Для систем помощнее
Тест эстрадных среднечастотных динамиков Oris EX-6517 (6,5 дюймов) и Oris EX-8017 (8 дюймов)

В последнее время нечасто делаю отчёты по громким динамикам, но в данном случае производитель попросил сделать подробный разбор, чтобы наглядно и с пруфами показать, в какие системы эти динамики зайдут хорошо, а в какие лучше выбрать другие, с какими усилителями их сочетать, ну и, собственно, как готовить.

Итак, на изучении – совсем свежие динамики от Oris Electronics, линейка ProDrive, серия EX. Вышли в продажу вот только в августе 2024 года в двух размерах (цены указываю для ориентира на момент теста):

Oris EX-6517 (6,5 дюймов) – 8300 рублей за пару,
Oris EX-8017 (8 дюймов) – 9300 рублей за пару.

Сама серия существует давно, сделана не просто для громкости, а с прицелом на SQL, и кое-что из неё уже доводилось изучать. Новые модели не заменяют собой старые, а дополняют линейку – они построены на моторах с более крупными катушками (а конкретно – 1,7 дюйма, что, к слову, нашло отражение и в индексе модели), так что рассчитаны на иное применение и другие системы. Короче, обо всём по порядку.



Первое знакомство, конструктивные особенности



Не слишком люблю обзоры, которые ограничиваются распаковками, но один момент при открывании коробок уже не первый раз обращает на себя внимание.

В последнее время в Oris Electronics ревностно относятся к «отслеживаемости» своих продуктов – каждый комплект промаркирован своим серийным номером (наклейки на динамиках и в гарантийном талоне) и занесён в базу данных. Это позволяет потом проследить его «путь» от дистрибьютора к пользователю, чтобы, в случае чего, оперативно решить вопросы, например, гарантии. В общем, подход к делу хороший.



Теперь к самим динамикам. Про внешний вид говорить ничего не буду: внешне – эстрада как эстрада.





Самое интересное, что различает динамики, как всегда, скрыто от глаз. Хотя, не так уж и скрыто – у динамиков здоровенные моторы на 140-миллиметровых ферритовых кольцах. Кстати, поэтому весят динамики тоже немало.





В посадочные места динамики проходят, что называется, впритирку. Но каких-то специальных колец не требуют, в стандартные 6,5-дюймовые встают без проблем.



Ход динамика определяется в первую очередь геометрией намотки катушки, но верхние тканевые подвесы как бы намекают – Xmax тут небольшой, так что динамики рассчитаны на применение в качестве среднечастотников, а не в мидбасовое звено.





Диффузоры – прессованная целлюлоза, лицевая поверхность – гладкая. В пульпе видны включения длинных волокон, которые, как показывает практика, неплохо армируют материал диффузора и хорошо гасят в нём распространение механических напряжений при работе динамика. Но это потом при измерениях посмотрим. Тыльная сторона – более характерная фактура.





А вот, собственно, и характерная особенность новых динамиков и их главное отличие от остальных моделей той же серии EX – крупные катушки 1,7 дюйма. Применение такого калибра даёт понять – динамики предназначены для работы с усилителями мощнее обычного.





К слову, пазл модельного ряда Oris Electronics вроде как даже складывается – если полистать каталог, в серии Punch обнаружатся весьма подходящие для них модели: Oris PHA-150.4 для систем с относительно небольшим числом динамиков или недавно появившийся в линейке ломовой 2-канальник Oris PHA-1000.2, который может даже здоровенные массивы таких динамиков «запитать».

Измерение параметров и анализ работы динамиков



Если коротко, то силовым способностям моторов у этих среднечастотников даже иные сабвуферы могут позавидовать. А если учесть, что подвижные системы тут на порядок легче, то «держак» получается просто адский – моторы просто не замечают инерцию диффузоров, контроль их движения очень жёсткий.



Измеренные параметры Oris EX-6517:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 98 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 5,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 2,86
  • Qes (электрическая добротность) – 0,30
  • Qts (полная добротность) – 0,27
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,7 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 94,4 дБ




Измеренные параметры Oris EX-8017:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 79 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 16 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,49
  • Qes (электрическая добротность) – 0,34
  • Qts (полная добротность) – 0,31
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 16 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,6 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 95,7 дБ


Следствие таких силовых способностей – низкая добротность Qts (т. е. практически отсутствие затухающих колебаний на резонансной частоте), а следствие низкой добротности – пологий спад АЧХ на нижнем краю диапазона.

И хоть у динамиков сама резонансная частота лежит именно в мидбасовой области, сами они – чистейшие среднечастотники:





И опять же, возвращаясь к контролю моторов над ходом диффузоров. Смотрите, при снижении частоты обычно растут и искажения, здесь же – вообще ничего подобного. Нет, динамики всё еще не нужно пускать работать в мидбасовую область, но запас по перегрузочной способности всё же приличный, и свобода в выборе частоты среза имеется.





Дальше смотрим, что во время работы динамиков происходит с диффузорами. Это хорошо видно на фазовой характеристике излучения.

Поясню очень коротко. Всякие перепады графика – это (если сильно упрощённо), набеги или отставания одних частотных составляющих в сигнале относительно других. А они, в свою очередь, возникают из-за разного рода резонансов и деформаций в самом диффузоре, в верхних подвесах, в центрирующих шайбах.

Короче, в идеале график должен быть как можно более линейным. Смотрим, что получается у нас. У 6,5-дюймового EX-6517 редкая и, можно даже сказать, шикарная линейность до 3 кГц, и просто хорошая, без сильных перепадов – до 6-7 кГц. Выше – тонкий и жёсткий диффузор всё же чуточку даёт о себе знать, но откровенного звона нет, и это хорошо.



Более крупный диффузор у 8-дюймового EX-8017, понятное дело, ведёт себя чуть более нервно, но, смотрите, опять же до откровенной ломки, звона и прочих выкрутасов дело не доходит – всё ограничивается лишь небольшими неравномерностями ФЧХ, но на сильные перепады графика нет и намёка. Разумеется, речь о работе динамика при нормальной настройке, а не о попытках размочалить его работой в полную полосу (сдуру и сами знаете, что можно сломать).



Коротко по делу



В какие системы выбирать? Для лучшего понимания, когда и как использовать Oris EX-6517 и EX-8017, ненадолго вернусь к остальным моделям серии.

Вот смотрите, если у вас обычные усилители, выдающие порядка сотни (ну, может, чуть больше) Ватт на канал, и нет необходимости городить огромные массивы динамиков, логично выбрать одну из «базовых» моделей – Oris EX-65 или Oris EX-80 на катушках 1 и 1,25 дюйма, соответственно.

Чуть больше дают неодимовые Oris EX-65NEO на 1,5-дюймовых катушках – эти уже можно использовать с усилителями помощнее, и ещё они сами по себе легче, так что удобнее для создания массивов динамиков.

А вот сегодняшние испытуемые – Oris EX-6517 и Oris EX-8017 – для обычного повседнева могут оказаться даже избыточны, это однозначно вариант для SQL систем «экстремального» уровня – серьёзные мощности, большие массивы и всё такое.

Как подрезать снизу по частоте? Несмотря на невысокие значения Fs и отсутствие роста искажений с понижением частоты, это ни разу не мидбасовые динамики, это среднечастотники. Так что подрезка снизу по частоте – обязательна.

Частоту настройки ФВЧ логично выбирать уже по ситуации – на средних громкостях сильные моторы будут хорошо удерживать подвижку в пределах рабочего рода, и можно подрезать вообще хоть на 80-100 Гц, не опасаясь перегрузки. Но чем выше громкость, тем выше нужно резать. Принцип – просто не давать динамику выходить на ход, и всё будет работать как надо.

Нужно ли системе мидбасовое звено? Да, разумеется. Хоть у этих динамиков и хорошая перегрузочная способность, и они могут работать при невысоких (относительно) частотах настройки ФВЧ, это всё же среднечастотники. Нормально срастить их с каким-нибудь губастым тяжёловесным «насосом» не получится. А вот если у вас какой-нибудь эстрадный короткоходный низкочастотник, способный нормально работать хотя бы до 200-250 Гц, это уже другое дело.

Как подрезать сверху по частоте? Эти динамики лишены откровенной звонкости диффузора, которая проявляется на верхнем краю рабочего диапазона. Тем не менее, при стыковке с твитерами им лучше отводить диапазон, в котором они показывают наилучшую линейность.

Глядя на характеристики, я бы взял за отправную точку настройки ФНЧ частоту 6-7 кГц и крутизну 12 дБ/октава. Ну а дальше – зависит от твитеров, которые вы будете применять. При таком раскладе каких-то особых ограничений на их выбор нет.

  • Способны работать с очень мощными усилителями
  • Высокая чувствительность
  • В подвесах и подвижных системах нет критичных резонансов
  • Способны на громкое и яркое звучание, но без жёсткой звонкости

  • За счёт крупных моторов динамики достаточно тяжёлые



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus