Отступление от правил
Тест 6-канального усилителя со встроенным 8-канальным аудиопроцессором AMP DA-80.6DSP Panacea ver.6 Limited Edition

Совсем недавно вышла шестая версия хорошо известной «панацеи». Принципиальное отличие – в использовании обновлённого чипа усилителя D-класса от Infineon, но самое интересное, что теперь она приобрела две официальных версии – базовая и Limited Edition. У меня в руках оказалась именно вторая.

Внешне «базовая» и «лимитированная» версии ничем не различаются, да и относительно предыдущего, пятого поколения даже намётанный глаз разницы не найдёт.



Но внутри – не просто очередной твик, версия LE «дособирается» уже здесь, в России, и её главное отличие – значительно изменённые режимы работы усилительной части. Точнее, изменены сами принципы формирования импульсного сигнала D-класса, что, цитирую дословно, «позволило снизить гармонические искажения на несколько порядков относительно заявленных в даташите».

Найденными решениями наши парни не слишком хотели делиться с фабрикой, да и вообще, каких-то подробностей на этот счёт разработчик просил не указывать. Ну что ж, будем смотреть, каков получился результат.

Общие особенности



Коротко пробегусь вообще по тому, что собой представляет шестая Panacea. Комплектность неизменна с первых поколений, включая пресловутые белые перчатки. Монтажная мелочёвка, «хвосты» проводов с разъёмами для подключения и кабель USB – это уж само собой.



Компоновка корпуса – односторонняя, расположение самих разъёмов – ровно такое же, как у пятого поколения.





Напомню, начиная с него в Panacea появился выход Remote, управляющий включением и выключением внешних отдельных усилителей. Вернее, усилителя, поскольку тут одна пара линейных выходов, которую логично использовать для подключения сабвуферного моноблока.



По части входов – без изменений: оптика (принимает сигнал с дискретизацией до 96 кГц), высокоуровневые входы (до 16 В, т. е. расчёт на базовые штатки, система автовключения тоже имеется), пара линейных входов и разъём для опционального Bluetooth-модуля AMP MSB-HD. При необходимости докупается пульт AMP PCONT или пульт с плеером AMP HRP.



Выходные каналы усилителя можно мостить попарно – 1/2, 3/4 и 5/6.



Теперь начинка. Как и предполагал (расположение разъёмов-то осталось прежним) в компоновке за основу взято пятое поколение Panacea. На основной плате – питание и усилительная часть, на верхней – аналоговая слаботочка и цифровая обработка сигнала.



Процессорная плата принципиальных изменений не претерпела. Вычислениями ведает ADSP-21488 линейки SHARC, за преобразование аналога в цифру и цифру в аналог отвечает PCM3168. А вот операционники теперь – OPA1652 (по крайней мере, в версии Limited Edition).





Снимаю верхнюю плату, чтобы добраться до основной.



Блок питания несколько изменился. Не стану вдаваться в подробности, в конце концов, важнее результат.



Усилительная часть – на силовых чипах всё того же семейства MA53х2 от Infineon. Причём, напомню, в «лимитированной» версии они работают в режимах, далёких от даташитовских. Но, к сожалению, без подробностей, ибо ноу-хау и всё такое.





Особенности настройки



Здесь принципиально с прошлого теста мало что поменялось (текущая версия настроечного ПО – 1.0.102), поэтому очень коротко пробегусь лишь по самым принципиальным моментам.



Все каналы процессора равноценны. Каналы усиления 1/2, 3/4 и 5/6 можно мостить. Если к линейным выходам подключается моноблока – их тоже можно объединить кнопочкой BTL.

Есть подмешивание сигнала с аналоговых входов к цифровым и с цифровых – к аналоговым. Можно задать, что и с каким уровнем будет подмешиваться.

При настройке каналы можно линковать раздельно для кроссовера, эквалайзера и задержек. Удобно.

Максимальная задержка – 10 мс (эквивалентно примерно 3,4 метра), регулируется с шагом 0,01 мс (3,4 мм).

В параметрическом режиме эквалайзера ширину полосы можно выбрать от Q=0,1 (широкая) до Q=125 – совсем узкая, почти notch-фильтр.

Сохранить в памяти можно до 10 пресетов. Перед отключением USB записывать текущий конфиг в память – обязательно.

Работа усилительной части



Стандартная процедура измерения усилителей комплексом Audiomatica Clio предусматривает подачу сигнала на аналоговый вход. В данном случае, чтобы исключить влияние АЦП, пришлось подавать сигнал от стороннего источника по «цифре».

Условия измерения: усилитель нагружен на 4 Ом, уровень сигнала примерно 9 дБВ – получается что-то в районе 2 Вт. Это примерно соответствует средней выходной мощности музыкального сигнала при обычном спокойном прослушивании.



Во-первых, довольно низкий фоновый шум, пришлось даже масштаб немного изменить от привычного. Во-вторых, и это самое интересное, гармоники ниже основного тона примерно больше, чем на 100 дБВ. Т. е. если прикинуть коэффициент гармонических искажений, получается ниже 0,001%. Результат не просто очень приличный – он, можно сказать, выдающийся.

А вот для того, чтобы оценить мощностной потенциал, пришлось снова вернуться к аналоговому входу (ну просто сама процедура измерения подразумевает, что сигнал должен подавать измерительный комплекс).

Поэтому не удивляйтесь, что на нижеприведённом графике КГИ получился больше – просто основной вклад здесь вносят уже аналоговая входная часть и АЦП. Но левая часть графика нам в данном случае не столь важна, мощностные показатели определяются по началу ограничения сигнала, т. е. по правой части графика.



По формальным мощностным показателям шестая «панацея» примерно соответствует предшественнику. Ограничение сигнала наступает при чуть больших значениях, нежели обещанные 90 и 150 Вт на 4 и 2 Ом:

Мощностные параметры AMP DA-80.6DSP ver.6 LE (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 96 Вт
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=5%) – 112 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 123 Вт

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 181 Вт
  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=5%) – 208 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 228 Вт


А что по звуку?



Конечно, по-хорошему хотелось бы «в лоб» сравнить пятую, «базовую» шестую и «лимитированную» версии Panacea, но такой возможности, к сожалению, не было, поэтому просто постараюсь выделить замеченные характерные особенности. Подключение – по оптике, управление громкостью – из программы регулятором Main.

Если постараться охарактеризовать как можно короче, я бы назвал звучание одновременно прозрачным и тёплым. К слову, нечастое сочетание. С одной стороны, атака, микродинамика, послезвучия – усилитель показывает мелочи и хорошо рисует пространство даже на весьма сложных треках.

В принципе, такой «прозрачностью» мне и пятая «панацея» нравилась, но если там звучание воспринималось больше как нейтральное (эх, всё же в очередной раз пожалел, что не получилось сравнить их «в лоб»), то здесь оно теплее что ли, «телеснее». Вплоть до ощущения работы более дорогого, «породистого» усилителя класса АВ, что как-то даже немного неожиданно.

Басовый диапазон плотный, мясистый, я бы даже сказал, «вкусный». Тут, полагаю, во многом сказалась ещё и способность новых чипов лучше предшественника держать низкий импеданс, что, в свою очередь, хорошо сказалось на контроле динамиков.

Примечательный момент – если распустить сигнал в полную полосу (в реальных системах не так актуально, но всё же это показательно), усилитель реально старается отработать даже суббасовый диапазон, удержать акустику. Да, при этом он напускает в звучание «жирка», но не делает бас вялым или гудящим, а сохраняет его плотность даже при повышении громкости. Конечно, навешивать на собственные каналы усиления сабвуфер не нужно, но это в любом случае хороший показатель способности контролировать динамики.

Коротко по делу



Иногда отступление от общепринятых правил позволяет добиться выдающихся результатов (в данном случае – от стандартной схемы включения, рекомендованной производителем чипа D-класса). Оно и понятно – производитель всегда закладывает некий запас на разбросы характеристик при реализации серийного изделия. А вот когда ограничений массового производства уже нет, появляется возможность «заточить» продукт под специализированное применение.

Короче, шестую Panacea в «базовой» версии можно считать логичным результатом эволюции – без радикальных изменений, просто с использованием чуть более свежих чипов. «Лимитированная» же версия в данном случае отличается от «базовой» примерно как какой-нибудь раллийный автомобиль от серийного – внешне вроде бы похож, но абсолютно другой внутри, хорошо заточенный под соревновательное применение.

  • Низкие гармонические искажения, КГИ – менее 0,001%
  • Сохранилась полная совместимость с прежней версией Panacea
  • Уверенная работа не только на 4-омную, но и на 2-омную нагрузку
  • Возможность мостового включения каналов (4-омная нагрузка)
  • Подмешивание сигналов между аналоговыми и цифровыми входами

  • Вплоть до 4 версии Panacea разъёмы RCA были «побогаче»



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus