Бас по-американски
Тест сабвуферных динамиков Recoil PW12D2 (12 дюймов), PW10D2 (10 дюймов), PW8D2 (8 дюймов) и PW65D2 (6,5 дюймов)
Сегодня на изучении – снова целая серия сабвуферов. На этот раз недорогие модели, причём, как оказалось, далеко не безликие, а имеют свой характер. Забегая вперёд, понравятся любителям «глубоких глубин», «шевеления печёнок» и вообще того, что называют American Bass (если вспомнить изначальную нацеленность бренда Recoil на североамериканский рынок, это многое объясняет). К тому же в серии есть модель 6,5 дюймов – таких микросабов крайне мало, а потому попустить их мимо внимания было бы неправильно. Задача – понять, как всё это «готовить», чтобы получить нужный результат.
Всего в серии аж 8 моделей – по две каждого калибра (12, 10, 8 и 6,5 дюймов). В каждом размере есть модели с катушками 4+4 Ом и 2+2 Ом. Ко мне на изучение попали именно вторые, с индексом D2:
- Recoil PW12D2 – 12990 рублей
- Recoil PW10D2 – 11590 рублей
- Recoil PW8D2 – 7990 рублей
- Recoil PW65D2 – 6990 рублей
Первое знакомство, конструктивные особенности
Все сабвуферы серии построены по общим принципам, их главная особенность – составные диффузоры с лицевой частью, имеющей сферический профиль.
Кстати, за океаном такой подход встречается довольно часто, взять те же сабы из солнечной Флориды (ну вы поняли, про них, к слову, ещё будет повод вспомнить, подводя итоги изучения).
Корзины – стальные штампованные, что логично в этом ценовом диапазоне. Несмотря на кажущуюся простоту, звонкость отсутствует полностью, значит, форма подобрана вполне удачно.
Клеммы подключения у моделей 12, 10 и 8 дюймов – обычные нажимные пружинные, а у 6,5-дюймового басовичка – винтовые, более компактные.
Теперь к самим диффузорам. Передние части со сферическим профилем – полипропиленовые, с рельефной фактурой «под карбон».
Тыльная часть, в отличие от многих сабов с похожими подвижками, представляет собой не привычный полноразмерный, а относительно небольшой конус из прессованной целлюлозы. Такая конструкция имеет меньшую массу, хотя совсем уж лёгкими составные диффузоры, понятное дело, всё равно не бывают, эти сабы – классические «тяжеловесы».
Тем более, и катушки здесь тоже не мелкие: у моделей PW12 и PW10 они имеют калибр 2,5 дюйма. Есть подозрение, что моторы у этих двух моделей унифицированы, об этом говорят не только размеры магнитов, через окна в корзине можно рассмотреть намотки катушек, они тоже выглядят одинаково.
А вот у малышей 8 и 6,5 дюймов катушки поменьше – 2 дюймовые. Но магниты для этих двух моделей разные – здесь обошлось без унификации. Для PW8 использование этого калибра выглядит логично, а вот для PW65 такая катушка кажется даже крупноватой. Хотя, нужно учесть, что это хоть и маленький, но всё же сабвуфер.
Примечательная особенность всех четырёх моделей – использование в обмотке лака, несколько отличающегося от того, что можно встретить в этом ценовом сегменте. Описание говорит о высокотемпературном покрытии, что должно хорошо сказаться на надёжности.
Измерение параметров и анализ работы динамиков
Если коротко, то сабы можно отнести к тяжеловесам. Не то, чтобы совсем экстремальным, но подвижки достаточно массивные. Как раз о чём и говорил в самом начале – классические представители «американского баса» – низкий резонанс (по крайней мере, у PW12 и PW10, хотя тут лучше рассматривать всё в комплексе) и нацеленность на работу с достаточно мощными усилителями.
И, кстати, не нужно пугаться характерной для такой концепции невысокой опорной чувствительности самих динамиков. Как увидите чуть дальше, она с лихвой компенсируется акустическим усилением готового саба в салоне, и в результате получается приличная реальная отдача.
Заявленные/фактические параметры Recoil PW12D2:
- Fs (собственная резонансная частота) – 26 Гц / 23 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 56 л / 64 л
- Qms (механическая добротность) – 5,17 / 6,75
- Qes (электрическая добротность) – 0,50 / 0,49
- Qts (полная добротность) – 0,46 / 0,46
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 208 г / 233 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,2 Тл м* / 16,3 Тл м**
- Re (сопротивление постоянному току) – 1,0 Ом* / 4,1 Ом**
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 84,7 дБ / 84,5 дБ
Заявленные/фактические параметры Recoil PW10D2:
- Fs (собственная резонансная частота) – 29 Гц / 28 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 28 л / 23 л
- Qms (механическая добротность) – 4,89 / 6,70
- Qes (электрическая добротность) – 0,47 / 0,50
- Qts (полная добротность) – 0,43 / 0,46
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 155 г / 188 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,7 Тл м* / 16,1 Тл м**
- Re (сопротивление постоянному току) – 1,0 Ом* / 4,0 Ом**
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 83,2 дБ / 83,1 дБ
Заявленные/фактические параметры Recoil PW8D2:
- Fs (собственная резонансная частота) – 38 Гц / 42 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 12 л / 10 л
- Qms (механическая добротность) – 4,35 / 6,86
- Qes (электрическая добротность) – 0,44 / 0,57
- Qts (полная добротность) – 0,40 / 0,51
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 82 г / 95 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,6 Тл м* / 12,9 Тл м**
- Re (сопротивление постоянному току) – 1,0 Ом* / 4,0 Ом**
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 83,6 дБ / 82,6 дБ
Заявленные/фактические параметры Recoil PW65D2:
- Fs (собственная резонансная частота) – 45 Гц / 51 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 4,5 л / 3,2 л
- Qms (механическая добротность) – 6,77 / 7,92
- Qes (электрическая добротность) – 0,79 / 0,79
- Qts (полная добротность) – 0,71 / 0,72
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 80 г / 82 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,4 Тл м* / 11,0 Тл м**
- Re (сопротивление постоянному току) – 1,0 Ом* / 3,8 Ом**
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 79,0 дБ / 79,2 дБ
* – параллельное включение катушек
** – последовательное включение катушек
Перед тем, как перейти к расчётам корпусов, ещё немного анализа самих динамиков. Первым делом, поведение диффузоров. Для этого применяю один из способов, предложенных в описании комплекса Audiomatica Clio – снятие характеристик излучения в ближнем поле (микрофон буквально в паре сантиметров от диффузора).
В первую очередь смотрим фазовую характеристику. Упрощённо можно сказать, что она показывает, насколько «вовремя» излучение диффузора повторяет подаваемый электрический сигнал на разных частотах. Неравномерности графика – не что иное, как «набеги» и «отставания» одних частотных составляющих относительно других, они как раз и вызываются разными резонансами и распространением механических напряжений в диффузорах. Причём важно не то, что в самом сабвуферном диапазоне (в нём, как показывает практика, обычно редко что происходит), а то, что выше по частоте – именно там «живут» причины окрасов звучания, проявления нежёсткости диффузоров и т. п.
Должен отметить, что в случае с сабами Recoil всё это выражено не так уж и сильно. Применение составной конструкции дало свои результаты – обошлось без откровенной «ломки» диффузоров и связанных с этим призвуков, имеющих именно механические причины. В общем, нормально.
Теперь немного о собственных гармонических искажениях динамиков, их оцениваю тем же способом – при расположении микрофона в ближнем поле. Косвенно по ним можно прикинуть, насколько низко по частоте тот или иной динамик может позволить забраться готовому сабу в оформлении, сохраняя чистоту баса. Это так, если сильно упрощённо.
Тут, конечно, больше всех удивила 12-дюймовая модель. И хоть средний уровень искажений в рабочем диапазоне не самый низкий (впрочем, около 1% для саба – это нормально), при снижении частоты типичного роста не было, и даже на 20 Гц искажения оставались достаточно низкими. И это при том, что ход диффузора в процессе измерения достигал примерно 1,5 см.
Остальные калибры показали более привычные результаты – с понижением частоты начинается логичный и неизбежный рост искажений. Тут никакого криминала, результаты вполне соответствуют калибрам. Даже 6,5-дюймовый малыш перевалил отметку КГИ равную 5% лишь в районе 30-32 Гц, что для этого размера тоже ни разу не высоко.
Расчёт акустического оформления и проба в деле
Описание приводит для каждого из динамиков по два варианта корпусов – ЗЯ и ФИ. Для фазоинверторных портов частоты настройки не приводятся, но по рекомендованным размерам их несложно рассчитать. Для начала смотрю, что предполагается получить с учётом заявленных параметров, а потом – что ещё можно сделать с сабом, но уже по измеренным параметрам.
Recoil PW12D2. Предложенный фазоинвертор – не совсем про музыку, но «гонять ветры» будет знатно. Закрытый ящик – уже ближе к музыке, хотя я бы смело уменьшил объём до более привычных для этого калибра объёмов. Даже в ЗЯ акустическое усиление в салоне получается внушительным, причём к глубине баса – вообще никаких вопросов:
Recoil PW10D2. И снова фазоинвертор – это попытка выжать максимум отдачи как можно ниже по частоте (причём довольно успешно для 10-дюймового саба, хоть и с потерей точности баса). А вот ЗЯ – более универсален, с ним можно получить более ровную «полку». И к тому же компактен – всего 21 литр (везде считается «чистый» объём). В принципе, можно даже немного меньше.
Recoil PW8D2. В этот раз рекомендуемый ЗЯ уже не даёт такого акустического усиления, но полочка получается ровной, и саб, например, на паре таких динамиков обещает дать весьма «вкусный» результат (причём по реальным параметрам даже чуть поинтересней, чем по обещанным). А вот рекомендация ФИ – снова попытка получить бас «под негров». Если чуть поднять настройку порта, можно получить более универсальный вариант в плане музыки.
Recoil PW65D2. А малыш-то оказался непростым. Смотрите, описание пытается выжать из него вполне взрослый бас (понятно, что отдача будет не как у полноразмерных сабов, но и корпуса совсем смешных объёмов). И знаете, отступать от в этой рекомендации, пожалуй, даже нет необходимости. Разве что для ЗЯ вариантов больше – с такой жёсткостью подвесов они довольно лояльны к корпусам, вплоть до Free Air (главное, про сабсоник не забывайте, дурным инфрабасом что угодно можно «размотать»).
Итоги и выводы
Для каких задач выбирать? Все 4 модели заточены под то, что называют American Bass – это не классическое SQ, не ESQ и не SPL, а, скорее, получение массивного, тактильно воспринимаемого баса в «повседневных» системах. Эдакий «JL Audio на минималках».
Разумеется, многое зависит от того, какой корпус вы сделаете. Можно «гонять ветры» на инфрабасе, а можно получить более ровную «полочку» и плотный, бьющий в грудь бас – всё в ваших руках.
А что по усилителям? Как и любые «правильные тяжеловесы», динамики требуют соответствующего усилительного звена. Тут не жадничайте, подбирайте моноблок с достаточным запасом мощности и контроля.
Причём для контроля важно, чтобы усилитель имел в том числе и токовый запас. Т. е., например, если вы включаете сабы в 2 Ом, то моноблок должен уметь стабильно работать на 1 Ом. А если решитесь на 1-омное включение (хотя, как по мне, это не совсем удачный вариант для «гражданских» систем, пусть и с акцентом на басе), то моноблок должен уметь работать на 0,5 Ом. Вообще, это тема, которая заслуживает отдельного рассмотрения, но пока что просто примите как совет.
Какие модели для чего выбирать? Если нужно шевеление волос от «ветров», и в приоритете именно глубина баса, то смотрите в сторону PW12. Причём даже в ЗЯ в этом смысле получается знатно, не говоря уж о совсем безумном (и на самом деле слишком специфичном в данном случае) варианте ФИ. «Десятка» PW10 в этом смысле более универсальна, особенно если рассматривать ЗЯ.
8-дюймовый PW8 – когда нужно получить максимум баса при минимально занимаемом объёме. В ЗЯ получается не такая высокая отдача, но саб на парочке таких динамиков даст весьма интересные результаты – самое то, когда нужно «мясо» и толкающий в грудь бас.
6,5-дюймовый калибр применительно к сабвуферам всегда выглядит непривычно, но конкретно с PW65 результаты получаются интересные, причём по глубине баса даже несколько неожиданные для своих размеров. Да, отдача не такая большая, поэтому логично рассматривать хотя бы пару таких сабов (а то и четыре). Но это заманчивый вариант, например, для подседельного размещения или при ограниченности пространства для традиционного корпуса.
- Умеренная для своих возможностей цена
- Для своих калибров умеют забираться низко по частоте
- Понравится ценителям могучего «американского баса»
- Не подойдут тем, кто хочет получить «классическое SQ»
- С дохлыми усилителями к этим сабам лучше не подходить
Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus