В мечтательно-бирюзовых тонах
Тест компонентных акустических систем Rainbow DL-C260
Впервые я услышал эту акустику на стенде в офисе компании «ТДК», официального российского дистрибьютора Rainbow. На тот момент она оставила весьма приятные впечатления, поэтому было решено изучить её подробней. Задача – наглядно показать особенности и сделать выводы, под какие требования, предпочтения и задачи она станет оптимальным выбором.
Модель Rainbow DL-C260 появилась в линейке производителя совсем недавно и относится к серии с «мечтательным» названием Dream Line. Это примерно середина модельного ряда – цена на момент теста составляет 24990 рублей.
Комплект идёт со своими пассивными кроссоверами. В этом ценовом диапазоне они будут востребованы во многих инсталлах, но, учитывая распространение процессоров, постараюсь выяснить, что нужно учесть при настройке поканальной системы.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Акустика решена в нежных зеленоватых тонах, что как бы настраивает на спокойный, неагрессивный лад (повод снова вспомнить про «мечтательное» название серии).
Мидбасовые динамики построены на стальных штампованных корзинах. За счёт округлой формы «спиц» они оказались хорошо заглушенными – можно записать в плюсы. Моторы – средних размеров, дополнительно закрыты пластиковыми кожухами.
Диффузор представляет собой сэндвич из плетёного слоя стекловолокна с лицевой стороны и целлюлозного слоя – с тыльной стороны. На изгиб довольно жёсткие, звоном на простукивание не откликаются.
Верхние подвесы имеют геометрию с плавным переходом к конусной части – такие обычно доставляют меньше неприятностей в виде собственных резонансных колебаний с обратным воздействием на края диффузора. В принципе, это и измерения показали, но о них чуть дальше. На каждый динамик лазерной гравировкой нанесён серийный номер комплекта.
Калибр звуковых катушек – 25,5 мм. Ну или 1 дюйм.
Твитеры выполнены в аккуратных пластиковых корпусах с вклеенными ажурными сетками. Излучающие купола – алюминиевые на шёлковых подвесах. К слову, профиль куполов довольно плоский, и они практически не заглублены в тело твитера. Потом обратите внимание, это дало достаточно широкую диаграмму направленности. Проще говоря, излучают твитеры широко.
Монтажная глубина небольшая – всего 1,6 см. Внешний диаметр – 5,3 см.
Если всё равно окажутся велики (ну мало ли, в какое-нибудь штатное место не уместятся), само тело твитера можно вынуть из монтажной чашки, уменьшив диаметр до 4,4 см.
Кроссоверы выполнены в небольших пластиковых корпусах 10 х 7,2 см.
Правда, учитывая их лаконичное содержимое, полагаю, исполнение можно было бы сделать ещё более компактным: фильтр второго порядка в мидбасовом звене и фильтр первого порядка – в звене твитера.
Измерения показали, что более сложных кроссоверов тут и не понадобилось. К слову, обратите внимание на отсутствие резисторов – твитеры оказались неплохо согласованы по чувствительности с мидбасовыми динамиками, так что обошлось без привычной аттенюации в ВЧ звене. На звуке это сказалось самым лучшим образом: практика показывает, что резисторы всё же заметно «придушивают» микродинамику на ВЧ.
Измерение параметров и анализ работы динамиков
Описание приводит довольно большой список параметров. Если сделать поправку на чуть более длительную разминку динамиков, измеренные значения неплохо повторят заявленные. Разве что, полная добротность может чуточку снизиться и оказаться ближе к привычному «нейтральному» значению 0,7.
Заявленные/фактические параметры Rainbow DL-C260:
- Fs (собственная резонансная частота) – 55 Гц / 60 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 14,3 л / 12,1 л
- Qms (механическая добротность) – 4,99 / 4,60
- Qes (электрическая добротность) – 1,00 / 1,01
- Qts (полная добротность) – 0,85 / 0,83
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14 г / 14 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,5 Тл м / 4,6 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,4 Ом / 3,3 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,0 дБ / 86,2 дБ
Теперь немного анализа работы самих динамиков. АЧХ достаточно ровная, без резких «марианских впадин» и «эверестов». Резонансы в подвижке, «съедающие» отдачу или «выпячивающие» отдельные диапазоны? Не, не слышал.
Обратите внимание, даже с повышением частоты фазовая характеристика не начинает скакать и остаётся спокойной. Иными словами, динамик не позволяет себе набегов или отставаний одних частотных составляющих относительно других. Т. е. диффузор не звенит, его не ломает, подвесы не давят на его края, центрирующие шайбы не входят в собственный резонанс… Вот вам, собственно, и причина спокойной АЧХ.
Такое поведение динамика даёт свободу настройки ФНЧ при стыковке с твитерами в поканалке – можно обходиться фильтрами невысоких порядков или вовсе распускать динамики в полную полосу, не опасаясь, что на верхнем краю их диапазона звук будет «грязниться».
Снизу – всё более-менее ожидаемо для такого сочетания параметров: с понижением частоты есть привычный рост гармонических искажений, но ещё не настолько критичный, чтобы ожидать проблем при стыковке с сабвуфером. Нормально, в общем.
Идём дальше, твитеры. В диапазоне от 5 кГц и выше есть небольшой наклон АЧХ, но этот участок, как увидите дальше, при правильном подборе ФВЧ легко превращается в горизонтальный.
Небольшая неравномерность в районе 16-17 кГц вызвана, скорее, не резонансом купола, а его геометрией: при развороте она немного меняет свой характер. В принципе, на этих частотах длины волн как раз сопоставимы с размерами излучателя, так что это закономерно, особенно учитывая невысокую высоту купола.
А вообще, обратите внимание, при развороте твитера общая форма АЧХ меняется не так уж и сильно – лишь немного снижается по уровню. А вот типичного завала на ВЧ не происходит. Как раз о чём и упоминал чуть раньше – излучают твитеры достаточно широко. Т. е. можно не бояться ставить их так, чтобы они были видны под углами.
Что касается подрезки снизу при настройке стыка с НЧ/СЧ звеном, то в этом твитеры дают некоторую свободу – при снижении частоты обходится без резкого роста искажений.
Дальше смотрим, как стыкуют полосы кроссоверы из комплекта. Фильтр первого порядка для твитера нивелировал наклон АЧХ, и наиболее информативный участок ВЧ получился практически горизонтальным.
А вот в НЧ/СЧ звене фильтр явно имеет повышенную добротность и настроен высоко, поскольку на верхнем краю диапазона АЧХ сохранила небольшой подъём, хотя и получила более резкий спад выше 4,5-5 кГц.
Это дало повод попробовать вариант с подключением мидбасовых динамиков напрямую, «мимо» кроссовера. Звучание так получилось более ровным, но, признаюсь, понравилось меньше: пропал какой-то шарм лёгкости звучания, да и твитер явно попросил иного подбора ФВЧ. Короче, тот самый случай, когда кроссовер подбирался не только по формальным признакам, но и с контролем результата на слух.
Проба в деле. Какого ожидать звучания?
Если постараться описать одним словом, то общий характер звучания можно назвать лёгким. Очень ясный и открытый вокал без намёка на эффект «накинутого покрывала», лёгкое и какое-то непринуждённое звучание инструментов.
При этом, что важно, в звуке нет жёсткости или холодной колкости – подача достаточно нейтральная. Свистящие в вокале не вылетают, всякие тарелочки-колокольчики не истончаются и не сквозят «металлом». Если не знать, что здесь играют алюминиевые твитеры, можно было бы вообще подумать, что это просто хорошие шёлковые высокочастотники.
Если вот прямо придираться, то звучание можно назвать чуточку легковесным. Но именно что чуточку, потому как ни вокал, ни инструменты основательности на нижней середине не теряют, и общее восприятие остаётся достаточно комфортным.
Басовый диапазон не стремится как-то выделиться и не показывает особой массивности, но и не теряется. На бубнёжку или гудение нет даже намёка. Так и просится назвать бас аккуратным – самое подходящее слово. Да, он не тяжеловесный, но и каких-то ограничений на выбор сабвуфера динамики не накладывают – акустика срастётся практически с любой «гражданской» моделью саба (а «насос» к такой акустике в любом случае выбирать было бы нелогично).
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Акустика понравится тем, кто ищет лёгкое и открытое звучание без эффекта «накинутого покрывала», но без лишней яркости или звонкости на ВЧ, и с аккуратным, не гудящим басовым диапазоном.
В какой-то момент возникла мысль, что оформление в спокойных бирюзовых тонах и «мечтательное» название серии Dream Line хорошо подходят к её звуковому характеру: лично мне было особенно приятно слушать с ней «живые» жанры – джаз, блюз, красивый инструментал, хорошо записанную популярную музыку. Хотя не скажу, что этим дело и ограничивается – с остальными жанрами она тоже справляется.
Что касается подбора остальных компонентов, то акустика не требует ломовых подводимых мощностей, и прекрасно впишется в системы с усилителями средней мощности или с процессорными усилителями.
- Приятный внешний вид, аккуратная сборка
- Отсутствие в НЧ/СЧ динамиках значимых резонансов
- Твитеры лояльны к углам разворота
- Лёгкое, открытое, но без звонкости звучание на СЧ и ВЧ
- Аккуратный, без навязчивого гудения басовый диапазон
- Не зайдёт тем, кто ждёт от акустики массивный, тяжёлый бас
Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus