотах динамик не начинает безобразничать и уж тем более не начинает «звенеть».



Анализ работы твитеров Rainbow SL-T25 PRO



Удачный шёлковый твитер. По оси хорошо излучает до самого верха, при развороте ведёт себя предсказуемо.



Каких-то заметных резонансов в куполе нет. Причина – не только в его материале, но и в геометрии. А ещё, что тоже сильно влияет, в геометрии подкупольного пространства (внутренние переотражения порой приводят к заметной ломке купола на отдельных частотах). Короче, наглядный пример удачного компактного плоского твитера.



Правда, сильно низко опускать его раздел с НЧ/СЧ звеном я бы не стал. С понижением частоты искажения растут хоть и очень плавно, но их рост намечается достаточно высоко по частоте. Так что задумаете поканалку – начинайте настройку ФВЧ примерно с 4 кГц (12 дБ/октава).



А что же штатный кроссовер из комплекта? А он, собственно, как раз и учитывает эти особенности, не отпуская играть твитер слишком низко. По итогу – весьма приятная АЧХ. Особенно учитывая, что ФНЧ в мидбасовом звене тоже изящно нивелировал подъём отдачи НЧ/СЧ динамика выше 3 кГц, сделав АЧХ в области стыка ровной. Короче, зачёт.



Анализ работы мидтвитеров Rainbow AE-UDD65. А так ли всё просто?



Тут всё иначе. Скажу сразу, подходить к этим динамикам так же, как к обычным 2-дюймовым «ширикам» – в корне неверно. Чем дальше, тем больше убеждался, что они целенаправленно разработаны для установки под углами к слушателям. Больше того, конкретно для работы в штатных местах в панели с направлением вверх, на отражение от стекла.

Для наглядности и лучшего понимания задумки производителя сначала снял характеристики раздельно для СЧ звена и мелкого 16-мм твитера.

СЧ динамик старательно изображает из себя широкополосник, но это если смотреть по оси. А если его развернуть, то отдача выше 4-5 кГц заметно спадает. Получается эдакий «акустический ФВЧ». Помним предположение, что динамик рассчитан именно на такую установку – пока всё сходится (т. к. выше по частоте должен вступать в работу твитер).



Теперь маленький твитер посередине. Его полоса настроена с небольшим «перехлёстом», он начинает эффективно излучать примерно с 3 кГц. И опять же, видно, что самая красивая АЧХ получается при развороте динамиков. Ещё один факт в подтверждение – динамики разработаны намеренно для установки под углами к слушателям.



А теперь о том, как настраивать стык мидтвитера с мидбасовым звеном. Помните, что частота у него выше 400 Гц? Так вот, рост искажений с понижением частоты как бы намекает – низко стыковать полосы не нужно, несмотря на то, что формально АЧХ горизонтальна аж от 300 Гц. Так что если задумаете поканалку, настраивайте ФВЧ в районе 1-1,5 кГц, не ниже.



Штатный пассивный кроссовер как раз и стыкует полосы в районе 1 кГц. И не нужно бояться, что АЧХ с первого взгляда выглядят корявыми, я специально снял их в нескольких вариантах, когда динамики видны под разными углами. Обратите внимание, они неравномерны только когда динамики смотрят «в лоб». А вот под углами АЧХ уже почти не штормит.



Короче, явное намерение получить оптимум именно при установке в штатные места в панели с направлением на стекло. Вот вам пара очевидных пруфов.

Во-первых, отражёнку никто не отменял, и это объясняет, зачем сделан акцент на ВЧ области. Без него мы бы получили скучное и «притемнённое» звучание верхов, а так – получаем достаточно воздушное диффузное поле без потери лёгкости звучания на самом верху.

Во-вторых, при такой установке никуда не деться от клина, образованного стеклом и панелью. И привет резонансам и акцентам в области 2-4 кГц. Что делает настройщик в таком случае? Начинает их гасить эквалайзером. А тут, смотрите-ка… В коаксиальном мидтвитере полосы сведены так, что этот диапазон оказывается как раз подзадавленным интерференцией. Совпадение? Не думаю, не зря старые спецы Rainbow свой хлеб едят.

Короче, всё это ни разу не «корявости». А вполне осознанный поиск разработчиками нужных характеристик, которые компенсируют особенности установки динамиков в панели.

Какого ожидать звучания? «Классический» комплект Rainbow AE-C260



Звучание на ВЧ, поиск оптимального направления твитеров. Первое включение – твитеры направлены в сторону слушателей, в кроссоверах выбран уровень «0 дБ». В таком варианте твитеры слегка притягивают к себе внимание, отдельные звуки немного вылетают из общей музыкальной картинки – лучше поискать другое сочетание.

Переключаю джамперы в положение «-3 дБ» – звучание тонально выравнивается, хотя возникает ощущение «накинутого покрывала», из звука уходят детальки. Возвращаю джамперы в положение «0 дБ», слегка разворачиваю твитеры. Вот так уже хорошо – верха начинают звучать слитно, твитеры не тянут на себя отдельные звуки, и при этом сохраняется общая воздушность звучания.

Переключаю уровень твитеров в кроссовере на «+3 дБ». Думал, будет перебор, но нет, на удивление, звучание не стало ярким или звонким, а даже напротив, стало интереснее из-за подчёркивания большего количества деталей и нюансов. Но этот вариант попросил ещё чуть большего разворота твитеров.

По итогу оптимум получается такой – ставим твитеры с разворотом (между направлением на центр противоположного бокового стекла до направления друг на друга) и выбираем в кроссовере их уровень «0» или «+3 дБ». Напомню, это при включении через пассивные кроссоверы. А в поканалке – можно смело направлять их в центр салона.

Характер звучания СЧ. Серединка ровная, без выпячивания отдельных звуков, но не зажатая и достаточно подробная. Мидбасовые динамики легко дотягивают до твитеров. Что приятно, «алюминиевый» окрас при этом отсутствует напрочь – вокал и инструменты подаются хоть и без особой теплоты, но вполне комфортно.

Вообще, чем дольше слушал, тем больше утверждался в мнении, что в динамиках действительно удалось использовать преимущества алюминия и неплохо загасить недостатки этого материала. Полагаю, форма диффузоров сыграла в этом не последнюю роль.

Мидбасовый диапазон. Конкретно в комплекте AE-C260 мидбас подаётся без лишнего утяжеления, но с лёгким таким «жирком». Инструменты, требовательные к фактуре баса (контрабас в джазе или, скажем, бас-гитара в роке), передаются полновесно, но с эдаким смягчением упругости. А вот в музыке с акцентом на бас (в особенности на ритмичной электронике) динамики раскрываются по полной – дают звучанию хорошую такую массивность, фундаментальность. Вниз забираются уверенно, так что ограничений по выбору сабвуфера не прослеживается.

Звучание акустики с коаксиальными мидтвитерами Rainbow AE-30TH65



Предположение подтвердилось на деле – коаксиалы СЧ/ВЧ однозначно просят разворота. Когда они видны под большими углами, тонально звучание начинает восприниматься естественней, комфортней. Ради эксперимента попробовал даже имитировать лобовое стекло небольшими листами жёсткого пластика – пусть не автомобильные условия, но это тоже помогло сделать кое-какие выводы.

Интересно подаётся СЧ диапазон – по ходу дела почему-то не отпускало ощущение, что слушаешь более крупные бумажные широкополосники из домашнего High End. Тут, видимо, характеры НЧ/СЧ и СЧ/ВЧ как-то удачно сложились, что получился такой результат.

Если сравнивать с типичными «шириками», то на ВЧ детализация однозначно выше, чем в большинстве оных, – отдельные твитеры рулят. Сами верха лёгкие, но не истончённые. Я бы сказал, «телесные» – с детальной, лёгкой, но не колючей, а какой-то тёплой подачей (опять же обращу внимание – когда динамики развёрнуты и смотрят вверх, на стекло).

Мидбасовый диапазон воспринимается иначе, чем в AE-C260, несмотря на то, что динамики те же. Здесь он более насыщенный, весомый, с изрядной такой долей жирка. Хотя, как ни странно, тяжёлым не воспринимается. Не то, чтобы акцентируется, а, скорее, просто притягивает к себе внимание своей массивностью, полнотой. Учитывая, что в большинстве жанров именно мидбас отвечает за музыкальную энергетику и эмоциональность, это, считаю, совсем даже неплохо.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?



«Классический» комплект Rainbow AE-C260. Интересная акустика, в которой удалось удачно использовать достоинства алюминиевых диффузоров и максимально нивелировать недостатки этого материала. Плюс приличные шёлковые твитеры – и вот вам возможность добиться нейтрального по своему характеру звучания без лишних акцентов. Хорошо подходит для установки в штатные места, если твитеры видны слушателям под небольшими углами.

Акустика с коаксиальными мидтвитерами Rainbow AE-30TH65. В отличие от AE-C260, эта акустика ориентирована на установку СЧ/ВЧ звена по штатным местам в панели с направлением вверх, на лобовое стекло. Причём настолько явно, что некоторые её особенности, которые на первый взгляд кажутся «кривостью», на деле оказываются намеренной адаптацией именно к такому инсталлу.

  • AE-C260: Твитеры хорошо работают, будучи видны под углами
  • AE-30TH65: СЧ/ВЧ учитывают особенности штатных мест в панели
  • AE-30TH65: Детальность на ВЧ выше, чем у типичных «шириков»
  • Диффузоры НЧ/СЧ динамиков выглядят необычно и привлекательно
  • НЧ/СЧ динамики лишены локальных резонансов вплоть до 3,5 кГц

  • Могут не зайти тем, кто предпочитает сухой, «академичный» бас



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus