Толстый и тонкий
Тест акустических систем Focal ES 165 KE и ES 165 K2S серии K2 Power
Интересное дело, технология диффузоров K2 Power существует аж с 1986 года, хотя это не значит, что всё это время в ней ничего не менялось. Ещё как менялось, хотя внешне вроде бы те же «желтки» – слоёный пирог из кевлара, стекловолокна и вспененного слоя между ними. Впрочем, сегодня речь не о диффузорах, а об обратной стороне динамиков – тут каждая модель и вовсе индивидуальна.
Итак, в лаборатории – две недавно вышедшие на рынок 2-полоски: Focal ES 165 KE с классическим ферритовым мотором и Focal ES 165 K2S с неодимовым, практически в формате Slim.
Цены почти в одном эшелоне: «ферритовый» комплект Focal ES 165 KE на момент теста стоит 48480 рублей, а «неодимовый» Focal ES 165 K2S – 60100 рублей.
Обе модели, как и вся акустика Focal, начиная с серии Slatefiber и выше, делаются во Франции (а K2 Power, как ни крути, в верхней части модельного ряда, выше только K2 Power M и Utopia M).
Первое знакомство, конструктивные особенности
Нарушу традицию, и в этот раз начну не с мидбасовых динамиков, а с твитеров. В обновлённой линейке K2 Power используются два вида высокочастотников. В большинстве моделей (в том числе и в нынешних испытуемых) – Focal TKME с кевларовой диафрагмой (по привычке тянет назвать куполом, но диафрагма, пожалуй, будет правильней). А в более «злых» моделях с индексом KX (KX2E и KX3E) – алюминиево-магниевые Focal FRAK (как в K2 Power M).
Сеточки и кольца снимаются, диаметр «тела» – 4,2 см. Звуковая катушка крепится по ребру М-образной диафрагмы, её диаметр получается 20 мм. Такая конструкция даёт более равномерное распределение механических напряжений, что, теоретически, должно избавить от разного рода призвуков. Посмотрим, послушаем.
В комплекте идут чашки для наружного монтажа, которые, в принципе, можно использовать и для создания кастомных подиумов.
Твитеры пока откладываю в сторонку, перехожу к мидбасовым динамикам.
В обеих моделях они собраны на одинаковых литых корзинах с узнаваемыми «фокаловскими» чертами в дизайне (двойные «спицы» давно стали визитной карточкой акустики Focal, разве что их форма меняется). Внешние различия с тыльной стороны сводятся лишь к моторам.
У Focal ES 165 KE мотор построен на высоком 85-миллиметровом ферритовом кольце, а у ES 165 K2S – на более тонком неодимовом. Правда, нижняя шайба магнитопровода имеет явно выраженную конусообразную форму – это нужно, чтобы обеспечить достаточный ход для звуковой катушки и сформировать как можно более симметричное поле в зазоре (а в плоских неодимовых моторах это зачастую становится критичным моментом).
Звуковые катушки у обеих моделей имеют одинаковый калибр – 32 мм. Монтажная глубина «классического» ES 165 KE составляет 7,4 см. Неодим в ES 165 K2S позволил сократить её до 5,8 см. А заодно, кстати, и вес динамиков существенно уменьшить.
Хоть корзины и одинаковые, но центрирующие шайбы разные – у ES 165 K2S применена шайба с подъёмом. Соответственно, конус диффузора у «слимовой» модели чуть ниже.
Центральные колпачки – из мягкого пластика. Верхние подвесы – из бутиловой резины, очень мягкие, с кольцевыми утолщениями (технология TMD, Tuned Mass Damper – для гашения резонансов и устранения обратных влияний на края диффузора). Ну и плюс фирменная лазерная гравировка серийных номеров на каждом динамике.
Материал диффузора – знакомый сэндвич из кевлара (арамидное волокно), стекловолокна и вспененного слоя Rohacell между ними.
Поехали дальше, кроссоверы. В обеих моделях они выполнены в одинаковых корпусах средних размеров.
Но вот начинки у них разные – характеристики явно подгонялись к особенностям конкретных динамиков. Собственно, так и должно быть.
Обратите внимание, в обеих моделях кроссы имеют переключатели уровня твитера (ну это обычное дело, есть у многих) и крутизны среза НЧ/СЧ звена (а это уже редкость, а меж тем штука полезная). Опять же, потом посмотрим, как это работает на деле.
К слову, аналогичная фича уже встречалась в других моделях Focal. Скажем, в серии Flax EVO и в другой модели из той же K2 Power. Или чуть иначе, но тоже «из этой же оперы» – в недавнем тесте Focal PS 165 X2. Каждый раз такая дополнительная свобода в настройке оказывалась очень даже к месту.
Ну и перед измерениями ещё раз заглянул в коробки. У обеих моделей в комплекте идут грили (без особых затей, но опрятные), прокладки, ну и всякая стандартная крепёжная мелочёвка.
Измерение параметров и анализ работы динамиков
Традиционно для Focal на сайте выложены технические листки с параметрами. Концепция, в принципе, сохранена, разве что подвесы диффузоров (в первую очередь центрирующие шайбы) оказались мягче обещанного, как будто в описании приведены параметры неразмятых динамиков.
Заявленные/фактические параметры Focal ES 165 KE:
- Fs (собственная резонансная частота) – 64 Гц / 55 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 10 л / 15 л
- Qms (механическая добротность) – 5,70 / 5,83
- Qes (электрическая добротность) – 0,69 / 0,67
- Qts (полная добротность) – 0,62 / 0,60
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,5 г / 14,0 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,2 Тл м / 4,9 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 Ом / 3,3 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 89,0 дБ / 87,7 дБ
Заявленные/фактические параметры Focal ES 165 K2S:
- Fs (собственная резонансная частота) – 60 Гц / 51 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 10 л / 14 л
- Qms (механическая добротность) – 8,00 / 7,63
- Qes (электрическая добротность) – 0,62 / 0,50
- Qts (полная добротность) – 0,58 / 0,47
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 17,0 г / 17,5 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,5 Тл м / 4,7 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 2,0 Ом / 2,0 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,0 дБ / 87,6 дБ
НЧ/СЧ динамики Focal ES 165 KE. Достаточно ровная АЧХ, динамики забираются низко, на верхнем краю не горбят, посередине никакие резонансы «дырок» не «выедают».
Немного нагляднее отсутствие резонансов в диффузорах и подвесах – на фазовой характеристике. Хорошая линейность, отсутствие резких ступенек. Даже на верхнем краю диапазона демпфирование диффузора не даёт ему разгуляться и зазвенеть характерным для некоторых старых моделей «кевларовым» окрасом.
Характер искажений говорит о хорошем контроле на НЧ. Обратите внимание, с понижением частоты динамик не стремится улететь в «свободный полёт», искажения не растут. А это измерение делается, на минуточку, совсем не на тихом уровне громкости.
НЧ/СЧ динамики Focal ES 165 K2S. Низкая добротность формально дала пологий спад на НЧ, но вниз динамики забираются достаточно глубоко. Это и дальнейшее прослушивание подтвердило, басят они полновесно. И обратите внимание на работу динамика под углами: лишь чуть уменьшилась глубина конуса – и вот уже излучение почти перестало зависеть от его разворота.
Правда, это дало чуть более «нервное» поведение диффузора на верхнем краю диапазона, но появления окрасов с выбросами АЧХ по-прежнему удалось избежать – переход из поршневого режима работы в модальный всё ещё относительно спокойный, спасибо сложному композитному сэндвичу диффузоров.
С понижением частоты искажений чуть больше, но рост плавный, не резкий, что говорит, скорее, не о потере контроля над ходом диффузора (мотор-то здесь ни разу не слабый, ведёт диффузор вслед за сигналом хорошо), сколько об упомянутой ранее симметрии магнитного поля в зазоре. Тем не менее, общая картинка в любом случае в пределах приличий.
Твитеры Focal TKME. С аналогичными высокочастотниками я недавно уже имел дело, так что здесь без сюрпризов. Волнения АЧХ есть, но вызваны, скорее, формой куполов или подпором подкупольной воздушной массы, но точно не ломкостью.
Рост искажений намечается ниже 3 кГц. Это так, для сведения, если задумаете поканалку. Собственные пассивные кроссоверы, судя по всему, этот факт тоже учитывают – чуть дальше сами увидите.
Включение через пассивные кроссоверы. Всего по паре переключателей в каждом из кроссоверов, но количество вариантов стыковки полос оказалось приличным.
Какого ожидать звучания, и как «готовить» акустику?
В очередной раз обращу внимание – оценивать на слух автомобильную акустику нужно с умом, «стендовое» расположение динамиков в нашем случае не слишком информативно. Поэтому мидбасовые динамики – в напольные боксы с разворотом почти друг на друга, твитеры – на уровне глаз. Расстояние до точки прослушивания – не больше пары метров.
Focal ES 165 KE
Первое, на что обратил внимание, и что сходу понравилось – это мидбасовый диапазон – чёткий, разборчивый, но не пересушенный, а напротив, сочный. И, главное, с хорошей линейностью – на малой громкости динамики отзывчивые, не дубовые, с её повышением контроль не теряется, бас-бочка не разбухает, а сохраняет плотность и толкает в грудь. Подкинул последний альбом Winnery Dogs – как на концерте побывал.
Серединка звучит легко, я называю такую подачу ясной – подходящее слово. Не мягко, но без крикливости. Какие-нибудь медные духовые на джазовых вещах яркие, как им и полагается, но не настолько, чтобы начать «пилить уши». Да, многое зависит от положения переключателя порядка фильтра на кроссовере, но тут обойдусь без конкретики – разница есть, но ровно такая, что оптимум лучше выбирать по месту в зависимости от разворота динамиков и их расположения относительно твитеров.
Звучание верхов – с характером. С одной стороны, их сложно сравнивать с теми же FRAK или TBM по утончённости подачи. Да, детальность достойная: всякие щёточки-треугольнички на джазе не затираются и в тень не уходят, оторванности верхов нет, откровенной колкости тоже, но вот как-то они слишком… прямолинейны что ли, даже слово подобрать сложно. Короче, нафиг слова, суть в том, что жарить рок им удаётся намного круче – напористо, разборчиво, не перемешивая звуки.
И да, важный момент. Твитеры могут быть направлены в салон или развёрнуты и видны под углами – кроссоверы действительно позволяют сохранить характер верхов при любом из вариантов. Эту особенность – однозначно в плюсы.
Focal ES 165 K2S
Первое, что обратило внимание – акустика заметнее меняет свой характер в зависимости от положения переключателей в кроссовере. При переключении ФНЧ в мидбасовом звене на крутизну 12 дБ/октава звучание приобретает яркость и даже навязчивость. Явно вариант для случаев, когда динамики упрятаны глубоко и сильно развёрнуты. Переключаю на 6 дБ/октава – вокал ровнее, на удивление, на некоторых треках даже немного теплоты появляется (чего не было замечено в тех же ES 165 KE). Оставляю для дальнейшего прослушивания в этом положении.
На этом фоне, кстати, верха тоже воспринимаются чуть иначе. По крайней мере, общий характер саунда показался более универсальным, даже непростой джазовый инструментал из разных аудиофильских подборок начал звучать как-то проникновенней что ли.
Бас по сравнению с ES 165 KE сохранил свою наполненность, при повышении громкости не разваливается, но подаётся как-то спокойней что ли, без агрессии. Нет, удар тоже чёткий, на гудение нет и намёка, просто с чуть меньшей «концертной» нарочитой тактильностью. Хотя, если отбросить вкусовщину, то на большинстве жанров, пожалуй, получается даже честнее.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Характер звучания. Обе акустики зайдут тем, кто хочет получить дерзкое, драйвовое звучание, без душных ламповых страданий рефлексирующих аудиофлов. Но не путать с грубостью: звучит акустика породисто и, когда нужно, внимательна к деталям и показывает достойное разрешение.
Выбор модели. «Ферритовый» Focal ES 165 KE – однозначно для тех, кому важнее эмоциональность, драйв и напор. А вот «слимовый» Focal ES 165 K2S в этом смысле показался более универсальным. По крайней мере, если не перемудрить с переключателями в кроссоверах, с этой акустикой можно получить саунд, который понравится в том числе любителям более спокойной, менее агрессивной подачи. Хотя и не теряя способности при необходимости тоже наподдать пинков.
В какие системы. Акустика точно не для простого апгрейда штатки, обе модели раскрываются при работе с достойными усилителями. Хотите задора и энергетики – ну так и не жадничайте, подкиньте «угля в топку», не держите на голодной диете. А иначе выбирайте что попроще.
И вот ещё на что обращу внимание. Обе модели – редкий на сегодняшний день случай, когда акустику можно рассматривать не только для поканалки, но и для включения через пассивные кроссоверы. Они здесь толковые, и учитывают особенности динамиков, возможно, даже лучше, чем это могут сделать иные настройщики. Жаль, биампингового подключения кроссы не предусматривают, оно здесь как раз пригодилось бы.
- Дерзкое, драйвовое, но одновременно богатое и породистое звучание
- Свобода выбора способа установки твитеров
- Гибкость кроссоверов в настройке стыка НЧ/СЧ динамиков и твитеров
- Может не зайти тем, кто ищет «тёмное» и смягчённое звучание
- Биампинг в кроссоверах мог бы оказаться уместен
Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus