Про циферки, звуки и музыку
Тест 1-канальных усилителей RedPower Samurai 001
Никогда не думал, что скажу это об усилителях от бренда, который изначально нацеливался на среднеценовой сегмент рынка и особо не специализировался на лютом High End, но… эти малыши реально офигенно звучат, и это однозначно заявка на высшую лигу. Вот умеют же китайцы, когда захотят. А может, и не китайцы, они к себе немало инженеров перетащили, кто их сейчас разберёт.
Как бы то ни было, своей внезапностью «самураи» удивили: звучат сопоставимо с домашними High End стереоусилителями ценой в несколько миллионов рублей. Тот самый случай, когда при изучении появился повод поразмышлять про соответствие формальных показателей с реальным звучанием – а на то ли мы обращаем внимание, когда смотрим циферки.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Наверное, эти 1-канальники можно купить и штуками, не уточнял этот вопрос, но чётным количеством – как-то логичнее. Поэтому подача соответствующая – алюминиевый чемоданчик на 2 усилителя.
Выпускать весь пар в антураж не стали, но в бархатные мешочки каждый моноблок заботливо уложили.
Над экстерьером усилителей явно потрудились: массивные, тяжёлые корпуса титанового цвета, стрелочки, все дела. Короче, первые впечатления приятные.
Размер каждого моноблока – 22 х 13 х 6 см – это уже с учётом ушек крепления и клемм. Гипертрофированных рёбер охлаждения нет, роль радиатора выполняет весь корпус целиком.
В принципе, площадь в итоге немалая, но усилитель всё равно оказался достаточно горячим. Так что при установке предусмотрите небольшие проставки, чтобы обеспечить доступ воздуха к нижней стороне – она здесь тоже работает как теплоотвод. Это ещё немного увеличит площадь охлаждения.
Компоновка двусторонняя, но не по принципу «линейная/силовая части», а по принципу «питание/сигнальная части».
Регулируемые фильтры в подобных усилителях не особо нужны, поэтому из всех настроек – только гейн. Практически, чистый оконечник, получается.
При включении индикатор уровня сигнала мягко подсвечивается белыми светодиодами. Кстати, стрелочки оказались довольно чувствительными к статике – можно заставить их двигаться джедайскими жестами (собственно, как и в некоторых домашних ресиверах с аналогичными указателями). Но это так, попутное наблюдение, при работе они довольно быстро возвращаются в норму.
Теперь немного начинки. И тут снова есть повод вспомнить «домашку» – для некоторых компонентов используется навесной монтаж. Цель – максимально укоротить некоторые соединения. Но в меру – только там, где это можно и приемлемо для автомобильного применения.
Компоновка плотная, я бы даже сказал, тесная. Тем не менее, место для предохранителей всё же нашлось – они здесь внутри корпуса.
Силовые транзисторы блока питания и самой усилительной части закреплены под платой и отводят тепло на нижнюю пластину. Поэтому основная, верхняя часть корпуса с П-образным профилем прижимается к ней плотно, через термопасту.
В усилительной части обошлось без операционников, только дискрет, что, наверное, огорчит любителей твикать всё подряд. Ёмкостей во вторичке – тоже достаточно. Короче, лезть сюда с паяльником поводов сходу найдётся немного.
Примечательный момент – подобранные в пары транзисторы. Сначала обратил внимание на ручную маркировку на них, позже это подтвердилось коротким видео от производителя, запечатлевшем процесс сборки усилителей. Надо понимать, такие вещи далеко не сотнями за раз шлёпаются.
Измерение параметров и характеристик
Начну со спектра выходного сигнала. Далеко не самая определяющая звучание характеристика, но для полноты картины тоже полезная. Снята при нагрузке усилителя на 4 Ом (часто, чтобы получить красивые циферки, умудряются снимать эту характеристику, не нагружая усилитель вообще). Выходная мощность – около 2 Вт (близко к среднему уровню при прослушивании на умеренной громкости).
Фоновый шум невысок, типичная «расчёска» из гармоник отсутствует, более-менее значимый уровень имеет лишь вторая гармоника, остальные намного ниже – с разницей больше 20 дБ:
Но это на одной частоте, намного интересней оценить характер КГИ на разных частотах. Эту характеристику снимаю при чуть более высокой выходной мощности (порядка 10 Вт).
Усилитель показывает очень интересное поведение. Обычно на НЧ и ВЧ искажений больше, чем на СЧ (причём часто прямо на порядок), здесь же – равномерно по диапазону. Примечательная особенность:
Теперь гармонические искажения на разной выходной мощности. Традиционно снимается на частоте 1 кГц, но, как следует из предыдущего графика, в остальном диапазоне картина будет плюс-минус аналогичной.
И вот на какой момент обращу внимание. Формально КГИ высоковат (порядка нескольких сотых долей процента), но обратите внимание на поведение графика – оно очень нетипичное для АВ-класса:
Поясню. Для традиционного АВ класса характерна «проблема первого Ватта» – когда на малых уровнях сигнала гармонические искажения повышены, и усилитель «распевается», только если его раскочегарить. Обычно это поправляется повышением тока покоя выходных каскадов, т. е. переводом режимов их работы ближе к классу А. Получаем выигрыш в проработке мелочей, но пропадает общее впечатление плотности, энергетики, хлёсткости (делаем хорошо для СЧ/ВЧ диапазона, но теряем на НЧ). Либо уменьшаем токи покоя и получаем обратное – драйв и напор, но усилитель начинает грубее относиться к мелочам (хорошо для НЧ, но неприемлемо для СЧ/ВЧ).
Здесь же выход построен несколько иначе. Не возьмусь утверждать на 100%, но вообще, похожее поведение показывают усилители с составным выходом, в котором хорошенько поигрались с режимами работы предоконечной и оконечной частей. Если сильно упрощённо и не вдаваясь в тонкости, на малом сигнале в основном работает предоконечный каскад (допускаю, что в классе А, косвенно это подтверждается упоминанием оного в переписке с производителем), обеспечивая минимальные гармонические искажения и максимальную точность повторения входного сигнала, а при увеличении амплитуды ответственность на себя берёт оконечный каскад – в приоритет выходят контроль и способность усилителя «держать» динамик. Да, КГИ этом подрастает, но он определяется второй гармоникой, совсем не приводящей к дискомфорту при прослушивании, а потому уже не имеет принципиального значения для звука. Очень тонкий баланс.
Ах, да, чуть не забыл, для любителей циферок. В принципе, силовой запас усилителя определяется по всё тому же графику выше (резкий рост КГИ на определённой мощности – это как раз начало ограничения сигнала), но если неохота водить пальчиком по картинке, вот вам готовые результаты. Как по мне, весьма солидно:
Мощностные параметры RedPower SAMURAI 001 (измерение на 1 кГц):
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 203 Вт
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=5%) – 224 Вт
- Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 239 Вт
- Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 249 Вт
- Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=5%) – 298 Вт
- Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 318 Вт
От чего звучание зависит сильнее, чем от гармоник?
Как вы наверняка заметили, предыдущие измерения были основаны на гармонических искажениях – анализ спектра и характер самих гармоник, их распределение по частотному диапазону, зависимость КГИ от мощности…
Оно, конечно, показательно, но большая ошибка делать выводы об усилителях только по ним и забывать, скажем, про фазовые или динамические искажения. А ведь они влияют на звук гораздо, гораздо сильнее. Доходит до смешного – некоторые хейтеры для себя иногда выбирают «плохие» усилители, которые показывают скромные формальные циферки, но почему-то играют интересней «хороших». Как так?
Короче, давайте попробуем оценить не только КГИ. Начнём с линейности фазы выходного сигнала. А это, на минуточку, не что иное, как набеги и отставания одних частотных составляющих относительно других (ну так, если по-простому). Для Samurai 001 измеренная ФЧХ выглядит так:
Почему её линейность важна для звука? Да просто музыкальные сигналы далеко не стационарны, это сплошные перепады уровня, их характер ближе к импульсному. А импульс – это, как ни крути, широкополосный сигнал. И только представьте, как «расползётся» какой-нибудь пик, если усилитель будет сдвигать одни частотные составляющие относительно других.
На моей памяти встречались единицы усилителей, которые не крутят фазу выходного сигнала на ВЧ, как говорится, «от слова совсем» (дурацкая фраза, но выразительная). Здесь – тоже всего несколько градусов, и это очень, очень хороший результат.
А самое интересное, что обеспечить линейность фазовой характеристики в интересующем нас диапазоне до 20 кГц можно лишь в том случае, если полоса пропускания усилителя будет на порядок выше (а вы думали, для чего делают усилители с верхней границей сотню, а то и несколько сотен килогерц). Смотрим описание «самурая» – для него частотный диапазон заявлен от 4 Гц до 100 кГц. Проверяем.
Подключаю усилитель к генератору сигналов, выходной сигнал контролирую осциллографом. В качестве реперной точки – сигнал с частотой 20 кГц. Амплитуду выбрал немаленькую, усилитель нагружен на 4 Ом, мощность получается 25 Вт:
Повышаю частоту. На 50 кГц усилитель сказал «да легко», усиление практически не изменилось.
Более-менее заметно амплитуда начала уменьшаться только к отметке 100 кГц, так что заявку считаем выполненной.
Вернее, даже перевыполненной, поскольку снижение амплитуды в два раза происходит только к частоте 150 кГц. Так что с рабочим диапазоном производитель даже поскромничал.
Собственно, вот и ответ – столь широкая полоса пропускания как раз и обеспечила необходимую фазовую линейность в нужном нам диапазоне до 20 кГц.
Ну и раз уж генератор и осциллограф были подключены, решил испытать усилитель сигналом посложнее – меандром. Частота 1 кГц. Вполне достойно:
К 10 кГц скругления фронтов становятся заметнее, усилитель не впадает в истерику от таких сигналов.
На 20 кГц наклон фронтов чуть наглядней. Да, видали усилители и скорострельней, но здесь всё выглядит вполне достойно, далеко не всякий усилитель сможет так передать этот сложный сигнал. Заметьте, всё это на приличной амплитуде сигнала.
А что по звуку?
Коротко о составе системы для оценки звучания. Источник – ЦАП на двойных PCM1794, усилитель для сравнения – хорошо знакомый handmade с сетевым питанием (оба – от Андрея Сосова, Самара). С межблочными кабелями немного поэкспериментировал, подробностей описывать не буду, но уровень соответствует (пробовал The Chord Indigo Plus, RockQ, Neotech NEI-3004, Tchernov Cable Special Mk II IC, несколько кабелей E.O.S. и парочка самоделов на моножиле и серебре). Акустика – привычные полочники PSB Synchrony One B, акустические кабели – handmade из распущенных E.O.S. TA-11.
Если коротко, «самураи» оказались одними из тех усилителей, которые интересней слушать, чем смотреть циферки. По характеру – всё как я люблю – без колкости и синтетики, очень тепло и уютно, но в то же время с высоким разрешением, прозрачно. На самом деле очень нечастое сочетание.
Наглядный показатель – отсутствие «прилипания» отдельных звуков к динамикам, звуковая сцена уходит далеко за плоскость акустики. Хочется слушать больше «живой» музыки. Признаюсь, я буквально залип на джазе, насколько естественная подача инструментов и вокала.
Что ещё понравилось – разрешение не в ущерб энергетике. При повышении громкости усилитель не теряется, не схлопывает динамику звучания и сохраняет энергетику, драйв и напор. Бас – плотный, без единого намёка на вялость или раздутость. Но не пересушенный. Подходящее слово – полновесный.
Коротко по делу. С какими требованиями к звуку выбирать?
По личным наблюдениям, многие усилители на рынке часто тяготеют к одной из крайностей. Например, модели с высоким разрешением очень часто звучат холодно и колко. Да, они создают вау-эффект, но долго слушать систему с такой подачей бывает утомительно.
Другая крайность – усилители с тёплым, смягчённым саундом. Они часто «подмыливают» звук, затирают детали. И это, к слову, тоже не всегда добавляет комфорта – когда начинаешь вслушиваться, чтобы уловить тонкости (особенно если ставишь что-то знакомое), слух от этого устаёт не меньше. Возможно, это некоторая проф. деформация, но, думаю, так у многих, кто привык слушать качественно записанную музыку.
«Самураи» же понравились как раз тем самым редким сочетанием – высоким разрешением, прозрачностью, но с сохранением теплоты звучания. Система с ними звучит очень легко, комфортно и как-то даже уютно для слуха. Правда, нужно понимать, что и остальные компоненты должны быть соответствующего уровня. Как показало прослушивание, усилители превысили ту планку, когда даже кабели уже имеют значение.
- «Ну, во-первых, это красиво»
- Сочетание теплоты звуковой подачи и высокого разрешения
- Силовой запас позволяет не ограничивать себя при выборе акустики
- Весьма ощутимый нагрев корпуса
Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus