Скрытый потенциал
Тест 3-полосных компонентных акустических систем Recoil RD365
Как обещал, продолжаю изучать технику от нового бренда Recoil (на самом деле не нового, но на российском рынке только набирающего обороты). На этот раз – трёхполосная акустика. Идёт в комплекте с кроссоверами, но, учитывая нынешние реалии, изучу возможности и применительно к поканальным системам – при правильном подходе результат от такого включения можно получить даже интересней.
Итак, Recoil RD365. Цена на момент теста – 24990 рублей, модель явно метит в сегмент «доступного SQ».
Первое знакомство, конструктивные особенности
Первое впечатление приятное. Динамики собраны на литых корзинах, сборка аккуратная.
Диффузоры – сэндвич из стекловолоконного слоя с лицевой стороны и целлюлозного композита – с тыльной. Верхние подвесы – из мягкой резины.
Состав тыльного слоя довольно интересный – прослеживается длинноволокнистая структура целлюлозной пульпы (постарался поймать ракурс поудачней, чтобы было видно на фото). Как показывает практика, такой материал, в котором сочетается многослойность с волокнистой фактурой, обычно неплохо справляется с гашением резонансов, возникающих в конусе диффузора. Посмотрим.
Размер звуковой катушки – 35 мм или 1,4 дюйма. Кстати, в этой серии есть и 2-полосная акустика Recoil RD65, но в ней, если верить описаниям, мидбасовый динамик другой, с 1-дюймовой катушкой.
Указанный в параметрах максимальный линейный ход (обычно считается без выхода катушки из зазора) – 4,5 мм. Учитывая, что верхняя шайба магнитопровода (читай – высота магнитного зазора) здесь 6 мм, геометрия обещает неплохой контроль на НЧ.
«Серединки», в отличие от мидбасовых динамиков и твитеров, имеют собственный индекс Recoil RD35. Их можно купить отдельно, цена на момент теста – 6990 рублей.
Они тоже собраны на литых корзинах из алюминиевого сплава. Защитные сетки – несъёмные (в отдельном исполнении они имеют чуть другой рисунок). Моторы закрыты алюминиевыми защитными кожухами.
Номинально их можно отнести к 3,5-дюймовым, диаметр по фланцу – 9,2 см. Монтажная глубина – 3,8 см.
Диффузоры – тоже из стекловолокна, но «облегчённые», без тыльного слоя целлюлозы.
Твитеры – шёлковые, с куполами 28 мм. Исполнение даёт повод поворчать – простые пластиковые корпуса диссонируют с более высоким уровнем исполнения мидбасовых и среднечастотных динамиков. Сетки несъёмные, под ними – фигурные апертурные элементы. Запечатлеть их на фото оказалось сложновато, ковырять сетки не стал – приклеены на совесть.
По умолчанию идут в чашках для врезного монтажа, но в комплекте есть и чашки для наружной установки. Диаметр без чашек – 4,6 см (это если придётся в штатные места их ставить).
Кроссоверы формой корпусов всколыхнули воспоминания о старых добрых Dynaudio (по крайней мере, в серии Esotec точно такие были). Но главное, как понимаете, всё же начинка.
Плата жёстко зафиксирована в корпусе, так что проследить по дорожкам схему фильтров не удалось. Впрочем, это не так уж и важно, главное – оценить результат работы, чем займусь чуть дальше.
Пока что просто отмечу наличие аттенюации твитера с переключателем на три положения.
Измерение электромеханических параметров
Хоть бренд Recoil и имеет американские корни, концепция акустики ближе к «итальянской» (уж очень часто она встречается именно у производителей этой части Европы) – низкодобротные НЧ динамики плюс среднечастотники с добротностью, близкой к 0,7. Причём сделано это явно не по принципу «так вышло», а вполне намеренно. Обратите внимание на импедансные кривые и тот факт, что графики не лезут вверх с повышением частоты. Это значит, что и мидбасовые динамики, и «серединки» имеют в своих моторах кольца Фарадея, которыми, среди прочего, корректируются и полные добротности динамиков.
Как бы то ни было, для нас важно, что мидбасовые динамики могут работать и на объёмы дверей (геометрия моторов позволяет делать это с достаточным контролем, не нужно пугаться низкой добротности), и в корпусах. А вот «серединкам» тесные объёмы однозначно противопоказаны.
Измеренные параметры НЧ/СЧ динамика Recoil RD365:
- Fs (собственная резонансная частота) – 44 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 16 л
- Qms (механическая добротность) – 3,62
- Qes (электрическая добротность) – 0,46
- Qts (полная добротность) – 0,41
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 19 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,5 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 2,5 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 86,8 дБ
Измеренные параметры СЧ динамика Recoil RD35:
- Fs (собственная резонансная частота) – 99 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 0,9 л
- Qms (механическая добротность) – 5,76
- Qes (электрическая добротность) – 0,81
- Qts (полная добротность) – 0,70
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 3,7 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,2 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,5 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 82,3 дБ
Кстати, насчёт возможности установки мидбасовых динамиков в корпуса. Беглый расчёт показывает, что самый компактный вариант – это ЗЯ литров 8. Добротность будет между 0,6 и 0,7, но резонансная частота подскочит под 80 Гц. Такой мидбас нормально срастётся только с лёгким сабиком, способным играть относительно высоко.
Если соорудить каждому динамику ФИ с «чистым» объёмом 10 литров и портом на 50 Гц (диаметром 4 см и длиной 12 см), то есть все шансы вообще без саба обойтись – в совсем уж глубокие глубины баса, конечно, не залезет, но колотить и «давать мясца» будет знатно.
Хотя, если взвешивать все «за» и «против», я бы ставил мидбасовые динамики «по классике» – в двери. И ещё раз повторюсь, не нужно бояться низкой добротности, это не единственный параметр, который влияет на звучание, всё нужно рассматривать в совокупности. Конкретно в данном случае дверная установка им совсем не противопоказана. Скорее, даже наоборот – в ней они раскроют себя как раз полнее.
Анализ работы НЧ/СЧ динамиков
Единственное, к чему можно придраться – небольшой локальный резонанс чуть выше 1 кГц, возникающий с большой вероятностью где-то в подвесах. Но при этом «звона» и «ломки» самого диффузора не наблюдается, в модальный режим динамик входит плавно, так что сложный слоёный материал работает действительно хорошо.
При снижении частоты наблюдается небольшой рост гармонических искажений, хотя плавный, и вплоть до «сабвуферных» частот не превышает критических величин. Учитывая, что здесь довольно сильный мотор, предположу, что дело в лёгкой несимметричности магнитного потока в зазоре.
Анализ работы СЧ динамиков Recoil RD35
Достаточно гладкая АЧХ на «нижней середине» и пара резонансных возмущений в подвижной системе. Первое – небольшое, ближе к частоте 3 кГц, второе – чуть посильнее, в районе 10 кГц (хотя там уже зона ответственности твитера будет). В этот раз, вероятней, уже не подвесы, а сам материал диффузора и колпачка шалит.
Несмотря на то, что собственная АЧХ динамика горизонтальна уже примерно со 150 Гц, это не значит, что его нужно резать так низко (разумеется, я про поканалку). Во-первых, гармонические искажения начинают плавно, но уверенно подрастать ниже 300 Гц, так что ближе к басовому диапазону динамику становится неуютно. Во-вторых, помним про калибр, всё же это 3,5 дюйма, логично резать его ну никак не ниже тех же 300-350 Гц.
Анализ работы твитеров
Тут вообще не к чему придраться. Купола у твитеров ведут себя пристойно, волной их не ведёт, подкупольное пространство, судя по всему, тоже неплохо задемпфировано. Как результат – весьма гладкая АЧХ без резких скачков.
При работе в поканалке есть свобода в настройке стыка с СЧ звеном, рост искажений с понижением частоты плавный. Так что срез ФВЧ можно выставлять хоть от 3,5-4 кГц (для определённости, при крутизне 12 дБ/октава), хотя для 3-полоски так низко на самом деле и не нужно. В любом случае запас в этом деле лишним не бывает.
Работа пассивного кроссовера
Использовать пассивный кроссовер из комплекта или всё же строить поканалку? Лично я предпочёл бы второй вариант, поскольку сами динамики имеют неплохой потенциал. А вот кросс сводит полосы, уж если откровенно, не раскрывая его полностью.
Впрочем, тут, скорей всего, разработчику пришлось прибегать к довольно жёстким компромиссам. Снижение частоты раздела НЧ и СЧ возможно только увеличением номинала (а следовательно, и габаритов) катушек и конденсаторов, каждый кроссовер стал бы минимум раза в два крупнее.
Кстати, обратите внимание, как изящно нивелирован горб на АЧХ у «серединок» в районе 10 кГц – от него не осталось и следа. Хотя, признаться, в поканалке я бы поигрался с разделом СЧ и ВЧ и, возможно, опустил бы настройку ФНЧ чуть ниже.
Проба в деле. Какого ожидать звучания, и как «готовить» акустику?
Основную оценку проводил при включении через пассивный кроссовер, но и поканалку тоже попробовал, чтобы проверить кое-какие догадки (по случаю на руках был один из процессорных усилителей). По ходу дела буду отмечать особенности, которые могут пригодиться при настройке.
Условия – как всегда: мидбасовые динамики – в напольных боксах с направлением друг на друга, СЧ – в боксах немногим больше 2 литров, ВЧ – рядом с ними на уровне глаз. Дальше – эксперименты с разворотами СЧ и твитеров и взаимными расположениями излучателей.
Выводы по СЧ/ВЧ звену. Как и предполагал, СЧ лучше всего звучат, будучи установленными в Free Air или близко к тому. Это вот однозначно. Зажатие их в объёмы схлопывает динамику звучания, оно становится плоским, скучным, вылезает ненужная крикливость. Короче, динамикам нужно «дышать».
В пассивном варианте (т. е. с кроссоверами) серединки и твитеры я бы направил так, чтобы они были видны под углами. Потому как при направлении на слушателей они навязчивы, теряется слитность, звучание «расслаивается» по этажам. СЧ и ВЧ лучше располагать в одной плоскости и компоновать как можно ближе друг к другу.
По всему выходит, что оптимум (при подключении через кроссы) – это «матрёшки» в стойках с направлением друг на друга. Но тут основная трудность – обеспечить для СЧ хотя бы «псевдофриэйр», чтобы динамики не оказались зажатыми. Задачка – так себе.
При поканальном же подключении свободы в выборе мест установки и направлений заметно больше. Можно – те же «матрёшки», но направлять их, к примеру, в салон. А можно и вовсе зарядить СЧ в панель на отражение от стекла (если там есть штатные места), а твитеры – на стойки и с направлением в салон. Но, разумеется, тоже далеко друг от друга не растаскивать.
Общий характер звучания. В пассивном варианте включения саунд достаточно яркий и, можно даже сказать, настырный, с акцентом на СЧ и ВЧ. Не эстрадная крикливость, слово «яркость» подходит как-то лучше. У такой подачи есть свои любители, хотя, буду откровенен, лично меня она немного утомляет при долгом прослушивании.
Басовый диапазон (напомню, речь пока ещё про включение через пассивный кросс) подаётся, как любят говорить в таких случаях, академично. К фактуре баса – никаких вопросов, и даже глубина обозначается, но вот наполненности, насыщенности хочется побольше.
И снова поканалка раскрывает динамики, и оказывается, что могут они очень даже интересно басить. Даже при быстром первичном сведении полос «задней левой» можно получить плотную, тактильную подачу, с эдакой приятной упругостью. И с неплохой, кстати, глубиной. Всё же в 3-полоске низкодобротные динамики с сильными моторами способны показать очень «вкусное» звучание. В общем, тут я снова за поканалку – динамики могут в ней явно больше.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Акустика, о которой нужно знать три вещи, чтобы раскрыть её возможности. Во-первых, оставьте в покое пассивный кроссовер из комплекта, забудьте, что он есть – при включении динамиков через него вы получите в кроне неверное представление о характере звучания динамиков. Поканалка, поканалка и ещё раз поканалка. Второе – среднечастотники не любят тесноты и любят работу Free Air (ну или близко к этому). Третье – подберите на НЧ звено усилитель с хорошим контролем, поскольку сильные моторы требуют соответствующего с ними обращения. И вот если учесть эти три фактора, акустика порадует весьма вкусным звучанием, причём даже немного неожиданным для своей цены.
- Добротная конструкция НЧ/СЧ и СЧ динамиков
- Удачный материал диффузоров НЧ/СЧ динамиков
- В поканальной системе можно добиться весьма интересного звучания
- Пассивный кроссовер не раскрывает потенциала динамиков
- Несъёмные сетки у СЧ динамиков
Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus