Взрослые коаксиалы
Тест коаксиальных динамиков Oris Element Type X

Обычно я спокойно отношусь к недорогим коаксиалам: в своей основной массе они далеки от аудиофильских устремлений, да и, будем откровенны, не так часто среди них встречается что-то по-настоящему интересное. С другой стороны, когда ничего особенного не ожидаешь, и вдруг попадается что-то достойное, всегда хочется сказать «а что, так можно было?».

В своё время именно такую реакцию и вызвали прототипы коаксиалов, которые парни из Oris Electronics закинули мне в лабораторию для предварительного изучения. А в конце 2023 года динамики пошли в серийное производство.

В модельном ряду они встали в серию Element и позиционируются как дополнение к компонентным моделям – когда в систему непременно хочется добавить тыл. Хотя по звучанию Type X получились вполне «взрослыми», и в бюджетных системах могут дать неплохие результаты в том числе и в качестве основной акустики в передних дверях. Короче, обо всём по порядку.



И да, как обычно, приведу для ориентира цену – 5900 рублей на момент теста. Более чем доступно.

Первое знакомство, конструктивные особенности



Динамики многое переняли от модели Element Type 1. Можно даже сказать, построены на их базе с небольшими корректировками. Корзина – стальная штампованная, достаточно открытая.



Один из принципиальных моментов для коаксиалов – высота твитеров. Здесь она небольшая, они почти не выходят за плоскость динамика. Так что с установкой в штатные места проблем не возникнет, даже если динамики окажутся близко к защитным сеткам – иногда это бывает важно.



Сами твитеры – полноценные шёлковые, с диаметром купола 19 мм – такие же используются в упомянутых компонентных Element Type 1. Конструкция компактная, так что лишних переотражений между диффузором и твитером будет минимум. Ну и небольшое поролоновое кольцо – хоть и немного, но тоже сыграет свою роль в их гашении.



В описании указан материал диффузора «целлюлоза с полипропиленовым покрытием», хотя на вид и на ощупь больше похоже на привычный полипропилен. Как бы то ни было, конус достаточно жёсткий и на постукивание отзывается глухо – это хорошо.



Центрирующая шайба немного непривычная – при небольших смещениях она относительно мягкая, но уверенно так ограничивает ход при попытке продавить диффузор. На самом деле это полезное свойство – отзывчивость на малом сигнале, а когда захочется сделать погромче – защита от разбалтывания динамика.



Провода «ныряют» от клеммной колодки в центр магнитной системы и точечно подклеены к корзине. Получилось аккуратно: петлями ничего не висит, и соплей клея тоже нет. Фильтрующий конденсатор находится в стойке твитера, так что снаружи – ничего лишнего.



Измерение параметров и анализ работы динамиков



Динамики имеют чуть сниженный импеданс, так что ближе к 3-омным, нежели к 4-омным. Конкретно в данном случае это можно считать достоинством – усилитель немного «форсируется» по мощности, но умеренно, так что даже дохленькие штатные или встроенные в ГУ с такой нагрузкой работают в безопасных режимах. К тому же это компенсирует относительно невысокую чувствительность.

Резонансная частота – невысокая, в сочетании с повышенной добротностью это даёт приличную басовитость. Конечно, это повышает опасность превышения хода на повышенной громкости, но тут как раз и проявятся особенности центрирующей шайбы мягко ограничивать амплитуду – она не даст динамику «уходить в разнос».



Измеренные параметры Oris Element Type X:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 57 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 13 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,98
  • Qes (электрическая добротность) – 1,15
  • Qts (полная добротность) – 0,93
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,6 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 2,7 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 85,2 дБ


Одна из особенностей Type X, которая зацепила в своё время ещё на стадии образцов – удачная стыковка НЧ/СЧ звена и твитеров. Обратите внимание – с разворотом динамиков лишь корректируется уровень ВЧ, при этом на АЧХ не появляется чрезмерно резких «эверестов» и «марианских впадин». Такое спокойное поведение АЧХ – большая редкость для коаксиалов.



Конечно, совсем уж «бесшовной» стыковки полос я не встречал ни у одних коаксиалов, но если посмотреть на фазовую характеристику, то переломы в этой области (по сути, опережение или отставание одних частотных составляющих относительно других) – не такие уж и сильные.



Зависимость искажений от частоты снимаю на громкости выше средней, так что повышенная добротность (Qts) проявляется сразу – при приближении к резонансной частоте (Fs) искажения повышаются. Ничего криминального в этом нет: если не задаваться целью глушить всех в радиусе двух кварталов, то в жизни запас неискажённой громкости вполне достаточен.



Какого ожидать звучания?



Для коаксиалов вряд ли есть смысл рассуждать о тонких материях, всё же их роль – тыловое дополнение к основной, фронтальной акустике. А в передних дверях они будут работать разве что в системах начального уровня. Поэтому отмечу только главные их особенности.

Во-первых, понравилась тональная сбалансированность. Многие коаксиалы грешат чрезмерной яркостью и звонким акцентированием верхних частот. Здесь же – никакого резкого выделения отдельных звуков, крикливости или жёсткой звонкости. Ровненько так, приятно. И при этом, кстати, достаточно легко, без ощущения «зажатости».

Это, кстати, хорошо для обоих применений. При установке в передние двери даже от простой системы можно получить комфортное звучание и слушать музыку долго без утомления. А при установке на тыл динамики не будут перетягивать на себя внимание «выкрикиванием» отдельных звуков. Т. е. основной музыкальный характер системы будет задаваться фронтальной акустикой, а тыл, как и положено, – работать на создание объёмности звучания.

Второе, что понравилось, – неожиданно «взрослое» звучание на верхних частотах. В коаксиалах оно чаще упрощённое, порой чуть ли не как шуршание одноразового стаканчика на морозе. Тут же – нормальные шёлковые твитеры и вполне музыкальная передача верхних частот.

Третье – это басовитость. Конечно, не как от крупного сабвуфера, но для 6,5-дюймового калибра динамики играют основательно. Да, во многом она обусловлена повышенной добротностью – это как бы не по-аудиофильски. Хотя в бюджетных системах, когда динамики работают непосредственно от головного устройства, сам факт лёгкого акцентирования баса обычно воспринимается как достоинство. Так что, пожалуй, отнесу к плюсам.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?



Одни из немногих коаксиалов с умеренной ценой, которые умеют звучать «по-взрослому». Пусть без закидонов в аудиофильские высоты, но тонально ровно, сбалансированно и весьма комфортно.

Так что это хороший вариант в тыловую «подзвучку», причём в системы не только начального уровня, но и уровня повыше. А ещё их можно выбирать в бюджетные системы в передние двери – получите комфортный саунд с хорошей разборчивостью, но без неестественной звонкости и «сверления ушей».

  • Твитеры имеют малую высоту, почти не выходят за плоскость динамика
  • Нечастая для коаксиалов комфортность звучания без резкости и звонкости
  • Сохранение тонального баланса, когда динамики видны под углами
  • «Взрослое» звучание верхних частот – заслуга шёлковых твитеров
  • Хорошая для 6,5-дюймового калибра басовитость

  • Не зайдут любителям яркого и звонкого характера звучания



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus