Серьёзный подход в малом бюджете
Тест 8-канального усилителя со встроенным 10-канальным аудиопроцессором Sennuopu HIFI-X12 (rev.5)

Уж сколько ходило разговоров насчёт бренда Sennuopu, но если подумать, то повышенное внимание означает лишь одно – чем-то он сумел зацепить. Недавно у меня в руках оказались несколько моделей под этим именем, так что буду выяснять, чем именно. Для начала попробую разобраться с «процеусём» Sennuopu HIFI-X12, а дальше – видно будет. Не стану далеко загадывать, хотя в каталоге есть кое-что интересное.

Для начала замечу, что до недавнего времени к нам попадали лишь единичные экземпляры, но сейчас налажены постоянные поставки, и бренд представлен уже официально. На момент этого теста готовится российский сайт sennuopu.ru.

Итак, на изучении Sennuopu HIFI-X12 – это 8-канальный усилитель с 10-канальным процессором (хотя X12 в названии немного сбивает с толку). Формат – «смешанный»: каналы 1-6 работают в классе АВ, а каналы 7-8 – в классе D, мощнее и могут включаться мостом.



Замечу, что это уже 5 версия, вышедшая в начале 2024 года, – фабрика не топчется на месте, и это хорошо.

На момент теста актуальная цена Sennuopu HIFI-X12 в комплекте с пультом H6 (о пультах скажу отдельно) составляет 50000 рублей – это уже с годовой российской гарантией. В пересчёте на число каналов (даже если не брать во внимание процессор и остальные плюшки) получается недорого.

Первое знакомство, конструктивные особенности



Усилитель встречает в аккуратном деревянном кейсе. К делу отношения не имеет, но приятно.



Размеры корпуса – умеренные: 30,5 х 18 х 5,5 см. Компоновка – односторонняя.



За счёт глубоких рёбер суммарная площадь охлаждения получается приличной. Усилитель, конечно, не холодный, но нагрев более чем умеренный. Тем более, для АВ-класса.



Охлаждению помогает пара вентиляторов на боковой стороне корпуса, прогоняющих воздух внутри корпуса (в том числе и между платой и верхней крышкой, на которой закреплены некоторые сильноточные компоненты).

Работают не постоянно. По наблюдениям, включаются, как только уровень сигнала превышает определённый порог. Немного шумноваты и могут быть слышны, если ставить усилитель под сиденье, но при установке в багажник это не имеет значения.



С противоположной стороны – такие же окна для выхода воздуха.



Планки крепления – в комплекте.



Что и как подключается



6-канальный высокоуровневый вход. Скомпонован в общие разъёмы с выходами усилителя. Кстати, обратите внимание, в левой колодке скомпонованы 4 высокоуровневых входа и 4 выхода, т. е. «процеусь» можно одним кабелем подключить в разрыв разъёма ГУ и тем самым по максимуму задействовать штатную проводку. И если, например, есть задумка подключить фронт поканально, то от выходов 5/6 останется просто протянуть провода к твитерам – всё максимально рационально.



Ответные хвосты проводов идут в комплекте. К слову, здесь же есть и провода питания, но в Х12 они не используются. Похоже, просто унификация с остальными моделями Sennuopu.



Питание у Х12 подключается отдельно. Суммарный номинал предохранителей – всего 40 Ампер. Выглядит маловато, хотя даже при измерениях, когда усилитель хорошенько нагружался, проблем не возникало. Будем считать, для реальной эксплуатации этого достаточно.



Высокоуровневыми входами дело не ограничивается, так что считаем источники дальше.

6-канальный линейный вход. Независимый от входов высокого уровня. При измерениях выяснился один нюанс – ограничение сигнала именно по линейным входам начинается при амплитуде менее 2 Вольт, так что подключать к нему источники, например, с 4-вольтовыми выходами нужно осторожно.

Цифровой оптический вход. Ну тут всё более-менее привычно. Если есть ГУ с оптическим выходом, логично использовать именно его.



Bluetooth Audio. Модуль построен на чипе Qualcomm CSR8675 и понимает не только базовое кодирование SBC, но и AAC и всё семейство кодеков aptX, включая aptX HD и aptX Low Latency. Правда, разъём под внешнюю антенну расположен, мягко говоря, неудобно – есть повод поворчать.



USB Audio. Вот тут интересней. Разъём USB-B используется двояко. Во-первых, для подключения компа для настройки. Во-вторых, при подключении процеусь определяется как внешняя звуковая карта. Т. е. его можно использовать, например, с «андроидными» ГУ в режиме OTG (разумеется, если само ГУ это поддерживает).

USB Player. Весьма приличный и реализован явно не по остаточному принципу – работает с флешками в том числе отформатированными в NTFS, всеяден – читает FLAC, APE, WMA, WAV (ну и MP3, куда ж без него). Шустрый – флешку на 64 ГБ прочитал почти мгновенно. Жаль, под рукой не оказалось жёсткого диска, что-то подсказывает, что какой-нибудь портативный SSD тоже можно использовать.

Оперативное управление процессором – через проводной ПДУ. На выбор предлагается аж три модели – они универсальные и работают со всеми процессорами Sennuopu. По функциям абсолютно одинаковы и различаются лишь форм-фактором.

Упомянутый в самом начале Sennuopu H6 идёт в комплекте. Можно крутить громкость, выбирать источники, загружать пресеты и всё такое прочее:





И, разумеется, управлять плеером. Экран небольшой, но информативный, навигация по флешке проблем не вызывала. К тому же можно настраивать цветовые сочетания на экране – приятная возможность по части эргономики.





Вариант компактнее, но с теми же возможностями – Sennuopu H7.





Или вот такой, с креплением на плоскость, называется Sennuopu H8:



В управлении есть два момента, на которые обращу внимание. Во-первых, громкость регулируется раздельно для каждого источника. Скажем, переключился на Bluetooth – громкость поменялась на ту, которая была на Bluetooth в последний раз. Переключился обратно – снова вернулась к прежнему значению. Не то, чтобы неудобно, но немного непривычно.

Второй момент – Bluetooth и USB-плеер здесь организованы как бы отдельно от остальных входов. Это источники «первого приоритета» – процессор переключается на них автоматически, как только появился аудиопоток или вставили флешку. Остальные источники (высокоуровневый вход, линейный вход, оптика, USB Audio) – «обычные», они переключаются вручную через пульт.

Начинка



В последних версиях X12 на нижней стороне корпуса появился значок Hi-Res Audio. По идее это говорит о том, что процессорная обработка происходит с частотой дискретизации не ниже 96 кГц. Если это так, то хорошо.



На многих элементах затёрта маркировка, но навскидку из того, что видно сверху, – за математику обработки сигнала отвечает АDАU1452, в цифро-аналоговом преобразовании используется АК4438, в линейной части раскиданы операционники 5532.







Каналы с 1 по 6 работают в АВ-классе, скомпонованы на основной плате. На чём собраны выходные каскады, подсмотреть не удалось: транзисторы расположены под платой и прижаты к корпусу, пришлось бы всё раскидать.

Каналы 7 и 8 – это D-класс. В первых версиях X12 (судя по фотографиям в интернете) он тоже был скомпонован на основной плате. В текущей версии он вынесен на субплату, выходные ключи сбрасывают избыточное тепло на корпус через теплоотвод. Маркировка на чипах драйверов тоже старательно затёрта, но в первых версиях это были IRS2092. Здесь по форм-фактору что-то похожее, так что либо они же, либо аналоги.











Как настраивается процессор



Настраивать Sennuopu HIFI-X12 можно традиционно с компа или со смартфона. Правда, последний вариант заморочный (софт работает через Wechat, который у нас неактуален), так что сосредоточусь на комповой версии. Программа идёт на флешке-карточке, запускается без установки (кстати, попутно на ней же идёт музыкальная подборка).



Сразу отмечу, что во время работы программы пульт остаётся активным, а связь с ним – адекватной. Например, при регулировке громкости из программы она отображается на пульте (разве что в программе – в децибелах, а на пульте – в условных единицах). И наоборот – если крутить пульт, то с секундной задержкой текущая громкость отображается в программе. Зачёт, не все процессоры сохраняют эту связь.

Программа построена по принципу «всё в одном окне». Ну, почти всё – кроссоверные фильтры, уровни каналов, задержки, эквализация:



Выбор источника разделён на две части – источники высокого приоритета (USB-плеер и Bluetooth, на них процессор переключается автоматически) и «обычные» (высокоуровневые, линейные, оптика, USB Audio).

Выходные каналы можно линковать произвольно – объединение касается фильтров, эквалайзера и уровней. Настройка задержек остаётся индивидуальной.

Маршрутизация каналов – традиционная матричная (открывается кнопкой Route) с выставлением уровней:



Если каналы 7/8 планируется включать мостом, это задаётся через отдельную кнопку Bridge. В программе это делает канал 8 неактивным, но по факту всё работает как простое линкование, т. к. задержки для обоих каналов выставляются по-прежнему раздельно.

В память процессора можно записать до 6 конфигураций, потом между ними можно оперативно переключаться с пульта.



В остальном набор функций более-менее привычный, так что коротко пробегусь по соответствию выставленных и фактических настроек:

Кроссовер. Частота – произвольная, крутизна – от 6 до 48 дБ/октава, тип фильтра – Баттерворт, Линквиц-Райли, Бессель. Для примера снял несколько АЧХ на выходах:





Эквалайзер. 31-полосный параметрик с произвольной регулировкой частоты каждой полосы и добротности (ширины полосы регулирования). Для примера выкрутил в плюс частоту 1 кГц:



Задержки. Перманентная задержка (условно, время обработки сигнала процессором при нулевых настройках) – 0,9 мс. Максимально можно задержкать сигнал в каждом канале на 20 мс, что эквивалентно «отодвиганию» динамиков примерно на 6,8 метра. Тоже проверено:



Шаг регулировки – 0,021 мс или 7,1 мм. Соответствует:



Работа усилителя. Каналы 1-6 (АВ-класс)



Первым делом смотрю спектры выходного сигнала. Фоновый шум низкий. Лишь на самых нижних частотах «полка» немного задирается вверх, но даже там соотношение сигнал/шум (SNR) получается больше 90 дБ (по многим стандартам определяется на сигнале 1 Вт, т. е. примерно как на спектрограмме). В остальном диапазоне – и вовсе больше 100 дБ. Спектр искажений очень спокойный – гармоники высшего порядка отсутствуют вовсе.



Для интереса посмотрел спектры при подаче двухтональных сигналов, тут тоже всё чистенько.



Дальше снимаю величину КГИ на разных уровнях мощности. Вот тут был немного озадачен. Обратите внимание, на малых уровнях сигнала искажения не растут, как это часто бывает у АВ-класса (так называемая проблема первого Ватта). Обычно это достигается повышенными токами покоя, и ценой тому – снижение КПД и лишние потери на нагрев. Но здесь усилитель греется совсем немного, да и КПД нормальный. Как бы то ни было, результат хороший.



Ограничение наступает при гораздо большей мощности, чем заявлено (75 и 100 Вт на 4 и 2 Ом, соответственно). Правда, при снятии этой характеристики нагружал только 4 канала из 8 – это как-то ближе к реальной эксплуатации.

Мощностные параметры, каналы 1-6 (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 81 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 94 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,02%

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 148 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 171 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax4) <0,04%


Работа усилителя. Каналы 7/8 (D-класс)



Характер спектров похож – здесь тоже нет гармоник высших порядков, несмотря на то что эта пара каналов построена по совершенно иным принципам, нежели три первых пары.



На малых уровнях сигнала усилитель ведёт себя чуть грубее в плане гармонических искажений, но в целом уровень КГИ низок вплоть до достижения максимального размаха сигнала и начала его ограничения. А вот в рабочем диапазоне мощностей КГИ даже ниже, чем у каналов АВ-класса.



На 4-омную нагрузку мощность чуть не дотянула до заявки, но на 2-омную почти удвоилась и превысила обещанное значение – токовый запас выходных каскадов достаточный. К тому же и количество искажений не возросло, так что 2-омную акустику (или 4 Ом мостом) можно использовать смело.

Мощностные параметры, каналы 7/8 (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 106 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 132 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,02%

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 194 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 232 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,02%


Нехитрыми вычислениями для мостового подключения на 4 Ом получается что-то в районе 400-450 Вт. Если пускать эти каналы на саб, я бы выбирал 4-омную модель с 2-дюймовой катушкой – получится оптимально.

Каков характер звучания?



Попробовал разные источники, больше всего понравилось, как усилитель звучит через USB Audio (т. е. процессор, фактически, работает как звуковая карта) и с флешки – их в итоге и использовал в качестве основных.

Каналы 1-6. Придётся по нраву тем, кто «топит» за АВ-класс. Звучание без жёсткости и «шероховатости», присущей иногда D-классу (но не всегда, не будем обобщать). Музыка воспринимается цельно, как-то плотно что ли, на звуки не рассыпается, местами даже тепло.

Верха передаются хоть и без особой лёгкости и остроты, но по своей фактуре не упрощаются. Т. е. всякого рода тарелки-бубенчики-колокольчики не отдают синтетичностью, а вполне себе живенькие. С хорошей акустикой, не затирающей детальность на ВЧ, можно получить достойный результат.

На НЧ усилитель неожиданно прилично «держит» динамики – не даёт им гудеть и рано пускаться «в разнос». Что лично меня всегда цепляет – при увеличении громкости фактура баса остаётся плотной, не размазывается. Конечно, если не грузить его откровенно тяжеловесными динамиками – мера нужна во всём.

Каналы 7/8. По логике построения усилителя эти каналы нацелены на применение в НЧ звене (или даже с лёгким сабом), но тут всё не так однозначно. Если для каналов 1-6 присуща мягкость и теплота, то здесь звучание острее, с эдаким подчёркиванием атаки. Особенно хорошо чувствуется на струнках акустической гитары, ударах по малому барабану, тарелкам ударной установки и т. п. Подача ещё не колкая, а, скорее, создаёт ощущение большей раскрепощённый что ли, лёгкости. Так что каналы на самом деле универсальны в своём применении.

На низах звучание плотненькое, собранное. Порой бас кажется слишком сдержанным, но сухой «академичности» тоже нет. Контроль достаточен – с повышением громкости звучание на низах сохраняет свою фактурность, так что в мидбасовом звене (или с лёгким 4-омным сабиком) должно получиться хорошо.

Коротко по делу



Признаюсь, бренд Sennuopu долгое время для меня был «тёмной лошадкой», и я не знал, чего ожидать – провала или чуда. Но в первом случае я бы не стал тратить время на детальный отчёт, а в чудеса пускай верят маркетологи. Так что скажу как есть.

Sennuopu HIFI-X12 (напомню, в тестировании было уже 5 поколение этой модели) оказался усилителем с «тёплым шармом» АВ-класса, без лишних аудиофильских загонов, но очень ладно скроенным. Были опасения насчёт усилителя, но они не подтвердились – это не загнанный в В-класс бедолага с пугающими искажениями на малом сигнале, всё более чем прилично. По функциональному оснащению – вообще без вопросов, при желании X12 можно хоть вообще без ГУ использовать и при этом, как говорится, ни в чём себе не отказывать.

В общем, первое знакомство с Sennuopu оставило приятные впечатления, с таким подходом у бренда определённо есть будущее. Тем более, в своём бюджете у того же Х12 найдётся совсем немного альтернатив.

  • Компоновка разъёмов допускает быстрое подключение в разрыв разъёма ГУ
  • Свобода выбора источников – легче перечислить, каких входов здесь нет
  • Шустрый и всеядный USB-плеер, читающий в том числе флешки NTFS
  • Полноценный Bluetooth с поддержкой AAC и aptX HD
  • Возможность выбора пульта из 3 вариантов
  • Стабильная работа на 2 Ом (или 4 Ом в мост для каналов 7/8)

  • Неудобное расположение антенны Bluetooth
  • Шумноваты вентиляторы на корпусе
  • Непривычная раздельная регулировка громкости для источников



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus