Шаг за шагом
Тест компонентных акустических систем MBQ MC-165 и среднечастотников MBQ M-P30
Сегодня на изучении акустика, которую я обычно позиционирую в сегмент «начального SQ» – когда бюджет ограничен, но хочется получить приличное звучание. Интересно, что производитель предлагает не ограничиваться классической 2-полоской – при желании можно не только перейти на поканалку, но и добавить среднечастотники, и всё это – оставаясь в рамках умеренных затрат.
Что умеет 2-полоска, под какие предпочтения зайдёт, что учесть при пошаговом улучшении системы – переходе на поканалку и добавлении третьей полосы – всё это как раз и буду выяснять.
Итак, основа – это двухполоска MBQ MC-165. На момент теста её цена – 16500 рублей. В комплект входят пассивные кроссоверы.
Среднечастотники MBQ M-P30 продаются отдельно (на момент теста пара стоит 7500 рублей) и, цитирую из описания, «рекомендуются для дооснащения двухполосных комплектов МВQ МС-165 и МВQ DW-МЕ-1651, а также могут использоваться совместно с двухполосными комплектами других производителей».
Разумеется, для 3-полоски речь идёт только о поканальном включении динамиков.
Первое знакомство, конструктивные особенности 2-полосной системы MBQ MC-165
Мидбасовые динамики построены на литых алюминиевых корзинах, что в своём ценовом сегменте можно считать пусть небольшим, но всё же плюсом. Конструкция достаточно открытая, эффекта «воздушной подушки» при установке динамиков в подиумы возникнуть не должно.
Моторы построены на 85-миллиметровых ферритовых кольцах. На нижней шайбе магнитопровода вместо привычной наклейки – штампованная алюминиевая накладка. Выглядит довольно опрятно.
Наклейка с QR-кодом и цифровым кодом под скрэтч-слоем – фирменный способ от MBQ проверки оригинальности по серийному номеру.
Яркие жёлтые диффузоры – это стекловолоконный композит с плетёной структурой. Как показали дальнейшие измерения, вполне удачный: подвижка получилась лёгкой, но обошлось без откровенной ломки или звона. Центральный колпачок – из мягкого материала.
Диаметр звуковой катушки – 1 дюйм. Толщина верхней шайбы магнитопровода в данном случае определяет высоту магнитного зазора – 5 мм. Данных об общей длине намотки звуковой катушки нет, но в любом случае уже можно говорить о вменяемой контролируемости динамика усилителем.
Твитеры имеют металлические корпуса и оказались неожиданно тяжёленькими для своих размеров. Это не минус, а, скорее, наоборот: вес и, следовательно, меньшая подверженность вибрациям положительно влияют на звук.
Кроссоверы выполнены в широко распространённых корпусах, но это на самом деле, не главное. Важно, насколько сама начинка соответствует свойствам динамиков. Это посмотрим потом, на измерениях.
Конструктивные особенности СЧ динамиков MBQ M-P30
«Серединки» выполнены на литых алюминиевых корзинах. Каких-то лишних украшательств нет, да и не нужно – всё по делу и без скидок на стоимость.
В комплекте идут пластиковые грили, которые вставляются в проточку фланца и внешние габариты динамика не увеличивают (он здесь 94 мм). А если будет желание, можно отштамповать кастомные сетки, которые тоже будут вставляться во фланец.
Моторы небольшие даже с учётом того, что на них надеты защитные кожухи. Они построены на неодиме, и, кстати, как показали дальнейшие измерения, достаточно сильные.
Калибр звуковых катушек – 1 дюйм. Это немало для 3-дюймовых динамиков, но дело тут не в способности переварить мощность, а, скорее, в меньшей подверженности температурной компрессии, которая тоже определённым образом сказывается на звуке (кратковременные скачки импеданса на пиках сигнала из-за нагрева обмотки).
Измерение параметров и анализ работы 2-полосной системы MBQ MC-165
Мидбасовые динамики ближе к «легковесам»: подвижные системы легче, чем у большинства аналогичных на рынке. Учитывая, что жёсткость центрирующих шайб средняя, это несколько повысило резонансную частоту, хотя она осталась всё же в разумных пределах.
За счёт применения в моторах колец Фарадея (такой вывод можно сделать из характера импедансной кривой – она не слишком рьяно лезет вверх с повышением частоты) добротность чуть повысилась, так что хоть в басовые глубины динамик и не обещает забираться, раннего спада АЧХ внизу тоже не предвидится.
В районе 800 Гц на графике импеданса прослеживается лёгкий локальный резонанс где-то в подвижной системе, посмотрим, как это скажется на работе динамика.
Измеренные параметры НЧ/СЧ динамиков MBQ MC-165:
- Fs (собственная резонансная частота) – 68 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 11,3 л
- Qms (механическая добротность) – 5,75
- Qes (электрическая добротность) – 0,97
- Qts (полная добротность) – 0,83
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 11,5 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,3 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,7 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,9 дБ
Замеченный локальный резонанс привёл к небольшому «съеданию» АЧХ в этой области. Хотя, если честно, на него обращаешь внимание лишь по одной причине – в остальном диапазоне всё ровно.
Диффузор не звенит, так что выше по частоте, ближе к верхней рабочей границе, набегов и отставаний сигнала на отдельных частотах не происходит – фазовая характеристика в этой области на удивление линейна.
Из этого можно сделать практический вывод – при настройке стыка с твитерами в поканальной системе каких-то ограничений нет, можно при желании хоть в полную полосу распускать.
И всё же внутренняя геометрия моторов решает многое. Хоть здесь и повышенная добротность, сильного роста гармонических искажений с понижением частоты не происходит. Это хорошо: косвенно говорит о достаточной контролируемости динамика усилителем.
Твитеры ведут себя прилично, лёгкие колебания купола хоть и выявляются измерениями, но к сильным перепадам АЧХ не приводят, и в рабочем диапазоне она укладывается в узкий коридор шириной всего в 3-4 дБ.
С понижением частоты резкого роста искажений здесь тоже не происходит. Значит, некоторая свобода в настройке стыка с НЧ/СЧ динамиками есть. Хотя принцип «чем ниже частота раздела, тем при прочих равных ниже запас неискажённой громкости» тоже никто не отменял, так что снижать настройку ФВЧ совсем уж бездумно тоже не нужно.
Если поканалка для вас неактуальна, пассивный кроссовер неплохо справляется со своими обязанностями. Правда, выбора уровня твитеров он не предоставляет, но если взглянуть на собственную АЧХ высокочастотников, то можно заметить, что уровень ВЧ можно эффективно настраивать разворотом твитеров (при прослушивании ещё будет повод об этом вспомнить).
Измерение параметров и анализ работы СЧ динамиков MBQ M-P30
Среднечастотники примечательны как минимум неожиданно сильными моторами. Это обещает способность работы в корпусах – с такой низкой добротностью динамики меньше чувствуют подпор воздуха с тыльной стороны. Так что при необходимости их можно хоть в 200-250 граммах заставить работать. Тем более, резонанс здесь совсем невысокий для 3-дюймового излучателя, и в тесном объёме до критичных значений ещё не поднимется. Хотя, как по мне, во Free Air им всё же «дышится» легче. Короче, свобода выбора есть.
Заявленные/фактические параметры СЧ динамиков MBQ M-P30:
- Fs (собственная резонансная частота) – 100 Гц / 101 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 0,8 л / 0,6 л
- Qms (механическая добротность) – 7,91 / 8,92
- Qes (электрическая добротность) – 0,35 / 0,32
- Qts (полная добротность) – 0,34 / 0,31
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 4,5 г / 5,0 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,6 Тл м / 5,8 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,3 Ом / 3,4 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – н. д. / 84,4 дБ
Динамики ведут себя очень ровно примерно до 4 кГц. Выше этой частоты резко входят в модальный режим – когда длины волн становятся сопоставимы с размерами диффузора, и все механические напряжения и резонансы в нём начинают проявлять себя в полной мере.
Так что первый предварительный вывод – пускать их работать выше этой границы не нужно, при настройке стыка с твитерами в 3-полоске обязательно включайте ФНЧ с крутизной не ниже 12 дБ/октава. При прослушивании это подтвердилось, но об этом, опять же, скажу чуть дальше.
Что касается подрезки снизу, то тут из всех ограничений – только здравый смысл, поскольку сильного роста искажений с понижением частоты не наблюдается (да и откуда ему взяться, когда мотор так крепко держит подвижку).
Проба в деле. Что умеет акустика, и как её готовить?
2-полосная система MBQ MC-165. Оценку звучания «двушки» проводил при включении через пассивный кроссовер. Как обычно, НЧ/СЧ динамики – в боксы с разворотом, имитирующим установку в двери, твитеры – на уровне глаз, расстояние от точки прослушивания – около 1,5 метров.
Первое – твитеры явно просят установки с разворотами. При их направлении «в лоб» верхов многовато, получается навязчиво. А вот под углами (вплоть до направления друг на друга) звучание пусть и остаётся немного ярким, но становится более цельным и сбалансированным.
Так что первый вывод – твитеры можно смело размещать в штатных местах, даже если они окажутся заглублёнными, сильно развёрнутыми или будут смотреть вверх, на отражение от лобового. Кроссовер стыкует полосы как раз с учётом таких условий. Ну а если ставить открыто, например, в стойки или треугольники дверей, то целить ими в слушателей точно не нужно.
Поводов придраться к среднечастотному диапазону особо не нашлось – вокал и инструменты воспринимаются несколько «прохладно», но практически не упрощаются.
Глубоко в басовую область динамики не забираются, хотя верхний бас передают уверенно, на нижней середине звучание не истончается. Гудения или раздувания баса не наблюдается, он сдержанный и аккуратный. При подборе саба фанатично искать что-то совсем лёгкое, может, и нет необходимости, но я бы всё равно отдал предпочтение какой-нибудь хорошей десяточке с не слишком тяжёлой подвижкой.
Как ведут себя MBQ M-P30 в 3-полоске. Понятное дело, речь не только о добавлении конкретно в МВQ МС-165 и упомянутые в самом начале МВQ DW-МЕ-1651, это касается любых систем, в которых эти СЧ будут работать.
Тут подтвердились предварительные выводы, сделанные при измерениях. Распускать среднечастотники вверх по частоте не нужно, чувствуется, что выше – не их диапазон. Да и зачем, когда там уже могут нормально работать твитеры? Оптимальный стык с ними я бы начинал искать действительно с выставления частоты ФНЧ в районе 4 кГц и крутизны – 12 дБ/октава. Дальше – уже по ситуации.
Будучи установленными в просторные объёмы, M-P30 стараются забраться в нижнюю середину, хотя, понятное дело, ниже 300-350 Гц теряют насыщенность и уверенность просто в силу своих физических размеров. Но при необходимости запас по настройке есть, резать при необходимости можно и ниже. Лояльность к объёмам подтвердилась – имея сильные моторы, динамики не столь чувствительны к подпирающий их с тыла «воздушной подушке».
Внутри же своего диапазона динамики показывают достаточно нейтральное и красивое звучание. По сравнению с 2-полоской (если не надурить с настройками) есть реальная возможность получить тонально более ровное звучание с более высокой разрешающей способностью.
Выводы. Для каких задач выбирать?
Подытоживая, логично вернуться к тому, с чего начал – акустика позволяет шаг за шагом повышать уровень системы. Ну или сразу перейти к нужному варианту. Только теперь, после теста, стало понятно, какого именно результата можно ожидать на каждом из шагов.
Шаг первый – 2-полоска с подключением через пассивный кроссовер. В этом варианте акустика зайдёт тем, кто ставит в приоритет не теплоту и томность звучания, а лёгкость, открытость или даже эдакую сдержанную яркость в СЧ/ВЧ диапазоне. Низкочастотный диапазон спокойный, без лишней агрессии. Если нужно, чтобы акустика «давила басуху», наверное, лучше выбрать что-то другое. Ну или более правильный вариант – добавить в систему сабвуфер: и акустика напрягаться не будет, и бас в желаемом количестве получите.
Шаг второй – 2-полоска с поканальным подключением. Разумеется, процессор (встроенный в ГУ тоже пойдёт), процеусь или хотя бы 4-канальный усилитель с расширенными диапазонами регулировки фильтров – must have. Получается более универсальная система, позволяющая настройкой раздела полос поиграться с характером звучания. Конкретные рецепты настройки, понятное дело, должны выбираться под конкретный инсталл, но главный вывод по результатам теста – динамики не имеют каких-то особых артефактов, которые нужно было бы нивелировать настройками фильтров.
Шаг третий – 3-полоска с поканальным подключением динамиков (этот вариант уже логично рассматривать, например, с процеусём). Внутри своего диапазона MBQ M-P30 показали себя весьма нейтрально, работают с хорошей фазовой и амплитудной линейностью. Редкий случай в этой ценовой категории (хотя, давайте честно, таких вообще немного), когда среднечастотники можно смело ставить в объёмы от 200-250 мл, не опасаясь, что они окажутся «зажатыми». Лучше всего им удаётся диапазон от привычных для 3-дюймового калибра 300-350 Гц (причём с некоторой свободой в настройке ФВЧ) и примерно до 4 кГц (выше – уже не их диапазон). При использовании конкретно с MBQ MC-165 при правильном подходе к настройкам есть все шансы получить тонально ещё более интересное и более детальное звучание. Но вообще, ничто не мешает использовать эти серединки и с любыми другими динамиками.
- Литые корзины, основательная для своей ценовой категории конструкция
- Твитеры не обязательно направлять в салон, разворот им даже полезен
- В поканальной 2-полоске есть свобода настройки стыка НЧ/СЧ и ВЧ
- Среднечастотники спокойно работают в компактных объёмах
- Не зайдёт тем, кто ждёт от акустики массивный, тяжёлый бас
Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus