Компактные и драйвовые
Тест усилителей: FSD STANDART COMP D4.100 (4-канальный), FSD STANDART COMP D1.600 (басовый моноблок) и FSD STANDART COMP D5.CHANNEL (5-канальный)

Компактные усилители постепенно вытесняют с рынка традиционные «плиты»: под них не приходится городить сложные инсталлы, а по силовым способностям и звуку они уже давно догнали полноразмерные модели (если сравнивать в одной цене, разумеется). В этот раз на тестировании – целая серия таких усилителей. Как всегда, разберу их возможности, чтобы сделать выводы – в какие системы и под какие требования они зайдут лучше всего.

На изучении – три модели, вошедшие в серию Standart бренда FSD. Это совсем новые усилители от компании «Фаворит». Цены более чем приятные:

4-канальный FSD STANDART COMP D4.100 – 7990 рублей
1-канальный FSD STANDART COMP D1.600 – 6490 рублей
5-канальный FSD STANDART COMP D5.CHANNEL – 13600 рублей



Первое знакомство, конструктивные особенности



Усилители небольшие, выполнены в радиаторном профиле сечением 12,6 х 5 см и различаются только длиной. У 4-канальника и моноблока она 22,6 см, а длина 5-канальника – 30,5 см (это уже вместе с ушками крепления).

Все три усилителя имеют «жирные» терминалы питания, принимающие кабели сечением до 2 Ga. У 4-канальника и моноблока предохранители расположены внутри корпуса (сдвоенные по 35 Ампер в каждом, т. е. суммарно по 70 Ампер в каждом).





А вот у 5-канальника места им не нашлось даже внутри, так что придётся использовать внешний. Рекомендаций на этот счёт в описании нет, судя по наблюдениям при измерениях, в самый раз будет 100-амперный.



Теперь к оснащению. У 4-канального D4.100 обе пары каналов одинаковы – можно включить ФВЧ или ФНЧ с настройкой от 50 до 250 Гц. Т. е. под классическое применение «фронт + тыл» или «фронт + саб». Высокоуровневых входов не предусмотрено.



У моноблока D1.600 – ФНЧ (35-250 Гц) и сабсоник (10-50 Гц). Сабсоник неотключаемый, но при минимальной настройке его, можно считать, почти что и нет, так что нормально. Плюс настройка бас-буста, куда ж без него (хотя, как по мне, не самая нужная).



Моноблок – единственный в этой серии усилитель, у которого есть высокоуровневые входы. Хвост проводов, соответственно, идёт в комплекте.



5-канальный D5.CHANNEL, как и 4-канальник, имеет только линейные входы. Селектора входов (для использования только одной или двух пар входов) не предусмотрено. Хотя это непринципиально, если вы используете нештатное ГУ – там линейных выходов обычно в достатке, даже Y-разветвителей использовать не придётся.



В комплекте к моноблоку и 5-канальнику идёт по проводному регулятору уровня сабвуфера.



Теперь загляну во внутренний мир усилителей. 4-канальник D4.100 построен на 4-канальном драйверном чипе IRS2093 от Infineon – хороший, проверенный вариант. В линейной части замечены операционники 4558. Думается, любителям твика можно обратить внимание на них в первую очередь.









Кстати, в моноблоке в линейной части используются TL072. На первый взгляд, было бы логичней использовать их же и в 4-канальнике, но утверждать не стану: возможно, на то были какие-то причины.







Первое, на что обратил внимание в 5-канальном D5.CHANNEL – общий блок питания, снабжающий и широкополосные каналы, и сабвуферный. Так что грузить сабовый канал «на полную» нужно осторожней. Лучше подобрать 4-омный или, в крайнем случае, 2-омный сабвуфер, но никак не 1-омный, хотя такая возможность и заявлена.

В линейной части 5-канальника, в отличие от 4-канальника, используются операционники TL072 – они всё же поинтересней в плане звучания. Драйверная часть D-класса – на тех же инфинеоновских «ирисках» IRS2093.







Измерение параметров и характеристик 4-канального FSD STANDART COMP D4.100



Начну с кроссоверной части. Пределы регулировок фильтров относительно небольшие, так что лёгкая зависимость их добротности (насколько плавно АЧХ переходит от плоского участка к наклонному) от частоты настройки не слишком мешает делу. Неидеально, но использовать можно.



Теперь к усилительной части. Спектры сигналов достаточно спокойные, без характерных «расчёсок». Значимый уровень имеют только первые пара гармоник, дальше – так, мелочи. Спектры интермодуляционных искажений тоже в пределах разумного.





Немного поднимаю выходную мощность, смотрю распределение искажений по диапазону (для начала при работе на нагрузку 4 Ом). На НЧ их чуть больше – обычное дело. А вот на СЧ и ВЧ – достаточно низкие, КГИ на уровне тысячных долей процента.



При переходе на 2-омную нагрузку КГИ в этих диапазонах подтягивается немного выше, но остаётся в пределах сотых долей процента.



Выходные фильтры дают ожидаемую небольшую разницу на ВЧ при работе на 4 и 2 Ом – это нормально для D-класса (по крайней мере, традиционного, не UcD).





Теперь оценка искажений на разных мощностях. На малом сигнале, как это часто бывает у D-класса, есть небольшое увеличение КГИ, но в целом всё прилично. Заявка выходной мощности (100 и 140 Вт на 4 и 2 Ом, соответственно) выполняется даже с запасом.



Мощностные параметры FSD STANDART COMP D4.100 (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 107 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 142 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,04%

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 184 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 231 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,06%


Измерение параметров и характеристик моноблока FSD STANDART COMP D1.600



Кроссоверные фильтры имеют пределы настройки согласно заявке, обещанным циферкам верить можно. ФНЧ имеет чуть повышенную добротность, дающую более резкий (и даже с горбиком) переход к наклонному участку АЧХ.



Регулировка Bass Boost работает «по классике» – даёт подъём с центральной частотой 45 Гц.



Судя по спектрам, выходной фильтр D-класса настроен где-то в районе 2 кГц. Сам усилитель работает относительно чисто, значимый уровень имеют лишь первые несколько гармоник. Артефактов высших порядков практически нет.



Искажения для басового моноблока приемлемые. И обратите внимание, D1.600 спокойно работает на любую нагрузку – даже на 1 Ом искажения в рабочем диапазоне мощностей не повышаются, и КПД усилителя не падает. При этом ограничение сигнала наступает при гораздо больших мощностях, чем обещано – он спокойно выдаёт без искажений больше 700 Вт против обещанных 600.



Мощностные параметры FSD STANDART COMP D1.600 (измерение на 60 Гц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 271 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 282 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,12%
  • Работа на 4 Ом, максимальное токопотребление – до 30 Ампер

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 424 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 455 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,13%
  • Работа на 2 Ом, максимальное токопотребление – до 50 Ампер

  • Работа на 1 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 723 Вт
  • Работа на 1 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 796 Вт
  • Работа на 1 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,13%
  • Работа на 1 Ом, максимальное токопотребление – до 70 Ампер


Измерение параметров и характеристик 5-канального FSD STANDART COMP D5.CHANNEL



У 5-канальника фильтры тоже работают согласно заявке, разве что снова можно придраться к плавающей добротности ФВЧ в основных каналах. В басовом канале – без вопросов.



Спектры выходных сигналов приводить не стану. Хоть 5-канальник построен чуть иначе, чем 4-канальник и отдельный моноблок, база, по сути, осталась той же, и их характер во многом повторяется. А вот по силовым показателям запас получился более значительный.





Мощностные параметры FSD STANDART COMP D5.CHANNEL, каналы 1-4 (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 143 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 179 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,006%

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 241 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 302 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,02%


Мощностные параметры FSD STANDART COMP D5.CHANNEL, канал 5 (измерение на 60 Гц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 352 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 471 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,2%

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 549 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 757 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,3%

  • Работа на 1 Ом, номинальная выходная мощность (THD=2%) – 794 Вт
  • Работа на 1 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 827 Вт
  • Работа на 1 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,3%


Только обратите внимание, для сабового канала прирост мощности при переходе на 1-омную нагрузку усилитель явно упирается в свои пределы, блоку питания становится тяжко. Так что лучше не борщить с желанием выжать из него все соки и, как уже упоминал ранее, предпочесть 4-омный или 2-омный сабвуфер.

А что по звуку?



4-канальник и 5-канальник показали близкий характер звучания, поэтому выводы относятся к ним обоим. Если коротко, они чем-то напоминают сценические усилители – в их подаче подкупает энергетика и хороший запас динамики. Без аудиофильского копания в мелочах, но драйв просто прёт.

Да, послезвучия всяких тарелочек-бубенчиков обрываются чуть раньше, чем с более дорогими усилителями, заточенными на «тонкие материи». Тихие нюансы в знакомых сложных треках не то, чтобы совсем теряются, просто появляются только при повышении громкости.

Но эта лёгкая небрежность на малой громкости компенсируется именно размахом, макродинамикой звучания, драйвом. И если забить на все эти аудиофильские страдания, то на чём-нибудь бодром вроде современного рокешника или ритмичной электроники звучание получается по концертному напористым, не зажимается при повышении громкости. За это им можно простить мелочи, которые в реальной жизни вообще вряд ли кто заметит.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?



Недорогие, но бодрые усилители с хорошей энергетикой звучания. В аудиофильство не лезут, но понравятся тем, кто любит драйвовую музыку и «концертный» характер звука.

FSD STANDART COMP D4.100 – универсал, который можно выбирать и в обычные системы для ежедневных поездок, и в эстрадные при работе на небольшие массивы динамиков (главное, с общим импедансом не меньше 2 Ом).

FSD STANDART COMP D1.600 – вариант в сабовое звено классических повседневных систем. Я бы подбирал для него саб с 2,5-дюймовой катушкой и импедансом 2 Ом (ну или 4+4 Ом в параллель) – на такую нагрузку он способен выдать больше четырёх сотен Ватт, при этом будет работать в лёгком для себя режиме.

Можно нагрузить его и на 1 Ом – усилитель при этом форсируется и способен выдать больше 700 Вт без искажений и потери КПД. Контроль движения хода диффузора (демпфирование) будет попроще, но это вариант, когда баса хочется больше, а места под более злые усилители просто нет.

На 4-омный саб он выдаст меньше 300 Вт мощности – этого достаточно для лёгких чувствительных сабов, например, с 2-дюймовыми катушками. Может показаться, что это нерациональное использование его возможностей, но если важнее не громкость, а контроль саба, дающий фактуру и проработку басового рельефа, то этот вариант тоже можно рассмотреть.

FSD STANDART COMP D5.CHANNEL – во многом повторяет характеры 4-канальника и моноблока, при этом занимает намного меньше места, чем два раздельных усилителя. Силовые способности приличные, но с выбором сабвуфера не борщите, выбирать что-то тяжёлое 1-омное точно не нужно – это слишком нагрузит блок питания, потеряется драйв и энергетика, усилитель просто начнёт «зажиматься». А вот при подборе не слишком тяжёлого 2-омного или 4-омного саба вполне реально получить сбалансированную и при этом бодрую систему при значительной экономии места.

  • Хорошее сочетание компактности и силовых показателей
  • Драйвовое и напористое звучание с хорошей макродинамикой
  • Выходная мощность выше, чем заявлено в описании

  • Высокоуровневые входы есть только у моноблока
  • Блок питания в 5-канальнике накладывает ограничение на выбор саба



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus