Эволюция SQ
Тест 4-канального усилителя E.O.S. AE-130.4

Рано или поздно у многих появляется желание что-то поменять в своей аудиосистеме. Правда, причины могут быть разными. Кто-то просто подкапливает денег, понимая, что пора переходить на класс выше, а кто-то продолжает плясать на тех же граблях. Но даже бегло просматривая доски объявлений, можно заметить, что б/у усилителей E.O.S. встречается не так много. Зная многих владельцев этой техники, могу утверждать – причина в том, что они достаточно удачны, чтобы приживаться в системах надолго.

Кто таков?



На самом деле E.O.S. AE-130.4 ведёт свою родословную от хорошо известных моделей E.O.S. AE-980F или ещё более ранней E.O.S. AE-100F. Как и все усилители E.O.S., эти модели разработаны не безымянными радиолюбителями Восточной Азии, а нашим человеком – Вячеславом Леонидовичем Резниковым. А посему, небольшой экскурс в историю не помешает.



Появившись в 2007 году, E.O.S. AE-100F стал отличным образцом доступного High End. Он стоил вполне разумных для своего класса денег, но при этом легко обыгрывал усилители, в два-три раза (а то и больше) дороже его. Да и в соревновательных SQ-системах он показывал себя далеко не слабым звеном.

Думаю, ни для кого не секрет, что гораздо позже, в 2012 году, одна из первых рабочих версий AE-100F «чудесным образом» обрела корпус медного цвета, логотип одного немецкого бренда (угадайте, какого), имя Reference 4 и заоблачный ценник. И да, выпускался он всё на той же фабрике, что и E.O.S.

Собственно, к чему вся эта история. В прошлом году появилось новое поколение тех самых усилителей Reference. Так что факт снова остаётся бесспорным – новый E.O.S. AE-130.4 и новые усилители GZ Reference – по-прежнему прямые конкуренты, E.O.S. AE-130.4 всё так же разрабатывался Вячеславом Леонидовичем в московской лаборатории компании PIT (за немцев, правда, уже не скажу), и место сборки у обоих тоже не изменилось. Правда, в ценниках снова адова разница.

Конструкция



Внешний вид усилителя традиционен для E.O.S. – массивный корпус из качественного фрезерованного профиля. Вес – больше 7 кг.



О качестве терминалов подключения кабелей и регуляторов говорить ничего не буду – оно великолепно.



Построен усилитель по классической схеме Dual Stereo – пары каналов разведены по корпусу абсолютно симметрично. Более того, каждая пара работает от своего блока питания. Фактически, это два двухканальных усилителя в одном корпусе и с одним терминалом подключения питающих кабелей.

Пары каналов реализованы одинаково за исключением фильтров. В паре каналов Front – только ФВЧ, в паре Rear – ФНЧ или ФВЧ. Традиционно для E.O.S., их можно полностью обойти нажатием кнопки, сделав усилитель чистым оконечником или, как говорят буржуи, pure amplifier.





Часто начинка усилителей даёт поводы для придирок, но в данном случае это повод получить эстетическое удовольствие от грамотной инженерии и хороших компонентов. Блоки питания скомпонованы в центре, две пары каналов – симметрично по обе стороны от них:



Терминалы питания для двух половинок общие, но сразу же от них идёт разделение:



Тороидальные трансформаторы преобразователя сами по себе достаточно крупные и, насколько мне известно, в них используются очень неплохие ферриты. Мощностной запас блока питания весьма приличен. Кстати, заявлена возможность мостового включения каналов на нагрузку 2 Ом. Это тоже в какой-то степени говорит о недюжинном энергетическом запасе блока питания.



В цепях питания набегают весьма приличные суммарные ёмкости конденсаторов. Не стоит забывать, что считать нужно не только конденсаторы около самого блока питания, здесь питание "подпёрто" ещё и буферными ёмкостями непосредственно около транзисторов каждого плеча. Как и всегда, здесь используются оригинальные Rubycon:



Часть схемы вынесена на субплаты:



Входы с фильтрами. Тут тоже не самые простые компоненты:





Открутил прижимные планки выходных транзисторов. Вместо Sanken, которые используются во многих моделях E.O.S., здесь стоят оригинальные мощные биполяры от On Semiconductor (Motorola), которые в своё время разрабатывались специально для звуковой High End техники и во всяком шлаке тоже не встречаются:



В общем, усилитель по начинке явно не уступает ни предыдущим моделям, ни своим ближайшим конкурентам – семейству GZ Reference. Разве что корпус тут не медного цвета, нет встроенных светодиодов и "экранирующих чашек" на трансформаторах блока питания (которые для тороидальных трансформаторов на самом деле не особо-то и нужны, если физику в школе учили). Впрочем, всё это не самое главное. Главное – как это всё будет работать. Поэтому перехожу к измерениям, а потом и к прослушиванию.

Измерения



Понимаю, что в наше время этот усилитель с большой вероятностью будет использоваться в процессорных системах, и фильтры скорее всего будут отключены, но проверить их работу просто обязан:

АЧХ фильтров каналов Front


АЧХ фильтров каналов Rear


Традиционно смотрю спектр на выходе при подаче на вход двухчастотного сигнала. Паразитных гармоник мало, дело ограничивается третьей-четвёртой, да и то они заметны только на достаточно высоких сочетаниях частот. В частотной области, где лежат основные тона большинства музыкальных инструментов, искажения малы вообще почти до неразличимости.

Спектрограмма выходного сигнала при подаче на вход 100 Гц и 200 Гц


Спектрограмма выходного сигнала при подаче на вход 100 Гц и 1 кГц


Спектрограмма выходного сигнала при подаче на вход 500 Гц и 5 кГц


Спектрограмма выходного сигнала при подаче на вход 5 кГц и 6 кГц


Кстати, обратите внимание на уровень фонового шума – минус 100 дБВ и ниже. Шипения от этого усилителя не дождётесь. А если оно в системе и появится, то причиной будет уж точно не усилитель.

Искажения крайне малы – КГИ на уровне тысячных долей процента практически при любой выходной мощности – от нежнейших десятых долей Ватта до сотен Ватт. При этом ему абсолютно без разницы, работать на 4 Ом, на 2 Ом или в мост, усилитель не напрягаясь переваривает любую нагрузку и выдаёт чистый сигнал.

Величина коэффициента гармонических искажений в зависимости от выходной мощности


  • Зелёная кривая - на нагрузку 4 Ом
  • Синяя кривая - на нагрузку 2 Ом
  • Красная кривая - мост на нагрузку 4 Ом


Мощностной запас, кстати, весьма неплох для аудиофильской модели. Больше 400 Вт чистейшей мощности в мост, да ещё и с искажениями меньше сотой доли процента – это вам уже не шутки.

  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 127 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 228 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом, мост (THD=1%) – 416 Вт


Подготовка к прослушиванию



Прослушивание усилителей подобного уровня всегда логично проводить в сравнении, тем более что к этому моменту у меня на тесте были сразу несколько неплохих моделей, и их быстрая смена позволила чётко услышать разницу и зафиксировать собственный характер каждого усилителя.

Приступить к прослушиванию удалось не сразу. В первые минуты после включения ощущалась лёгкая «вуаль» в звуке. И хотя звук сразу показал свою породистость и принадлежность к «высшему обществу», это слегка напрягло. Но с прогревом усилителя эта особенность начала проходить, он начинал звучать легче и прозрачнее.

Ничего удивительного в этом нет, полупроводникам тоже нужно время на стабилизацию параметров, и чем выше класс усилителя, тем сильнее это заметно. Поэтому было решено оставить его на некоторое время на прогрев. После нескольких часов прогона на прогревочном диске «Burn-In» (который, кстати, идёт в комплекте с каждым усилителем E.O.S.) усилитель зазвучал совсем иначе, чем в самом начале.



Состав тракта определился следующий:
  • Источник – звуковая плата ESI Juli@, включенная через PCI-бокс с отдельным питанием
  • Межблочные кабели – The Chord Indigo Plus
  • Акустические кабели – hand made (медь, плетение)
  • Акустика – PSB Synchrony One B с hand-made подставками на граните


Звучание



Общее впечатление
Первое, что сразу можно сказать о E.O.S. AE-130.4 – он очень музыкален. Звук насыщенный, полновесный, не «сушится» и не «мылится». Сочетание, которое делает тестирование крайне сложным – усилитель «растворяется» в тракте, оставляя в звуке лишь особенности других компонентов.

Сибилянты (кто не в курсе, это цыкающие-свистящие-шипящие звуки в голосах) обычно явно показывают характер любого усилителя на верхних частотах. E.O.S. не «холодит» и не «стеклянит» звук, а сами сибилянты не «летают» сами по себе отдельно от голоса. Очень показательно. Женский, мужской вокал, реальные музыкальные инструменты – всё звучит очень живо и тепло. Рояль шикарен. Найдите при случае трек Tsuyoshi Yamamoto – Star Dust, поймёте о чём я. На обычном тракте он звучит скучно и "пластмассово", но на хорошей технике от натуральности и живости рояля аж муражки бегают. Особенно когда после полутора минут вступления ещё и скрипичная группа вступает.

Детальность
Мелкие детали не акцентируются, но никуда из звучания не деваются. Всё очень деликатно. Звуковая сцена рисуется в глубину достаточно хорошо – тоже один из показателей высокой детальности, поскольку ощущение пространства в основном создаётся послезвучиями и реверберацией помещения, которые могут не восприниматься нашим слухом явно (к слову, одна из причин, почему MP3 звучит «плоско», а не «трёхмерно»).

Бас
Бас очень плотный и «мясной», в ударе бас-бочки есть не только сам «чпок», но и тяжёловесное наполнение, бьющее в грудь. Большие японские барабаны тайко – это вообще что-то фантастическое, лишь бы акустика позволяла это передать. Впрочем, усилитель хорошо контролирует ход динамиков. Даже немного странно получается – на деле имеем могучий бас, а диффузор едва движется, усилитель, как и полагается, крепко "держит" его.

На Yello, кстати, бас очень показателен – на их последних альбомах он сильно акцентирован и часто «отслаивается» от всего остального именно по вине усилителя. С AE-130.4 такого ощущения не возникло. Да и глубина баса оказалась очень неожиданной.

Контрабас передаётся очень плотно, чувствуется немалый вес этого инструмента. Вибрации жёстких деревянных стенок корпуса немного сглажены по своей структуре, но я не уверен, что виной тому именно усилитель. Больше было похоже на то, что просто полностью выбран басовый ресурс акустики. Тем более, что мои домашние PSB грешат своеобразной басовой подачей. В любом случае, инструмент ни разу не гудящий и не «резиновый». Скорее, эту "тяжесть" баса можно сравнить с наполненностью инструмента песком.

Динамика
Главный конёк этого усилителя – бешеная макродинамика. По крайней мере в моём тракте ни одна самая сложная запись с дикими "отстрелами" так и не заставила его "зажаться". Усилитель легко потянет любые самые тяжелые и тугие мидбасы, ещё и запас останется. Да и на сабвуфер, если что, отработает «на ура».

Коротко



Тёплая и проникновенная подача спокойной «живой» музыки – джаза, блюза, инструментала. Редкое сочетание мягкости, теплоты и детальности. Цельное звучание без акцента на отдельных диапазонах и нарочитого выпячивания нюансов. Массивное и плотное звучание НЧ-диапазона, способность легко «тянуть» самые тугие мидбасы. Каких-то жанровых ограничений E.O.S. AE-130.4 не имеет, но "живая" музыка – это вот прямо его. Главное, что он погружает в неё, а не заставляет слушать отдельные звуки.

  • Редчайшее сочетание музыкальности, мягкости и детальности звучания
  • Огромный мощностной запас
  • Возможность работы мостом на 2 Ом

  • Серьёзных минусов не обнаружено



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus