Силовой запас и музыкальность
Тест 6-канального усилителя Steg DK200.6

Попал ко мне в руки весьма незаурядный усилитель от Steg – шесть каналов, D-класс и нехилые заявки мощности. Зная, что этот производитель бережно относится к своему легендарному наследию, было предчувствие, что он окажется непростым, так что к изучению приступил с интересом. Забегая вперёд, силач действительно оказался неожиданно музыкальным, но обо всём, как всегда, по порядку.

Начну с ценового позиционирования. На момент теста цена Steg DK200.6 составляет 75 900 рублей.



За эти деньги предлагается шесть каналов с заявленной мощностью по 200/350 Вт на 4/2 Ом и возможностью включения каналов в мост. Нормально так, причём на деле получилось даже больше. И это, напомню, без потери музыкальности.



Первое знакомство, конструктивные особенности



Усилитель можно считать полноразмерным, хотя если припомнить солидную мощность, размеры 37,6 х 18,7 х 5 см уже не кажутся такими уж большими (это уже вместе с ушками крепления).

Отношение к питанию серьёзное: силовые терминалы примут кабель калибром аж до 0 Ga, а акустические – до 8 Ga. Собственных предохранителей нет ни на корпусе, ни внутри, но с такими мощностями действительно логично использовать внешние. Рекомендаций в описании я не нашёл, но, судя по токопотреблению в ходе измерений, я бы выбрал 150-200 Ампер (что, кстати, как раз и с калибром кабеля согласуется).



По входам – только регулировки гейнов в каждой из пар каналов. Тоже логично, усилитель такого толка вряд ли будет выбираться для простого апгрейда штатки, скорее всего это будет процессорная система, а в ней кроме гейнов действительно ничего и не нужно.



Теперь начинка. Тут тоже многое говорит об акценте на мощности – двойной блок питания, относительно крупные выходные дроссели. Вот только узнать что-нибудь конкретное по элементному составу, не разбирая усилитель полностью, оказалось сложно: многие элементы скрыты под платой.











Разве что снял прижимную планку, чтобы увидеть силовые ключи – на выходах здесь трудятся достаточно мощные полевики IRFB4227.





Измерение параметров и характеристик



Начну со спектров выходного сигнала. На малом уровне полезного сигнала гармоник мало – это хорошо. Есть небольшие артефакты на ВЧ, но их уровень плещется ниже отметки -90 дБВ – можно не принимать во внимание.



С ростом сигнала (теперь на нагрузку выделяется мощность порядка 1 Вт) принципиально мало что меняется, гармоник высоких порядков не появляется. Фоновые шумы умеренные.



Распределение гармонических искажений по диапазону равномерное – КГИ в пределах одного порядка, сильного повышения на нижних и верхних частотах, как это часто бывает, этот усилитель не допускает.





С повышением выходной мощности (теперь усилитель выдаёт около 10 Вт) КГИ тоже повышается, но равномерность по диапазону сохраняется. Начинает сильнее доминировать третья гармоника.





Причём, что интересно, усилитель по-разному работает на малом сигнале и при его увеличении. В первом случае КГИ значительно ниже, потом подрастает и остаётся почти на неизменном уровне вплоть до начала ограничения сигнала.



Кстати, об ограничении. Обратите внимание на правую часть графика. При достижении предела усилитель не жёстко обрезает сигнал, а начинает достаточно мягко его ограничивать – КГИ повышается плавно, не резким скачком.

Это измерение проводил при нагрузке 2 каналов из 6 (это лучше показывает потенциал именно выходных каскадов усилительной части, а не блока питания). Запас мощности оказался сильно выше, чем можно было ожидать. Если неохота водить пальчиком по графику, вот вам готовые результаты. И они, как видите, сильно выше заявленных 200 и 350 Вт на 4 и 2 Ом. Полагаю, даже если по полной нагрузить все 6 каналов, показатели из описания всё равно будут выполнены с хорошим запасом.

Мощностные параметры Steg DK200.6 (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 282 Вт
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=5%) – 348 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 372 Вт

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 465 Вт
  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=5%) – 624 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 674 Вт


А вот ещё одна особенность усилителя, которая характеризует работу его выходной части. Смотрите, любой усилитель D-класса имеет выходной фильтр, который, по сути, преобразует импульсный сигнал в непрерывный, отсекая в спектре всё, что за пределами звукового диапазона.

Как и любой другой фильтр, он немного сдвигает фазу сигнала на ВЧ, причём при подключении разной нагрузки он оказывается настроенным на разные частоты. Как следствие, при подключении, например, 2-омной нагрузки АЧХ может спадать на верхах чуть сильнее, чем при работе на 4 Ом, а фаза сигнала загибаться чуть сильнее.

Здесь же – абсолютно одинаковые АЧХ и ФЧХ (последняя – с точностью вообще до пары градусов) на 4 и 2 Ом, что говорит о применении не совсем привычных решений в реализации выходов:





А что по звуку?



Басовый потенциал. Первое, что сходу обращает внимание – энергетика и силовой запас усилителя, бас вот прямо могучий, усилитель крепко держит (контролирует) динамики, не даёт им своевольничать и сваливаться в подгуживание на околорезонансных частотах. На слух получается очень плотно, даже упруго. Причём, что важно, при повышении громкости бас не начинает раздуваться, а именно сохраняет фактуру, рельеф и собранность. Пожалуй, есть повод вспомнить про классический «стеговский» характер.

Так что первый вывод очевиден – усилитель отлично покажет себя в мидбасовом звене, в том числе с тяжёлыми динамиками, т. е. с приличной массой подвижки и могучими моторами, предъявляющими к усилителю повышенные требования.

Ещё вариант – работа в сабвуферном звене. При мостовом включении с пары каналов реально можно снять около киловатта неискажённой мощности, чего хватит для большинства сабов с катушками 2,5 дюйма (только выбирайте 2+2 Ом или 4 Ом). А если взять саб 4+4 Ом, то можно и вовсе пустить на него четыре канала, объединив их в два моста, – в этом случае запас усилителя в пару киловатт позволит использовать сабы и с более крупными 3-дюймовыми катушками.

Звучание на СЧ и ВЧ. Вот тут получилось интересно. В первые пару часов работы нового, только из коробки усилителя сложилось впечатление олдскульного «стеговского» почерка звучания – чуточку «подсушенный», но при этом не холодный, а даже напротив, немного смягчённый.

Но с прогревом усилитель начал заметно меняться – резче и острее обозначать атаку, эффект «накинутого покрывала» буквально таял. Нет, резкости или звонкости в этом усилителе абсолютно нет, но звучание становилось более динамичным, открытым. Разумеется, новые усилители всегда требуют времени на стабилизацию параметров элементов (в первую очередь полупроводников и конденсаторов). Просто, признаюсь, немного не ожидал такой разницы.

В общем, дал усилителю поработать пару десятков часов, после чего уже можно было говорить о его характере. Если коротко, звучание размашистое, но без грубости, с хорошей динамикой – адекватной и «быстрой» передачей атаки сигнала. Звучание вызывало ассоциации с хорошими концертными усилителями, призванными работать на больших уровнях громкости.

Причём я бы не сказал, что на малом сигнале усилитель грубеет. Да сравнивать с аудиофильскими моделями было бы неверно, но звучание достаточно комфортное, без характерного «синтетического налёта» даже на сложной музыке с «живыми» инструментами и вокалом. Короче, работа в полную полосу этому усилителю точно не противопоказана.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?



Steg DK200.6 – это в первую очередь усилитель с выдающимися мощностными показателями и могучим басовым потенциалом. Но, в отличие от усилителей попроще, наличие «мышц» не сделало из него в грубого дуболома, он сохранил комфорт, динамику и красоту звучания в широкой полосе – это редкое сочетание, и оно точно заслуживает уважения.

Так что я бы рассматривал его, во-первых, в НЧ звено классических SQ систем, особенно когда используется акустика с «тяжёлыми» мидбасовыми динамиками, требовательными к контролю со стороны усилителя. А во-вторых, в системы SQL (или в последнее время мне больше нравится обозначение ESQ – External SQ). Причём, именно под повышенные запросы – когда нужно не «чтоб орало», а с высокими требованиями к качеству звучания.

И попутно ещё раз обращу внимание. Усилитель заточен исключительно для работы с нагрузкой 4 или 2 Ом на каждый канал (или 4 Ом в мост), не нужно пытаться форсировать его, подключая в «низкоом». Если возникнет такая мысль, просто вернитесь к измеренным показателям – вам серьёзно мало его мощностного потенциала?

  • Высокая выходная мощность – значительно выше заявленной
  • Выдающийся басовый потенциал, хороший контроль нагрузки
  • Красивое динамичное звучание в широкой полосе
  • Для такого силового потенциала размеры усилителя невелики

  • Не любит нагрузку с импедансом ниже 2 Ом (или ниже 4 Ом в мост)



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus