Реинкарнация
Тест компонентных акустических систем RedPower RP6A

Признаюсь, этим летом я открыл для себя бренд RedPower с новой стороны. И если тот же «процеусь» Imperator показал себя ещё более-менее предсказуемо, то моноблоки Samurai-001, с ноги влетевшие в «высшую лигу», и акустика X63 с очень необычной концепцией мидов, мягко говоря, удивили. Обо всём этом я писал в предыдущих отчётах. Сегодня же на изучении – ещё одна акустика, только на этот раз построенная с другими приоритетами. Давайте смотреть, кому она зайдёт, а кому лучше смотреть что-нибудь другое.

Ну и сходу небольшой спойлер. Если от индекса модели RP6A и характерного вида динамиков у вас пошли флешбеки со старыми добрыми (и чуть ли не легендарными, насколько они были на слуху в своё время) DLS R6A, то вам это не показалось. В каком-то смысле RP6A – это действительно их инкарнация. Но далеко не копия, сами потом увидите.



А для начала, как обычно, обозначу ценовой уровень. На момент публикации этого отчёта комплект RedPower RP6A можно купить за 27000 рублей. Кстати, наверное, столько бы стоили и сами R6A, если бы они сейчас выпускались.

Первое знакомство, конструктивные особенности



Комплект ориентирован на работу с процессорными усилителями в поканалке, поэтому продаётся без кроссоверов. Впрочем, как потом увидите, характеристики динамиков и твитеров позволяют нормально состыковать их с помощью простого конденсатора, так что рассматривать RP6A можно для обоих вариантов систем – и поканальных, и с пассивным делением полос.

Начну с мидбасовых динамиков. Построены на литых алюминиевых корзинах (кстати, у тех же R6A были попроще – штампованные), достаточно тяжёлые, с крупными моторами на 10-сантиметровых ферритовых кольцах. Монтажная глубина – 7,3 см.





Диффузоры – непрессованная целлюлоза с покрытием, которое выполняет в данном случае больше защитную функцию, нежели демпфирующую: материал и сам по себе неплохо справляется с гашением внутренних резонансов. Верхние подвесы – двухволновые. Не буду сейчас вдаваться в теорию, но такие могут показать себя лучше, чем обычные «бублики», посмотрим.



В отличие от многих динамиков, покрытие диффузоров есть и с лицевой, и с тыльной сторон.



В описании есть информация о геометрии мотора. Диаметр звуковой катушки – 30 мм, длина намотки – 16 мм, высота магнитного зазора (здесь она совпадает с толщиной верхней шайбы магнитопровода) – 6 мм. По всему получается, что линейный ход динамика Xmax – по 5 мм в каждую сторону от положения покоя. Это, обращу внимание, без выхода катушки из зазора, т. е. ход, полностью подконтрольный усилителю. Чуть ли не мини-сабвуфер.



Твитеры – в алюминиевых корпусах, с шёлковыми куполами номинального размера 25 мм. Внешне полностью повторяют твитеры протестированной ранее акустики RedPower X63, но, как показали измерения, по своей сути они совершенно иные. Имеют свой модельный индекс RedPower RP6AT.





Измерение электромеханических параметров



Конечно, внешне RP6A действительно напоминают упомянутые в самом начале DLS R6A. Но делать выводы по внешнему виду – такое себе занятие. А вот после измерений уже можно провести кое какие параллели, давайте смотреть.



Измеренные параметры RedPower RP6A:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 44 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 17 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,68
  • Qes (электрическая добротность) – 0,48
  • Qts (полная добротность) – 0,45
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 19 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,7 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 4,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 86,7 дБ


Итак, что имеем. Могучие по меркам 6,5-дюймовых динамиков моторы, достаточно тяжёлая подвижка и мягкие подвесы. Как результат – чрезвычайно низкая резонансная частота.

В магнитных системах применены кольца Фарадея, они же – короткозамкнутые витки. Это легко увидеть по характеру импедансной кривой мидбасового динамика – она не взлетает вверх с повышением частоты, а подрастает лениво и плавно (динамик в этом диапазоне пытается изобразить из себя резистивную нагрузку). Получается эдакая компенсация индуктивности звуковой катушки, как следствие – улучшение взаимодействия динамика и усилителя и уменьшение интермодуляций в области средних частот.

Правда, использование колец Фарадея имеет побочное действие – «съедается» сила моторов. Хотя здесь они настолько серьёзные, что в итоге электрическая (Qes), а вслед за ней и полная (Qts) добротности всё равно остались достаточно низкими (магнитная система «держит» диффузор, не давая ему разбалтываться на резонансной частоте). В динамиках-легковесах это могло бы привести к эффекту, часто называемому «Lack of Bass». В динамиках с тяжёлыми подвижками он выражен слабее, что, к слову, и прослушивание подтверждает – баса здесь не просто достаточно, это вообще одна из фич этой акустики.

Анализ работы НЧ/СЧ динамиков и твитеров



Для начала – АЧХ мидбасовых динамиков. Вниз они играют достаточно глубоко, наверху своего диапазона не горбят. Да и вообще, АЧХ укладывается в узкий коридор шириной 4 дБ в диапазоне от 60 Гц до 6 кГц (по оси динамика). Под углами проявляют направленность, как и полагается для 6,5-дюймового калибра, только выше 2 кГц, причём делают это вполне предсказуемо.



Какие-то локальные резонансы в подвижках и диффузоре, понятное дело, заметить можно, но, как видите, они сводятся к совсем мелким возмущениям. Собственно, поэтому и АЧХ достаточно спокойная.



Гармонические искажения во всём диапазоне равномерны, каких-то отдельных частот, которые динамики не любили бы, здесь нет. С понижением частоты рост КГИ плавный и несильный – моторы действительно хорошо контролируют движение диффузоров.



Теперь твитеры. Излучают достаточно широко, спокойно переживут, если будут направлены не точно в сторону слушателей, а слегка развёрнуты. Собственная АЧХ близка к горизонтальной, так что настройка стыка с НЧ/СЧ звеном обещает быть предсказуемой – нет ярко выраженных особенностей, которые нужно было бы непременно учитывать.



Если повнимательней проанализировать, можно заметить небольшую хитрость, которую применяют многие производители твитеров – лёгкий контролируемый резонанс купола, в данном случае попадающий в область 10-14 кГц. Обратите внимание, он не приводит к сколь-нибудь заметному провалу АЧХ на этих частотах, но следующий за ним подъём позволяет субъективно получить более лёгкое звучание верхов. При этом в наиболее информативной области ВЧ (условно, до 10 кГц) твитеры ведут себя абсолютно линейно.



Теперь что касается возможностей стыка с НЧ/СЧ звеном. При понижении частоты резкого роста искажений не наблюдается, так что свобода в настройке ФВЧ имеется (в разумных пределах, разумеется).



Проба в деле. Какого ожидать звучания, и как «готовить» акустику?



Оценку на слух проводил сначала при подключении к процессорному усилителю, но потом попробовал и пассивное включение. Коротко, вот какие получились выводы.

НЧ/СЧ динамики, особенности. Первое, что сходу привлекает внимание – очень басовитые, причём настолько, что в иных случаях можно будет обойтись без сабвуфера. Бас глубокий, даже с эдаким жирком, но не как от высокодобротных динамиков, а достаточно структурированный и разборчивый.

На СЧ звучат ровно, без выкрикивания отдельных звуков и нот. Собственно, это и по результатам измерений можно было предположить – прослушивание только подтвердило. Диапазон основных тонов воспринимается наполненно, характер звучания в этом диапазоне можно назвать тёплым.

НЧ/СЧ динамики, настройка. По настройке каких-то серьёзных ограничений нет. Внизу можно стыковать с сабом достаточно низко – средний бас они могут спокойно взять на себя. Или можно распустить и вовсе в полную полосу, если саба в системе не предвидится, басят они знатно.

Наверху нет горбов, которые нужно нивелировать, особой грязи в этом диапазоне в звук не «льют», так что здесь их тоже можно распускать в полную полосу (используя естественный спад АЧХ динамиков). А если и использовать ФНЧ, то уж точно с невысокой крутизной.

Твитеры, особенности. Понравилась естественность их звуковой подачи – ровные, не шепелявят, не звенят и не сыплют песком. Даже высокие женские голоса сохраняют теплоту. Разрешение (с учётом ценового диапазона акустики) хорошее, звучание не воспринимается «мыльным», эффект «накинутого покрывала» отсутствует – при грамотной стыковке с НЧ/СЧ звеном можно добиться достаточно лёгкого и живого саунда.

Твитеры, настройка. В варианте поканального включения (через процессорный усилитель) твитеры показали неплохую перегрузочную способность. По крайней мере, при настройке ФВЧ на 3 кГц с крутизной 12 дБ/октава они ещё не начинали свистеть и «лить грязь». Хотя лучше настраивать всё же с запасом – 3,5-4 кГц (напомню, при крутизне от 12 дб/октава и выше), поигравшись в том числе и с типами фильтров (кстати, у меня с фильтрами Бесселя и Линквица-Райли получалось даже интересней, но такие вещи лучше выбирать по месту).

А что, если не поканалка, а пассивное включение? Поэкспериментировав с процессором, пришёл к выводу, что мудрёных фильтров этой акустике не требуется. Смотрите, у мидбасов нет выбросов АЧХ на верхнем краю диапазона, которые нужно было бы компенсировать, и их можно смело включать в полную полосу. Характеристики твитеров тоже позволяют не борщить с крутыми фильтрами и использовать простой ФВЧ 1 порядка.

Так что попробовал акустику не в поканалке, а просто подключив твитеры параллельно НЧ/СЧ динамикам через конденсаторы. После экспериментов остановился на номинале 4,7 мкФ. Получается ровненькая на слух стыковка с НЧ/СЧ звеном, при этом даже какой-либо аттенюации для подгонки чувствительностей полос не требуется. Вариант с очень комфортным звучанием.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?



Кто искал басовитую акустику, способную в иных случаях заменить собой саб – поздравляю, вы её нашли. Можно сказать, что RedPower RP6A – это инкарнация старых добрых DLS R6A. Не повтор, не копия, но построены по схожей концепции. И больше того, уж если честно, во многом даже превзошли предка.

Использовать – только с усилителями, способными нормально контролировать динамики, это раскроет басовый потенциал акустики в полной мере. И не забыть про достойную подготовку посадочных мест – с подиумами и нормальным вибродемпфированием железа дверей.

Несмотря на то, что комплект предназначен для поканальных систем, и в нём нет кроссоверов, это не мешает использовать RP6A и в системах с пассивным делением полос. Характеристики позволяют включать твитеры параллельно мидбасовым динамикам через простые конденсаторы (просто подберите хорошие плёночники номиналом 4,7 мкФ) и получить очень слитное, сбалансированное и комфортное звучание.

  • Весьма солидный, почти сабвуферный басовый потенциал
  • Отсутствие артефактов, которые нужно нивелировать в поканалке
  • Возможность пассивного деления полос без сложных кроссоверов
  • Возможность получить ровное, тонально сбалансированное звучание

  • Не подходят для систем без отдельных усилителей
  • Басовые возможности требуют достойной подготовки посадочных мест



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2025 CarMus