Элемент экосистемы
Тест компонентных акустических систем RedPower X63

Многие знают бренд RedPower лишь по головным устройствам на Android, а меж тем под этим именем развита целая «экосистема» – и усилители, в том числе процессорные, и акустика, и сабы, и сопутствующие аксессуары – есть практически всё, хоть монобрендовую систему строй. И так уж вышло, что пока ничего из этого на детальном изучении в лабораторию не попадало. Непорядок, будем исправляться.

Начинать с головных устройств было бы слишком банально, тем более, они и так хорошо известны. Так что начну с акустики, причём не с самой простой – RedPower X63.

Забегая вперёд, динамики во многом построены необычно, причём речь не о внешнем виде, а именно о самой концепции. Найти сходу что-то аналогичное по своему построению на рынке Car Audio, пожалуй, будет сложно. По ходу разбора, полагаю, это станет понятно.



В модельном ряду X63 позиционируется как премиальная акустика, ориентированная на сегмент SQ. Предназначена для работы в поканальных процессорных системах, поэтому идёт без пассивных кроссоверов. Комплект обойдётся в 39000 рублей.

Первое знакомство, конструктивные особенности



Мидбасовые динамики построены на литых алюминиевых корзинах, моторы – на неодимовых магнитах.





Если присмотреться, можно заметить надпись «British Design» – по некоторой информации модель RedPower X63 имеет родство с английским брендом вычурной и экстравагантной домашки Lowther. Та, судя по сайту, больше тяготеет к акустике на широкополосных динамиках, но если копнуть в историю, то допускаю, что точки пересечения найдутся. Как бы то ни было, повод вспомнить про эту надпись ещё будет.



Диффузор интересен. Вроде бы прессованная целлюлоза с полимерным фактурным покрытием с лицевой стороны, но всё же не как у всех. Материал не жёсткий до звона, скорее, наоборот, перевес при выборе состава явно был в сторону демпфирования внутренних резонансов. Дальнейшие измерения показали, что призвуков он действительно не даёт. Да и «ломки», на удивление, тоже не происходит.

Верхние подвесы – мягкая резина (минимизация воздействий на края диффузора – это важный момент), центральные колпачки – тоже из мягкого материала.





В моторах используются звуковые катушки калибра 1,5 дюйма. Центрирующие шайбы достаточно мягкие.



Если заглянуть в окна в корзине под фланцем центрирующей шайбы, можно заметить, что высота намотки звуковой катушки приличная – подконтрольный ход диффузора (т. е. без выхода намотки из магнитного зазора) составляет, судя по всему, не менее 5 мм в каждую сторону, т. е. получается около 1 см от края до края. Это довольно много для 6,5-дюймовых динамиков, хотя и басовые способности потом на прослушивании тоже нельзя было не отметить – динамики действительно не срывались в «свободный полёт» при достаточно ощутимых ходах.



Твитеры имеют собственную маркировку RedPower XT25. С шёлковыми куполами номинального размера 25 мм. Сетки несъёмные, вклеены плотно, вандальничать и снимать уж не стал, да простят меня любопытные.



Корпуса твитеров – алюминиевые, акустические провода предполагается подводить с нижней стороны и зажимать винтами.



Измерение электромеханических параметров



Вот сейчас начинается самое интересное. Давайте сначала приведу циферки, потом будет их разбор.



Измеренные параметры RedPower X63:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 49 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 15 л
  • Qms (механическая добротность) – 2,64
  • Qes (электрическая добротность) – 0,51
  • Qts (полная добротность) – 0,42
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 17 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,7 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 5,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,4 дБ


Первым делом – об импедансе динамиков. Формально они заявлены как 4-омные, хотя технически ближе к 6-омным: сопротивление Re составляет 5,6 Ом. Да и импедансная кривая как бы намекает, что номинальное значение тут выше привычных 4 Ом.

Большой плюс высокого импеданса – лучшая контролируемость усилителем, т. е. именно электрическое демпфирование (особенно актуально для усилителей АВ-класса традиционной схемотехники). Конкретно в данных динамиках это особенно важно, поскольку подвесы мягкие (в первую очередь нижние подвесы – центрирующие шайбы), и «держать» диффузор должен как раз мотор. Здесь он сильный: параметр Bl выглядит внушительно даже с учётом повышенного Re. Но и подвижка не самая лёгкая. Всё вкупе это предъявляет повышенные требования к усилителю. Хотя, учитывая ценовую категорию акустики, подключать эти динамики к ГУ никто и не собирается.

Ну и пару слов о твитерах. Обратите внимание на импедансную кривую (синий график). А где же привычный резонансный горбик? А его и нет – это говорит о применении в моторах ферромагнитной жидкости, демпфирующей резонанс. Причём настолько, что я даже не берусь точно утверждать, на какой частоте он вообще был. Вроде около 2 кГц что-то такое можно заметить, но это не точно.

Анализ работы НЧ/СЧ динамиков



Сильные моторы, не дающие диффузорам болтаться по инерции на НЧ, привели к очень плавному спаду АЧХ на низах. Но подвижки тут не легковесные, это нивелировало эффект Lack of Bass, и в итоге динамики забираются в басовую область не просто глубоко, но и почти не растеряв отдачу. Это, к слову, потом и на прослушивании обратило на себя внимание.

С повышением частоты – никаких проявлений звонкости диффузора и прочих неприятностей. Призвуки отсутствуют как класс. А естественный спад получается именно на тех частотах, где в 2-полосных системах зачастую делают стык с твитерами – очень удобно, и при настройке можно обойтись вообще без подрезки сверху.

Замечу, что у 6,5-дюймовых динамиков направленность обычно начинает проявляться с 1,5-2 кГц, т. е. как раз с тех частот, где у X63 начинается спад. Так что по факту они могут быть видны под разными углами, но это почти не влияет на тональный баланс. А это, в свою очередь, тоже может оказаться плюсом при настройке системы.



Максимум, к чему можно придраться – совсем лёгкий локальный резонанс чуть выше 1 кГц. Предположу, что немного шалит мягкий колпачок, но утверждать не буду.



Ну и ещё наглядно о работе на НЧ. С понижением частоты гармонические искажения почти не растут, так что проблем при стыковке с сабвуферным звеном не ожидается – динамики обещают не уходить «в разнос» слишком рано.



Анализ работы твитеров



Твитеры забираются вверх неожиданно высоко (по крайней мере, для шёлковых), причём, что интересно, излучают широко: с разворотом характер АЧХ остаётся почти неизменным, лишь немного отдача меняется. Точно «целить» твитерами в определённую точку салона совсем не обязательно – при установке в штатные места это может оказаться плюсом.



Неравномерность АЧХ в области 10-12 кГц вызвана типичным резонансными колебаниями мягкого купола, несколько «съедающими» излучение в этой частотной области – подобное поведение характерно для многих шёлковых высокочастотников. Нивелируется настройками ФВЧ при стыковке с мидбасовым звеном, но об этом – чуть дальше.

Что же касается нижней границы рабочего диапазона, то слишком низко опускать настройку ФВЧ не нужно, но некоторая свобода всё же имеется: искажения начинают расти только примерно от 3 кГц и ниже. И к тому же относительно плавно, не резко. Собственно, о настройке как раз будет дальше.



Эксперименты с настройкой стыка полос



Глядя на характеристики излучателей появился соблазн собрать систему с минимальными кроссоверами – фильтрами первых порядков в звене твитеров. Но нет, этот вариант не прокатил – добиться слитного звучания не удавалось, уж слишком твитеры «отрывались» от НЧ/СЧ полосы.

Короче, оставил эту затею, попробовал имевшийся под руками ФВЧ второго порядка (кому интересны номиналы – конденсатор 4,7 мкФ и индуктивность 0,38 мГн). На слух этот вариант оказался очень даже ничего, так что можно иметь ввиду.



Дальше собирал поканальную схему с одним из имевшихся под рукой «процеусей», и результаты оказались схожими – наилучшее согласование полос получалось при распускании НЧ/СЧ звена в полную полосу (вне своего диапазона мидбасовые динамики ничего лишнего в звук не привносят, так что это допустимо), а вот оптимальный выбор ФВЧ для конкретно этих твитеров с большой вероятностью будет именно с крутизной 12 дБ/октава.

Правда, совсем уж в конкретику вдаваться не буду: слишком многое будет зависеть от особенностей инсталла. Но по ходу экспериментов пришёл к таким выводам – начинать настройку ФВЧ логично с частоты в районе 4-4,5 кГц. И, если позволяет процессор, обязательно поиграться с типами фильтров. Кстати, это не значит, что твитеры начнут работать именно с этой частоты, за счёт формы собственной АЧХ они, фактически, будут начинать работать даже с чуть более низких частот и вполне сносно стыковаться с мидбасовым звеном.

А что по звуку?



НЧ/СЧ динамики. Первое, что понравилось – басовые способности. Ещё когда прогревал динамики, фоном включил дип-хаус, обратил внимание, насколько глубокий (по крайней мере, для 6,5-дюймового калибра) бас. Он не выпячивается, не гипертрофированный, но при этом местами даже в сабвуферный диапазон пытается залезть. Потом, уже в ходе основного прослушивания, только утвердился в этом – фактура контрабаса в джазе или бас-бочки и бас-гитары в роке прорисовываются аккуратно и собранно. Бас, как говорят в таких случаях, «быстрый», но легковесным или пересушенным его точно нельзя назвать.

К СЧ диапазону – тоже без вопросов. Крикливость и назойливость для этой акустики абсолютно не характерны, звучание в области основных тонов ровное и, можно даже сказать, живое. Правда, тут многое решит стыковка с твитером, но за отведённый НЧ/СЧ динамикам диапазон (а он тут, как ни крути, на 2,5-3 кГц уже начинает заканчиваться) можно поставить зачёт.

Твитеры. Достаточно интересное сочетание мягкости и лёгкости подачи. Сложилось впечатление, что главный приоритет – это комфортность звучания на ВЧ, ни единого намёка на жёсткость или колкую остроту. Можно придраться к немного сниженному разрешению в верхней октаве, но, что удивительно, звук при этом не воспринимается «тёмным».

Если вернуться к измерениям, эта особенность во многом объясняется поведением АЧХ. Настройками можно скомпенсировать неравномерность и добиться ровной полочки в наиболее информативной области верхов, при этом выше отдача у твитеров не спадает, как это часто бывает у шёлка, а даже наоборот – чуть подрастает и уходит за границу 20 кГц – это не сильно влияет на информативность ВЧ диапазона, но как раз и создаёт ощущение лёгкости.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?



Любители жёсткой крикливости, звонкой колкости и остроты – проходим мимо. Это акустика с тёплым и чрезвычайно комфортным звучанием без крикливости и навязчивости. Для тех, кто любит воспринимать музыку цельно, не отвлекаясь на отдельные составляющие звуки. В чём-то такая подача навевает ассоциации с английской школой домашнего аудио, так что замеченная на динамиках надпись «British Design» приобретает новый смысл.

При подборе усилителя помнить про импеданс – акустика, по факту, ближе к 6-омной. Учитывая особенности моторов, я бы смотрел на что-нибудь с лёгким запасом мощности и хорошим контролем – достойный усилитель раскроет эти динамики полнее. Описание рекомендует использовать с ними собственные модели верхних линеек (что выглядит логичным, учитывая, что бренд действительно представляет собой единую «экосистему»), но на этот счёт пока ничего сказать не могу – с усилителями RedPower, возможно, познакомлюсь чуть позже.

  • Добротная конструкция на литых корзинах
  • Компактные магнитные системы
  • Хорошо задемпфированные диффузоры – отсутствие окрасов на НЧ и СЧ
  • Понравится любителям тёплой, комфортной звуковой подачи

  • Могут не зайти любителям холодного и острого звучания



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2025 CarMus