Кроссоверы или «поканалка»?
Тест компонентных акустических систем Sound Civilization MS 62
Сегодня на изучении весьма интересная акустика. А интересна она тем, что в поканальной системе позволяет получать разный характер звучания в зависимости от того, как настроен стык полос – от яркого и напористого до ровного и спокойного. А если нет желания морочиться с поканалкой, есть комплект с пассивным кроссовером. Короче, есть повод разобрать возможности динамиков в обоих вариантах применения.
Акустика выпущена Kicx Sound Group под суббрендом Sound Civilization. Принадлежность к нему намекает об ориентире на сегмент Sound Quality, но без ценового фанатизма – в умеренном бюджете.
Приобрести её можно в двух вариантах. Для поканалки предлагаются отдельные НЧ/СЧ динамики Kicx MS 62WF (на момент теста их цена 6990 рублей за пару) и твитеры Kicx MS TW25 (3490 рублей за пару). Но есть и комплект с пассивными кроссоверами Kicx MS 62 (его цена на текущий момент – 11490 рублей).
Первое знакомство, конструктивные особенности
Начну традиционно – с мидбасовых динамиков. За свою цену выглядят солидно – построены на литых корзинах, собраны опрятно. Первые впечатления положительные.
Диффузоры необычны. Вроде бы просто прессованная целлюлоза, но с хаотическими включениями в пульпу волокнистых добавок. Описание на этот счёт подробностей не раскрывает, но материал точно из разряда «не как у всех». На изгиб диффузоры неожиданно жёсткие, хотя, как показали измерения, ни разу не тяжёлые. И при этом не звенят, т. е. внутренние резонансы в структуре материала гасятся эффективно. Вообще, именно диффузоры здесь решили многое, пруфы будут чуть позже.
Диаметр звуковых катушек – 1 дюйм. Логичный выбор для этого ценового сегмента, когда нужно обеспечить нормальную работу с усилителями небольшой мощности и «процеусями».
В геометрии моторов обошлось без экстрима. Высота верхней шайбы магнитопровода (читай, высота магнитного зазора) – 4 мм. Компромисс между обеспечением контроля хода диффузора и, опять же, способностью работать с усилителями умеренной мощности (сильные моторы – это хорошо, но и усилителям приходится справляться с увеличенной противоЭДС от них, так что требования тоже возрастают). В общем, пока конструктивно всё выглядит адекватно задачам.
Твитеры Kicx MS TW25 – классической конструкции, в точёных алюминиевых корпусах, с шёлковыми куполами номинального размера 25 мм (это если считать по диаметру звуковой катушки, иные производители причисляют такие к 28-миллиметровым).
Монтажная глубина – всего 1,3 см, так что с выбором мест установки проблем быть не должно. Правда, в комплекте нет никаких монтажных принадлежностей для них (по крайней мере, в компонентном комплекте MS 62), так что расчёт явно на кастомную установку.
Кроссоверы – в традиционном «олдскульном» исполнении.
Фильтры нижних и верхних частот – 2 порядка. В цепи твитеров – аттенюация с переключателем на три положения уровня ВЧ.
Измерение параметров и анализ работы динамиков
Коротко о концепции динамиков. Подвижные системы относительно лёгкие (не как у «эстрады», но параметр Mms ниже среднестатистического значения для такой акустики). Подвесы (в первую очередь нижний подвес – центрирующая шайба) мягкие, что не дало резонансной частоте Fs взлететь вверх, она достаточно низкая. Добротность ровно такая, чтобы при установке в двери подняться до привычных «дверных» значений. Пока что обещается неплохая басовитость, причём даже без риска сорваться в гудение.
Измеренные параметры НЧ/СЧ динамиков Kicx MS 62WF:
- Fs (собственная резонансная частота) – 51 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 18 л
- Qms (механическая добротность) – 3,69
- Qes (электрическая добротность) – 0,69
- Qts (полная добротность) – 0,58
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,5 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,3 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,5 дБ
А вот и повод вернуться к необычному составу целлюлозной пульпы диффузоров. АЧХ гладкая, без резких «гор» и «оврагов», что говорит о хорошем демпфировании локальных резонансов в диффузоре и подвесах. С ростом частоты «свистоплясок» не начинается, диффузор входит в модальный режим плавно (его не ломает, и он не добавляет в звучание собственных призвуков).
Немного наглядней – на фазовой характеристике (показывает набеги и отставания одних частотных составляющих относительно других). ФЧХ линейна в довольно широком диапазоне, т. е. в результате мы не имеем никаких ограничений на выбор частоты стыка с твитерами со стороны НЧ/СЧ динамиков (с какой частоты можно настраивать твитеры, и как делит полосы пассивный кроссовер – об этом чуть дальше).
По искажениям – тоже никаких претензий. С понижением частоты КГИ практически не растёт – динамик вполне себе нормально работает в басовой области.
Твитеры – классическая «шёлковая школа». АЧХ достаточно гладкая, по крайней мере, проявлений откровенных резонансных «волн» в куполах не наблюдается. С разворотом твитеров характер верхов почти не меняется, лишь отдача начинает спадать.
А вот характер гармонических искажений как бы намекает, что настраивать стык с НЧ/СЧ звеном нужно аккуратней – слишком низких частот раздела эти твитеры не любят. Примерно от 5 кГц и ниже намечается рост искажений, на практике эту частоту можно принять за нижнюю допустимую границу настройки ФВЧ (для ориентира, при крутизне от 12 дБ/октава).
Вообще, алгоритм настройки поканальной системы логичней начинать именно с твитеров – двигаем частоту среза ФВЧ и слушаем. Если в звуке появилась грязь (верха приобрели свистящий или даже звенящий характер) – срез слишком низкий, поднимаем выше. Начался «отрыв» верхов и потеря слитности (ВЧ как бы истончились и начали звучать сами по себе) – значит подняли частоту среза лишнего, опускаем обратно. Ну а потом начинаем «пристыковывать» мидбасовое звено, благо, MS 62WF в этом смысле дают свободу действий.
Со свойствами динамиков понятно, уже есть от чего отталкиваться при настройке поканалки. Теперь к комплекту с пассивными кроссоверами. Мидбасовые динамики начинают передавать эстафету твитерам в районе 5 кГц (это акустически, сам ФВЧ кроссовера при этом настроен чуть выше) – твитеры будут чувствовать себя комфортно. А ФНЧ в мидбасовом звене явно имеет повышенную добротность. Об этом говорит образовавшийся на верхнем краю диапазона мидбасового динамика подъём, после которого идёт довольно резкий спад. Как это проявится на слух – покажет прослушивание.
Какого ожидать звучания, и как «готовить» акустику?
Оценку звуковых возможностей проводил при включении динамиков через кроссоверы, так что всё нижесказанное относится именно к этому варианту. Впрочем, кое-какие особенности будут актуальны и для поканалки. Как всегда, прослушивание провожу в условиях, приближенных к реальным автомобильным. Мидбасовые динамики – в боксы, развёрнутые почти друг на друга, твитеры – на уровне глаз, расстояние до точки прослушивания – не более 1,5 метров.
Исходное состояние: твитеры – в сторону слушателей, переключатели на кроссоверах – в положение «0 дБ». Верхов много, твитеры навязчиво тянут на себя внимание. Переключаю на «-3 дБ» – лучше, но ещё многовато. Небольшой разворот твитеров спасает ситуацию – звучание становится более слитным.
Первый вывод: в поканалке твитеры можно направлять «по классике» в центр салона, а вот при включении через пассивный кроссовер лучше ставить их так, чтобы они были видны под небольшими углами. В «трудные» штатные места (скажем, в панели под лобовым стеклом) тоже зайдут нормально.
Теперь можно оценить общий характер звучания. Акустика умет звучать драйвово и напористо. Поначалу кажется немного ярко на верхней середине (не в последнюю очередь засчёт настройки ФНЧ пассивного кроссовера), но в звонкость или крикливость эта яркость не переходит, поэтому на слух ложится нормально. В поканалке как раз можно поиграться с этой особенностью – сделать звучание более ровным и спокойным, при этом, если позволяет процессор, обязательно пробовать не только менять частоту среза и порядки, но и типы фильтров. Во многих случаях оптимальными могут оказаться фильтры Бесселя или Линквица (с невысокой добротностью и более плавным переходом от прямого участка АЧХ к наклонному).
В звучании верхов (я не про уровень, а именно про их фактуру, проработку) понравилась их «телесность» – инструменты, играющие в ВЧ диапазоне, не истончаются. Уж если Майк Портной шарашит по тарелкам ударной установки, то они так и звучат, а не превращаются в игрушечные бубенчики. Да и на каком-нибудь деликатном джазе всякие треугольнички-щёточки не становятся пластиково-стеклянными. Так что по этой части впечатления положительные (с учётом ценовой категории, разумеется). В поканалке постарайтесь не растерять эту способность твитеров – срез ФВЧ не задирайте слишком высоко (но и ниже 5 кГц пробуйте с осторожностью, чтобы твитеры не начали «лить грязь» в звук).
В басовую область динамики забираются уверенно, хотя напоказ это не выставляется – на каком-нибудь Led Zeppelin не пытаются гудеть и брать бас ниоткуда (хотя иногда почему-то именно это принимают за басовитость), а вот когда нужно (скажем, на бодрой ритмичной электронике), дают неожиданно плотный и наполненный басовый удар. Так что по этой части потенциал тоже хороший.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Довольно универсальная акустика для тех, кто начинает прокладывать себе дорогу в Sound Quality. В том числе должна понравиться и тем, кто начинал с «эстрады», но перерос её и хочет получить звук «для себя». Ну или просто тем, кто наслушался штатного уныния и хочет получить нормальную аудиосистему без бешеных затрат.
В варианте с пассивным кроссовером звучит ярко, но без крикливости. Правильней сказать, задорно и напористо. В поканальном варианте позволяет в разумных пределах поиграть с характером звучания и получить в том числе более ровное и спокойное звучание. Хорошо сработается с усилителями умеренной мощности и большинством процессорных усилителей.
- Динамики и твитеры продаются отдельно или вместе с кроссами
- Литая корзина нечасто встречается в этой ценовой категории
- Хорошее демпфирование резонансов в диффузорах и подвесах
- В поканалке можно гибко настраивать характер звучания системы
- В варианте с кроссоверами может не зайти любителям «тёплого» звука
Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus