Без ограничений
Тест 1-канальных усилителей Resolut HX-1

Сегодня на изучении – первые усилители АВ-класса от Resolut, только-только вышедшие в открытую продажу. Бренд с самого начала нацелен на топовый сегмент, так что для HX-1 выбран самый, пожалуй, бескомпромиссный форм-фактор – широкополосные моноблоки. Кстати, про широкополосность ещё будет повод вспомнить, но не буду забегать вперёд.

Ну и сразу для понимания, каждый канал усиления обойдётся в 144990 рублей (на момент этого теста). Да, это не рядовые усилители, это «высшая лига», и по звуковым способностям им действительно найдётся не так уж много конкурентов. Причём всё, с чем их можно сравнивать, оказываются примерно в этом же ценовом эшелоне.



Первое знакомство, конструктивные особенности



У меня в руках оказались экземпляры из самой первой партии, но это не экспериментальные, а уже серийные продукты, так что, как и положено, упакованы в фирменные коробки.

Обратите внимание на надпись – не просто «Engineered in Russia», а именно «Made in Russia». Собираются усилители действительно у нас, недавно мне довелось краем глаза увидеть, где и как это происходит. Но это, полагаю, отдельная тема.



Усилители собраны в корпусах с узнаваемым профилем рёбер – аналогичный стиль используется в процессорных усилителях Resolut. Суммарная площадь охлаждения получилась приличной (учитывая, что и корпуса тут не мелкие – 28,3 х 13 х 7,2 см без учёта клемм), хотя холодными эти усилители я бы не назвал – соблазн распихать их по закрытым невентилируемым нишам лучше побороть.



Компоновка двусторонняя, но не по принципу «линейная/силовая части», а по принципу «сигнальная часть/питание». В оснащении – ничего лишнего, только регулятор гейна.





Оригинальная фишка Resolut с переворачиваемым логотипом тут сохранена – его можно закрепить нужной стороной в зависимости от того, как усилители будут инсталлированы. Правда, для такого форм-фактора было бы логично предусмотреть не просто переворот, а поворот на 90 градусов, как это сделано у процессоров.



Теперь к начинке. Вытянутая компоновка позволила максимально растащить слаботочную и сильноточную части. Это дало свои результаты (вернее, стало одним из влияющих факторов) – уровень собственного шума у усилителя достаточно низкий, потом на измерениях увидите. Защита акустики реализована жёстко – через реле. После запуска блока питания она подключается к усилителю через пару секунд.



Сама усилительная часть при такой компоновке оказалась в середине корпуса – между блоком питания и драйверной частью. Транзисторы выходного каскада (равно как и силовые ключи БП) расположены под платой и прижаты непосредственно к корпусу (не стал уж раскидывать усилитель). Батарея конденсаторов вторички расположена предельно близко к самим выходным транзисторам – мера далеко не лишняя, отсутствие паразитного сопротивления дорожек должно пойти в плюс.





В линейной части замечен OPA211 в корпусе SOIC, играющий роль входного буфера. К слову, место на плате подразумевает использование операционника ещё и в корпусе DIP. Как ни крути, а «твикалка» всё равно зачешется у многих, а тут и производитель как бы сразу дал некоторую свободу выбора.

Впрочем, предположу, что таким образом оставлена возможность в будущем предлагать разные модификации усилителя. А может, просто решили не убирать после «шлифовки» схемотехники в ходе проектирования, ведь судя по надписям на плате, в финальное производство пошла далеко не первая версия.



Измерение параметров и характеристик



Гармонические искажения – далеко не единственное и даже далеко не самое главное, что определяет работу усилителей, но нужно же с чего-то начать. Сначала – просто спектр выходного сигнала при подаче сигнала 1 кГц. Усилитель нагружен на 4 Ом, выходная мощность – около 2 Вт (близко к среднему уровню при прослушивании на небольшой громкости). Фоновый шум довольно низкий, гармоники высших порядков почти отсутствуют, лишних артефактов не замечено. Нормальный такой, чистенький спектр:



Чуть более информативная характеристика – распределение гармонических искажений по спектру. Её снимаю уже при мощности около 10 Вт.

Смотрите, как тут интересно получается. Обычно усилители показывают самые низкие искажения на средних частотах, а вот на НЧ и ВЧ, как правило, – сильно выше (стандарт измерения искажений на 1 кГц явно не без участия маркетологов был принят). Здесь же КГИ равномерен по всему диапазону. Особенность, конечно, не уникальная, но встречается реже, чем того хотелось бы. Однозначно в плюсы.



На 2-омную нагрузку характер искажений остаётся практически тем же.



Измерение КГИ на разных мощностях показало приличные силовые способности усилителя – гораздо выше, чем обещает описание (160 и 240 Вт на 4 и 2 Ом, соответственно). Впрочем, там эти параметры приводятся при 12 Вольтах питания, а мой лабораторник выдаёт 14 Вольт. Так что ограничение сигнала наступает при заметно больших мощностях:



Интересно, что при таком силовом запасе усилитель не стал пренебрежительным к малым сигналам – типичная «проблема первого Ватта» (повышение КГИ на малых уровнях сигнала) здесь отсутствует.

Кому лень водить пальчиком по графику, вот как силовые показатели выглядят в сухих формальных циферках (напомню, напряжение питания – 14 Вольт):

Мощностные параметры Resolut HX-1 (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 234 Вт
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=5%) – 254 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 275 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,02%
  • Работа на 4 Ом, максимальное токопотребление – до 30 Ампер

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 366 Вт
  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=5%) – 421 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 441 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,03%
  • Работа на 2 Ом, максимальное токопотребление – до 40 Ампер


От гармонических искажений – к остальным характеристикам, которые тоже важны для звука (может, даже важнее гармонических), но про которые многие почему-то забывают.

Первым делом, снял фазовую характеристику. Автомобильных усилителей, у которых она абсолютно горизонтальна, на рынке можно насчитать не больше, чем старый фрезеровщик насчитывает пальцев на своих руках. У некоторых к 20 кГц фаза вообще чуть ли не на 180 градусов разворачивается – ну и про какую достоверность передачи сигнала можно говорить при таких смещениях одних частотных составляющих относительно других?

Короче, то, что усилители могут работать до 20 кГц – вообще не показатель. Важно, что он делает с сигналом внутри этого диапазона. Одна из составляющих той самой достоверности – фазовая линейность. У Resolut HX-1 к 20 кГц смещение достигает ничтожных 7 градусов – результат не просто хороший, а отличный.



И вот что интересно. Для обеспечения этой самой фазовой линейности до 20 кГц усилитель должен иметь полосу пропускания на порядок шире – это физика. И это не только сейчас стало известно, посмотрите для интереса топовые домашние стереоусилители 80-х годов – увидите кучу моделей, у которых диапазон зашкаливает за сотню килогерц.

Короче, смотрим, как с этим дела обстоят у Resolut HX-1. Усилитель нагружен на 4 Ом, на вход – сигнал от генератора, выход контролирую осциллографом.

В качестве отправной точки подаю синус 20 кГц. Чтобы уж наверняка без читерства, амплитуду выбрал немаленькую, на 4 Ом усилитель выдаёт что-то около 25 Вт:



Не трогая уровень входного сигнала, начинаю поднимать частоту. И смотрите, только к отметке 350 кГц усиление ослабевает в 2 раза (осциллограммы 100 кГц, 200 кГц, 300 кГц и 350 кГц):



Дальше – меандр. Сочетание резких вертикальных фронтов и горизонтальных участков (фактически, в эти моменты усилитель терзается постоянным током) – серьёзное испытание для любого усилителя.

Тут HX-1 показал довольно редкую способность не впадать «в истерику» от подобных сигналов. Выбросы сигнала? Раннее заваливание фронтов? Не, не слышал. Более-менее наклон фронтов становится заметен лишь при частоте 50 кГц (осциллограммы 100 Гц, 1 кГц, 20 кГц и 50 кГц):



Вот тут немного лучше можно оценить скорость нарастания сигнала. Если коротко и цензурными словами, то «сильно очень» какой быстрый усилитель (и, заметьте, без лишних выбросов и затягивающихся переходных процессов при резких изменениях сигнала):



Короче, довольно редкий по своим способностям усилитель. Но формальные характеристики, к сожалению, не заменяют собой оценку ушами – пока это самый «комплексный» инструмент, позволяющий оценить уровень девайса. Так что дальше – прослушивание.

Что по звуку?



Предварительный прогрев. Характер усилителя оценивал после его работы в течение нескольких дней в фоновом режиме, и вот что заметил – звучание довольно сильно менялось при прогреве.

Многие скептически относятся к разного рода прогревам и разминкам. Но физику не обмануть: всем элементам, в особенности полупроводникам и конденсаторам, требуется некоторое время на стабилизацию параметров. У тех же электролитов параметр ESR в ходе «формовки» порой может измениться в несколько раз.

Просто на недорогой аппаратуре всё это почти не заметно, а вот с повышением уровня прогрев начинает приобретать большее значение. Короче, не торопитесь делать выводы по включению HX-1 «из коробки», дайте ему поработать хотя бы 20-30 часов.

Система для оценки. Ну тут, в принципе, ничего нового, тракт для меня привычный и хорошо изученный, оперативно переключался между основным усилителем (handmade от Андрея Сосова, Самара) и усилителями Resolut. В качестве источника – handmade ЦАП на двойных PCM1794. Попробовал несколько имеющихся межблоков, в конечном итоге остановился на RockQ. Регулировка громкости – пассивная, на ALPS RK27 Blue Velvet. Акустические кабели – handmade на «фурутековских» жилах из распущенного E.O.S. TA-11. Акустика – полочники PSB Synchrony One B.

Общий характер звуковой подачи. Признаюсь, описать словами звучание HX-1 оказалось сложно. Если в некоторых усилителях присутствует эдакая острота и прохладность, или, напротив, они могут смягчать звучание, то здесь – абсолютная нейтральность, усилитель «растворился» в тракте. Слышишь что угодно – разницу между межблоками, подмечаешь какие-то узнаваемые особенности ЦАП, не говоря уж о самой акустике, но выделить что-то присущее конкретно усилителю, оказалось трудно.

Построение звукового пространства. Довольно показательный момент, который стал примечать в последнее время в своём тракте – характер привязки звуков к динамикам. Когда включаешь усилители или источники попроще, сцена правильно формируется, только если находишься точно по оси между левой и правой АС. Но малейшее смещение в сторону – и центральные образы тут же липнут к динамикам.

Но чем выше уровень компонентов, тем менее этот эффект выражен. Нет, понятное дело, если смещаться от оси, образы неизбежно тянутся к ближайшей АС – это само собой. Но по крайней мере такой резкой потери объёма с превращением объёмной звуковой «голограммы» в плоскую «репродукцию» уже не происходит.

Выделить какой-то один фактор тут невозможно: влияет целая совокупность факторов. Как минимум, это показатель достаточного разрешения, ведь ощущение объёма сцены формируется в том числе и реверберационными послезвучиями, которые аппаратура попроще почти всегда теряет. Или взять те же фазовые искажения (абсолютное большинство усилителей смещают фазу выходного сигнала на ВЧ), что приводит опять же к размыванию импульса, а в итоге и к потере разрешения.

В данном случае всех этих артефактов нет, что красноречиво говорит о потенциале усилителей – с ними можно смело строить соревновательные системы для участия в старших классах, не думая о том, что они станут слабым местом. Не станут.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?



Длинных выводов не будет: усилители хороши. Если есть возможность – берите, они точно не станут слабым местом системы практически любого уровня. Нейтральны по своей подаче, звучат комфортно, без «пересушенности» или, напротив, «пыльной ламповой томности», без синтетической остроты, и при этом никаких вопросов к детальности с ними тоже не возникает. Я бы сказал, что Resolut HX-1 показывают звучание хороших домашних усилителей АВ-класса далеко не самого низкого ценового уровня.

  • Абсолютная нейтральность звуковой подачи
  • Равномерность КГИ по всему диапазону
  • Высокая скорость нарастания и адекватная передача сложных сигналов
  • Силовой запас позволяет не ограничивать себя при выборе акустики

  • Достаточно крупные для 1-канальных усилителей



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2025 CarMus