Разные подходы
Тест компонентных акустических систем Recoil RPM265 и Recoil SAM65

Недавно в лабораторию попали несколько моделей акустики от бренда, о котором, признаюсь, узнал совсем недавно. Давайте знакомиться вместе – Recoil. Пришёл к нам с американского рынка, где существует с 2014 года (и даже в сети Walmart присутствует, а попасть туда, на минуточку, не так просто). Причём многие модели несут надпись «Designed in USA». Само производство Recoil размещено там же, где делают «айфоны», что, в отличие от оных, позволяет сохранить вполне вменяемые цены.

В ассортименте, к слову, не только автомобильное аудио, но и акустика для «экстрима» (ну или категории Power Sport, если хотите). Но не всё сразу, начать было решено с двух моделей 2-полосной акустики из ценового сегмента ближе к среднему – сегодняшний отчёт как раз о них.

Обе модели нацелены на сегмент SQ и находятся в одном ценовом эшелоне: Recoil RPM265 на момент этого теста стоит 26990 рублей, а цена Recoil SAM65 – 29990 рублей. Столь небольшая разница заставила рассмотреть их в сравнении, чтобы нагляднее оценить, под какие предпочтения какая модель зайдёт больше. Кому не терпится – велкам сразу к выводам.



Акустика предлагается в «пассивном» варианте, т. е. в комплекте с кроссоверами. Впрочем, учитывая нынешние реалии, при изучении обязательно оценю особенности динамиков применительно к поканалке.





Recoil RPM265. Конструктивные особенности



Динамики построены на литых корзинах, конструктив вполне классический. К качеству сборки вопросов не возникло – всё аккуратно.





Диффузор – прессованная целлюлоза с полимерным покрытием лицевой стороны. Верхний подвес – мягкая резина. Вместо колпачка – неподвижная фазовыравнивающая «пуля» немного непривычной «острой» формы.





Осевого отверстия в моторе нет, декомпрессия внутреннего пространства мотора – через окна под центрирующей шайбой. Калибр звуковой катушки – 30 мм (1,2 дюйма). Высота верхней шайбы магнитопровода (фактически, высота магнитного зазора) – 5 мм.





Твитеры выполнены в алюминиевых корпусах, тыльная сторона частично пластиковая. Сетки вообще-то несъёмные, но для фото аккуратно отклеил одну. Излучающие купола – шёлковые, диаметр по звуковой катушке – 28 мм.





Кроссоверы выполнены в корпусах средних размеров в олдскульном дизайне. Предусмотрено три варианта подключения твитеров с разной аттенюацией.





Recoil SAM65. Конструктивные особенности



В этой модели динамики имеют несколько иной конструктив – корзина как бы «охватывает» магнитную систему, которая к тому же заключена в металлический кожух. Возникают параллели с обращёнными конструкциями, но нет, внутренняя геометрия тут тоже традиционная.





Диффузор интересный. Вроде бы прессованная целлюлоза, но с хорошо различимыми включениями в пульпу длинных волокон и слюды. Как показали дальнейшие измерения, получилось неплохое сочетание жёсткости и демпфирования. Верхние подвесы имеют плавный профиль (снижает резонансы в самом подвесе и ненужные отражения распространяющихся в конусе механических напряжений от краёв). Центральный колпачок – тканевый с упрочняющей пропиткой.





Поролоновая вставка с нижней стороны мотора достаточно крупная, но под ней прощупывается осевое отверстие привычных размеров – диаметром что-то около сантиметра. Звуковая катушка – 25 мм (1 дюйм).





Твитеры выполнены в алюминиевых корпусах с покрытием в общий «медный» стиль. Посадочная глубина небольшая – всего 1 сантиметр. Шёлковые купола – 28 мм.





Кроссоверы ещё не компактные, но всё же чуть меньше, чем в RPM265. Немного смутило отсутствие отверстий для крепления, зато в комплекте идёт пара листов 2-стороннего скотча, выкроенных по форме основания корпуса. Имеются джамперы на три положения – переключение уровня сигнала на твитеры.





Измерение электромеханических параметров



Схожие моменты в концепциях обеих моделей: сильные моторы, мягкие подвесы (особенно у «медной» модели SAM65) и лёгкие подвижки (конечно, не как у «эстрады», но всё же немного легче среднестатистического для 6,5-дюймового калибра). Как результат – весьма неплохая чувствительность. Всё это обещает хорошую контролируемость динамиков усилителем и отзывчивость к малым сигналам на НЧ и СЧ (что, собственно, подтвердилось при прослушивании).



Измеренные параметры Recoil RPM265:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 61 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 14 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,68
  • Qes (электрическая добротность) – 0,49
  • Qts (полная добротность) – 0,45
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,2 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 2,8 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 89,9 дБ




Измеренные параметры Recoil SAM65:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 48 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 20 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,56
  • Qes (электрическая добротность) – 0,53
  • Qts (полная добротность) – 0,46
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,8 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,4 дБ


Анализ работы динамиков Recoil RPM265



АЧХ относительно спокойная, лёгкие «пупки» локальных резонансов, которые были видны на графике импеданса (около 1 и 4,5 кГц), не привели к значимым перепадам отдачи динамиков на этих частотах. Разве что выброс на верхнем краю диапазона заметен чуть сильнее, но при поканальном включении акустики он легко нивелируется настройками ФНЧ при стыковке с твитерами. С пассивными кроссами из комплекта чуть иначе, но об этом скажу позже.



В подтверждение – небольшие перепады фазовой характеристики на означенных частотах («набеги» и «отставания» одних частотных составляющих относительно других). На самом деле тоже так, на уровне «докопаться».



С понижением частоты гармонические искажения чуть подрастают, но плавно. В данном случае это говорит не о слабости мотора (параметры как раз об обратном говорят), а, скорее, об особенностях его внутренней геометрии. Да и на деле с перегрузочной способностью всё хорошо. Но сабик всё же лучше подбирать не слишком тяжеловесный, чтобы стыковать с мидбасом было проще.



У твитеров в рабочем диапазоне лишь незначительные колебания АЧХ, в целом всё выглядит хорошо. Осевая характеристика близка к горизонтальной, так что в поканалке настройка обещает быть предсказуемой. Неплохо забираются вверх по частоте, с разворотом отдача чуть спадает – всё как полагается.



С понижением частоты рост гармонических искажений очень плавный, так что в настройке ФВЧ (опять же, речь о поканалке) есть определённая свобода. Хотя ниже 4 кГц (12 дБ/октава) в любом случае уже нужно быть осторожней.



Интересно, что кроссовер из комплекта имеет довольно высокую добротность ФНЧ, так что горбик на верхнем краю диапазона мидбасового динамика даже подчеркнулся. Да, при развороте он будет не столь заметен, но на общий характер звучания это повлияло – об этом чуть дальше, когда перейду к отчёту о прослушивании. К ФВЧ твитера – никаких вопросов.



Анализ работы динамиков Recoil SAM65



Жёсткий, но хорошо задемпфированный диффузор, который не ломается и не звенит, отсутствие значимых искажений и, как следствие – довольно гладкая АЧХ. Ну разве что лёгкий и очень плавный подъём на верхнем краю, но уже с небольшим разворотом динамика он уходит и больше себя не проявляет.



Наглядней поведение динамика – на фазовой характеристике. Лишь совсем мелкий перепад в районе 800 Гц, а в остальном – никаких значимых механических «возбудов» и «подтормаживаний» в подвижной системе и подвесах. Хорошо.



На НЧ обещается хорошая контролируемость динамика усилителем. При снижении частоты – никакого роста КГИ даже не намечается. И это при том, что это измерение провожу на громкости даже немного выше обычной.



Твитеры SAM65 ведут себя очень похоже на твитеры RPM265 – лояльность к углам разворота и вполне предсказуемая характеристика без резких «марианских впадин» и «эверестов».



Характер гармонических искажений усиливает ощущение, что внутри твитеры обеих моделей могут оказаться если и не одинаковыми, то уж точно близнецами.



Кроссовер стыкует полосы аккуратно, не допуская больших разрывов и «наездов». Но это тот самый случай, когда результат лучше оценивать в деле.



Проба в деле. Какого ожидать звучания, и как «готовить» акустику?



Условия прослушивания: мидбасовые динамики – в напольные боксы с разворотами почти друг на друга, твитеры – на уровне глаз. Расстояние до точки прослушивания – менее 1,5 метров. Как показала практика, так легче понять возможности акустики применительно к автомобильным условиям (в отличие от типичного «стендового» расположения динамиков).

Recoil RPM265

Полосы между собой хорошо сбалансированы, ВЧ не «отслаиваются». Но в исходном положении (подключение к клеммам «0 дБ», твитеры в сторону слушателей) верхов многовато, так что первым делом поэкспериментировал с разворотами высокочастотников и их аттенюацией.

Выводы следующие. Направлять твитеры откровенно «в лоб» я бы не стал – так ВЧ звучат навязчиво и тянут внимание на себя. При небольшом развороте и подключении к клеммам «-2 дБ» звучание более сбалансированное – я бы принял этот вариант как самый удачный для этой акустики. При сильных разворотах можно осторожно пробовать «0 дБ». А вот «+2 дБ» – только если твитеры упрятаны совсем в глубокие и неудобно развёрнутые штатные места.

По своей структуре инструменты, играющие в ВЧ диапазоне, подаются суховато, но это вполне можно скорректировать подбором остальных компонентов тракта. На сложных треках послезвучия немного скрадываются, хотя на эффект «накинутого покрывала» нет и намёка – верха открытые.

СЧ подаются немного ярко, с эдаким подчёркиванием динамики – удары по малому барабану, рояль и прочие инструменты с характерной атакой воспринимаются как-то «контрастно» что ли. Любителям мягкого саунда такой звук, вероятно, покажется, даже жёстким. А вот если нравится ощущение «близости» и ясности, скажем, в том же вокале, такой характер придётся, напротив, по душе (как-то вспомнилась бонневиллевская концепция «French Sound»).

Вниз по частоте динамики забираются хорошо, бас не теряет основательности на малой громкости и не разваливается на повышенной, но напоказ это не выставляется, и в общей музыкальной картине НЧ диапазон не перевешивает. Его, скорее, можно назвать аккуратным, ближе к тому, что называют «академичный». Хотя против попыток «поддать жару» динамики особо не возражают, и на вменяемых уровнях громкости «в разнос» не уходят.

Recoil SAM65

Обе модели явно принадлежат к одной «школе», хотя музыкальная подача у них всё же разная. Если в RPM265 вокал как бы приближается к слушателю, старается показаться более «контрастным», то здесь немного отстраняется в глубину звуковой сцены и тембрально как-то теплее что ли.

ВЧ по своей фактуре имеют схожий характер с RPM265, так что продолжают терзать смутные сомнения, что твитеры в обеих моделях – действительно близнецы в разной «одёжке». Но за счёт разной стыковки полос кроссоверами верха воспринимаются по-разному. По разрешению – примерно на одном уровне, верхняя октава рисуется легко, но в SAM65 звучание воспринимается не таким настырным, немного спокойней передаются сибилянты (а это уже ближе к частоте раздела полос).

По ходу экспериментов пришёл к выводу, что твитеры можно ставить не только с разворотами, но и направлять «по классике» в центр салона – при переключении джамперов в кроссовере на «-3 дБ» получается довольно ровненько. А вот вариант «+3 дБ» тоже лучше использовать исключительно для «вывернуто-заглубленных» штатных мест.

Характер НЧ диапазона – собранный, без раздутости. Сдержанный по уровню, но достаточно глубокий для 6,5-дюймового калибра. Склонности к гудению не замечено. Здесь тоже понравилась линейность – на джазовых треках с контрабасом на тихих моментах динамики не останавливаются, сам инструмент в такие моменты не «теряет» корпус. И одновременно с этим акустика нормально держит «молотилово» ритмичной электронной музыки на повышенной громкости – в разумных пределах можно и пошалить.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?



В поканальном включении обе модели жанрово универсальны, при настройке стыка полос ведут себя предсказуемо. В варианте же с пассивными кроссоверами выявлены следующие особенности.

Recoil RPM265 понравится тем, кто предпочитает открытый, «контрастный» саунд, с вниманием к вокальным партиям и подчёркнутой динамике звучания инструментов. Хороший вариант, например, для тех, кто устал от «эстрады» с её жёстким упрощённым звуком и переходит на «светлую сторону» с желанием получить более «дорогое» звучание.

Recoil SAM65 тоже показывает вполне открытый звук, по динамике и разрешению находится примерно на одном уровне с RPM265, но тембрально имеет более «тёплый» окрас. Вариант для тех, кто чуть дольше в теме SQ или, к примеру, имеет хорошую домашнюю систему и задался целью получить нормальное звучание в машине.

Несмотря на то, что чувствительность у обеих моделей достаточно высокая (именно опорное значение, а не то, что обычно указывают на коробках), применять их для простой замены штатных динамиков я бы не стал. Но и ломовых мощностей они тоже не требуют, так что отлично сработаются с подавляющим большинством процессорных усилителей.


Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus