Соревновательные болиды
Тест необычных динамиков без центрирующих шайб Xcelsus XXM325 (3 дюйма), XXM425 (4 дюйма), XXM652 (6,5 дюймов) и XXM875 (8 дюймов)
Когда изучал эту акустику, в какой-то момент возникло сравнение с автомобилями, которые готовятся под определённый вид соревнований, и из них выкидывается всё, что мешает достижению результатов. В самом деле, зачем кольцевому болиду нужны задние сиденья, кондей, раннее ограничение оборотов двигателя или, к примеру, экологическая «задушенность»?
Здесь же из динамиков выкинуты… центрирующие шайбы. Решение неожиданное, но чуть дальше постараюсь разобраться, что это даёт. Да, требования к точности производства возрастают, да и сам пилот… вернее, тот, кто «рулит» аудиосистемой, должен с некоторым пониманием следить за работой динамиков. Иными словами, акустика в какой-то степени тоже превращается в «гоночный болид» для соревнований по SQ.
Очевидно, получить нужный результат столь радикальным способом без должного опыта невозможно. Но в данном случае автор динамиков – Дэвид Конярски, легенда автозвука и один из отцов старого доброго DLS. Кто не в курсе, это название в своё время было собрано из первых букв имён его основателей – Дэвид, Лейф и Стефан. Причём «Д», как главный разработчик, – не просто так на первом месте. А с 2016 года у Дэвида появился собственный бренд Xcelsus.
Всего в модельной линейке Xcelsus четыре модели динамиков без центрирующих шайб, все они принадлежат к «соревновательной» серии Xcelsia. Для ориентира приведу цены с официального сайта на момент теста:
Xcelsus XXM875 (8 дюймов, НЧ/СЧ) – 60500 рублей
Xcelsus XXM652 (6,5 дюймов, НЧ/СЧ) – 42700 рублей
Xcelsus XXM425 (4 дюйма, СЧ) – 24700 рублей
Xcelsus XXM325 (3 дюйма, СЧ) – 18900 рублей
Первое знакомство, конструктивные особенности НЧ/СЧ динамиков XXM875 и XXM652
Начну с больших калибров – 8 и 6,5 дюймов, конструктивно они очень близки.
В обеих моделях используются литые алюминиевые корзины и обращённые магнитные системы – с неодимовыми магнитами, расположенными не вокруг звуковых катушек, а внутри них (снаружи – только магнитопровод).
К слову, диаметры звуковых катушек отражены в модельных индексах: у 8-дюймовых XXM875 он составляет 75 мм, а у 6,5-дюймовых XXM652 – догадайтесь сами.
Всё это сделало моторы не просто компактными и лёгкими (при таких размерах катушек ферритовые кольца получились бы огромными), но и неплохо сказалось на посадочной глубине динамиков. У 8-дюймовых XXM875 она вообще около 6,4 см – их, фактически, можно вообще отнести к slim-динамикам.
Да и у 6,5-дюймовых XXM652 монтажная глубина всего около 6 см при совсем небольшом диаметре мотора.
Диффузоры у обеих моделей – алюминиевые, точно такие же я видел, например, в модели с более привычной конструкцией Xcelsus XXM675. Центральные колпачки (вернее, даже колпаки) – крупные, сделаны из мягких материалов: у 8-дюймовых это ткань с пропиткой, у 6,5-дюймовых – мягкий полимер.
Особое внимание – на подвесы диффузоров. Если в обычных динамиках механические параметры задают в основном центрирующие шайбы, то здесь всё держится исключительно на них.
Не могу достоверно сказать насчёт материала, но по впечатлениям они здесь немного толще тех, что обычно приходится видеть в обычных динамиках, и в них преобладает не столько упругость, сколько вязкость. Это, к слову, и измерения потом показали – механическая добротность Qms достаточно низкая (т. е. подвесы хорошо демпфируют паразитные колебания диффузора, да и в них самих резонансы не буйствуют).
Первое знакомство, конструктивные особенности СЧ динамиков XXM425 и XXM325
Эти динамики построены не только иначе, чем мидбасовые, но и между собой тоже по-разному, что вполне объяснимо.
4-дюймовые Xcelsus XXM425 с большой вероятностью будут использоваться для штатных мест автомобилей вроде BMW, Mercedes, Land Rover и т. п., так что выполнены на обычных универсальных штампованных корзинах с ушками, которые при необходимости можно удалить.
При этом моторы тоже имеют обращённую конструкцию – неодимовый магнит расположен внутри звуковой катушки диаметром 25 мм. Монтажная глубина такой конструкции получилась немногим меньше 4,5 см.
Подвесы диффузоров практически не увеличивают высоту динамиков с лицевой стороны, а значит, их можно ставить почти вплотную к защитным грилям.
К слову, о подвесах. Как и у 8-дюймовых динамиков, здесь на них отлиты логотипы Xcelsus, что говорит о том, что подвесы не просто подобраны из стандартного ряда, а изготавливаются для этих моделей специально – с заданными механическими характеристиками.
4-дюймовые XXM425 – единственные из сегодняшних тестируемых имеют диффузоры из плетёного стекло/углеволоконного композита. В линейке Xcelsus этот материал используется в мидбасовых XXM650, которые в своё время тоже довелось изучить.
3-дюймовые Xcelsus XXM325, конечно, тоже можно использовать в штатных местах, но этот калибр чаще встречается в кастомных инсталляциях, так что эти динамики снова построены на литых алюминиевых корзинах. Моторы – опять же обращённые – с магнитами внутри 25-миллиметровых звуковых катушек. Под вклеенными защитными сетками – алюминиевые диффузоры с мягкими центральными колпачками.
И специально ради теста у официального дистрибьютора был выпрошен экземпляр, в котором можно было заглянуть под поролоновую вставку, закрывающую внутреннюю конструкцию.
Зачем вообще убирать центрирующую шайбу?
Казалось бы, центрирующая шайба нужна обязательно – в традиционных конструкциях она не даёт катушке перекоситься при работе динамика. Без неё же повышаются требования не просто к точности сборки, но и к механическим свойствам верхнего подвеса, который теперь в одиночку отвечает за, то, чтобы катушка двигалась строго по оси. Кстати, это одна из причин, почему большой 8-дюймовый XXM875 имеет slim-конструкцию, – лучшая сбалансированность подвижной системы, чтобы не было перекосов при вертикальной установке динамика.
С другой стороны, если подобрать верхние подвесы так, чтобы они хорошо удерживали диффузор от боковых отклонений (а двухволновая форма у 4-, 6,5- и 8-дюймовых динамиков выбрана в том числе и за это) и обеспечить должную точность сборки, то можно обнаружить, что у «бесшайбовых» конструкций немало достоинств.
Главное из них – это линейность. В традиционных конструкциях при отклонении от точки покоя центрирующая шайба растягивается, при этом чем больше, тем сильней меняется усилие, с которым она «тянет» диффузор обратно в исходное состояние. Прощай, линейность, здравствуй, компрессия. Здесь функции центрирующей шайбы берёт на себя верхний подвес, а у него с линейностью дела обстоят гораздо лучше (ещё одна причина, почему выбрана двухволновая форма – с ней можно получить меньшую зависимость силы воздействия на края диффузора от величины смещения).
Другой недостаток шайб, с которым приходится бороться, – это их резонансы. Как правило, лежат в области несколько сотен герц, т. е. как раз в области основных тонов большинства инструментов и вокала. Входя в этот резонанс, они могут «съедать» отдачу в отдельных частотных областях, но, что важнее, смещать фазовую характеристику и приводить к прочим последствиям, которые на слух воспринимаются как разного рода окрасы звучания.
Конечно, есть методы борьбы со всем этим – центрирующие шайбы можно делать с прогрессивным профилем (с «волнами» разной размерности), со сложным рельефом (наглядный пример – старые добрые Pioneer с их Progressive Flex Suspension System или Kenwood с центрирующими шайбами Tornado), разного рода демпфирующими пропитками и прочими ухищрениями. Но, как говорится, нет шайб – нет и всех этих проблем. А верхние пподвесы, как увидите потом на измерениях, применены достаточно вязкие (низкий Qms), и хорошо гасят паразитные колебания.
Плюсы конструкции без центрирующей шайбы. Перемещение диффузора почти не ограничивается с увеличением хода (разумеется, в разумных пределах этого хода), такой динамик работает одинаково – хоть с небольшими амплитудами, хоть с размахом близко к предельным смещениям Xmax (если что, этот параметр определяется не толщиной «губы», как некоторые думают, а намоткой звуковой катушки).
Т. е. в плюсах – линейность, отсутствие компрессии, лучший импульсный отклик, более адекватное воспроизведение пиков звукового сигнала, в выигрыше микродинамика, макродинамика звучания и передача атаки.
Минусы конструкции без центрирующей шайбы. Недостатки в данном случае – это продолжение достоинств. Отсутствие механического ограничения возлагает всю ответственность за контроль хода на мотор, и если динамику «поддать угля в топку», легче пропустить тот момент, когда он выйдет за пределы рабочего хода и начнёт «уходить в разнос».
Т. е. в таких динамиках слабее «защита от дурака», они требуют большей ответственности от пользователя – нужно быть внимательнее, когда захочется «накрутить волюмэ».
Измерение электромеханических параметров
Динамики калибров 8 и 6,5 дюймов хоть и похожи внешне (да и по звуку, кстати, близки), но по параметрам – принципиально разные.
8-дюймовые XXM875 имеют достаточно тяжёлые подвижки, но и моторы тоже сильные (параметр BL высокий для столь невысокого Re). К слову, они заявлены как 4-омные, но номинально, пожалуй, ближе к 3-омным.
Чувствительность при таком сочетании не просела, осталась приличной, но для столь сильных динамиков всё равно нужен усилитель с хорошим запасом контроля. Ведь ему предстоит справляться с нехилой противоЭДС, которую динамик будет пулять ему «в обратку». 6,5-дюймовые XXM652 в этом смысле более универсальны, хотя с дохлыми усилителями к ним тоже лучше не подходить.
Из общих черт – у обоих динамиков небольшие значения Vas, т. е. подвесы относительно жёсткие – такие динамики меньше зависят от объёма и формы дверей, в которые они установлены.
Механическая добротность Qms непривычно низкая, т. е. в подвесах действительно преобладают вязкие свойства, а не упругие. Проще говоря, они хорошо гасят возникающие резонансы подвижных систем. Как результат, на графиках импеданса на частотах собственного резонанса Fs нет горбов, улетающих ввысь на несколько порядков, а всего лишь небольшие «холмики» ненамного выше «опорных» значений импеданса (обратите внимание на масштаб графиков по вертикали).
Измеренные параметры Xcelsus XXM875:
- Fs (собственная резонансная частота) – 64 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 8,5 л
- Qms (механическая добротность) – 3,69
- Qes (электрическая добротность) – 0,90
- Qts (полная добротность) – 0,72
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 38 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,6 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 2,5 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 86,1 дБ
Измеренные параметры Xcelsus XXM652:
- Fs (собственная резонансная частота) – 73 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 7,3 л
- Qms (механическая добротность) – 2,96
- Qes (электрическая добротность) – 1,08
- Qts (полная добротность) – 0,79
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,7 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,4 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 86,4 дБ
Так, идём дальше, теперь 4-дюймовая и 3-дюймовая модели. Для них тоже свойственен хорошо зедемпфированный резонанс подвижки (низкие значения Qms). И это, пожалуй, единственное, что отличает XXM425 и XXM325 от обычных динамиков – в остальном всё достаточно предсказуемо. Для наглядности сохранил графики импеданса в том же масштабе, что и для XXM652 и XXM875.
Измеренные параметры Xcelsus XXM425:
- Fs (собственная резонансная частота) – 136 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 1,2 л
- Qms (механическая добротность) – 1,19
- Qes (электрическая добротность) – 1,39
- Qts (полная добротность) – 0,64
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 4,2 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,9 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,3 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 85,2 дБ
Измеренные параметры Xcelsus XXM325:
- Fs (собственная резонансная частота) – 135 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 0,6 л
- Qms (механическая добротность) – 1,84
- Qes (электрическая добротность) – 0,71
- Qts (полная добротность) – 0,51
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,6 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,3 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,4 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 85,1 дБ
Анализ работы динамиков
Xcelsus XXM875. Достаточно ровная АЧХ до 2,5-3 кГц, ну а выше, понятное дело, начинает проявляться интерференция и чуток проявляет себя алюминиевый диффузор. Но несильно – с повышением частоты динамик переходит из поршневого режима работы (когда длина излучаемой волны больше размеров динамика) в модальный (когда с повышением частоты длина волны становится соизмерима с диаметром динамика) без резких болтанок АЧХ и фазы излучаемого сигнала, что говорит о том, что механические напряжения в диффузоре гасятся пусть не идеально, но всё же весьма неплохо. Предварительный практический вывод – динамики, похоже, можно использовать в 2-полоске, но это ещё нужно будет проверить ушами.
Xcelsus XXM652. Если у 8-дюймового динамика ещё как-то можно обнаружить лёгкие проблемы, свойственные крупным диффузорам (конкретно в данном случае в районе 2-3 кГц), то у 6,5-дюймового калибра с этим дела обстоят ожидаемо лучше – АЧХ ровная вплоть до 4-5 кГц. Да и выше – лишь лёгкий и плавный подъём, который погоды всё равно не делает. Фаза излучаемого сигнала тоже не скачет. Проще говоря, никакие резонансы не тормозят излучение звуковой волны и не возбуждают колебания, которых быть не должно. Очень хороший результат.
Xcelsus XXM425. «Четвёрки» – это уже не мидбасовые, а среднечастотные динамики, поэтому и оценивать их нужно чуть иначе. Глядя на характеристики, рабочий частотный диапазон можно определить от 200-250 Гц и до 4-5 кГц. Именно в нём динамики показывают наилучшую линейность. Правда, плетёные диффузоры позволяют себе немного вольностей, но все они лежат уже за этими пределами. Так что для типичной установки в штатные места – вполне рабочий вариант.
Xcelsus XXM325 изо всех сил пытаются прикинуться широкополосниками, хотя, как потом показало прослушивание, на ВЧ детальность всё же заметно уступает отдельным твитерам. Так что нет, всё же это СЧ. Но по стыковке с твитерами – полная свобода. По подрезке снизу – тоже никаких жёстких ограничений, можно хоть вообще от 200 Гц пускать работать, динамики нормально это переварят, вопрос только – нужно ли так делать для 3-дюймового калибра. Но сам факт, что настраивать можно как угодно (в пределах здравого смысла) – уже сам по себе примечателен.
Какого ожидать звучания, и как «готовить» акустику?
Xcelsus XXM875 и XXM652. Глядя на параметры, вроде бы принципиально разные динамики (8-дюймовые – с тяжёлыми подвижками и сильными моторами, 6,5-дюймовые – более привычные в этом смысле), но на деле обе модели показали схожие характеры.
Из общих черт – не совсем привычное звучание, сходу обращает внимание «отзывчивость» динамиков и подробная передача мелочей в СЧ диапазоне. Обе модели можно использовать в 2-полоске, причём даже 8-дюймовые XXM875 не слишком сильно «вуалируют» СЧ диапазон – это редко встречается (а возвращаясь к параметрам, вообще как-то неожиданно).
Бас не лезет в «глубокие глубины», но достаточно наполненный, не «тощий», так что стыковка с сабом проблем не вызовет. Средний бас по своей фактуре собранный, немного «подсушенный» (у XXM652 это, может, чуть сильнее выражено). Басовые инструменты вроде контрабаса или бас-гитары звучат плотно и непривычно рельефно. Наглядный пример – трек Brian Bromberg – Shining Star (три контрабаса – слева, справа и по центру сцены) показал хорошее разделение инструментов, басовая составляющая не расплылась в размазанное гудящее облако. На ритмичной электронике удар плотный, я бы даже сказал, упругий.
Перегрузочная способность достаточна не только для нормальных уровней громкости, можно даже пошалить под настроение. Но это же заставляет относиться к повышенной громкости с осторожностью – динамики хорошо работают вплоть до предельных ходов, но выход за эти пределы ощущается достаточно резко.
Xcelsus XXM425 и XXM325. И снова очень непривычная подача. Причём в хорошем смысле – скорострельно, много деталей в СЧ диапазоне, звучание воспринимается очень легко и как-то ясно что ли. По этой части практика полностью подтвердила теорию – динамики очень отзывчивы на подаваемый сигнал (речь не о чувствительности, а именно об отсутствии компрессии и хорошем импульсном отклике).
4-дюймовые XXM425 – отличные среднечастотники, но пускать их в ВЧ не нужно, там они ведут себя навязчиво и даже грубовато. Больше того, лучше всего они показывают себя именно когда видны под углом, а плотные штатные сетки в данном случае не навредят, а напротив, могут сработать как своеобразный ФНЧ, помогающий лучше состыковать серединки с твитерами. Иными словами, XXM425 – идеальное решение для штатных мест в дверях тех же BMW, Mercedes, Land Rover и т. д. Причём для своего калибра обладают неплохой перегрузочной способностью даже при подрезке снизу не выше 200-250 Гц (12 дБ/октава).
3-дюймовые XXM325 – хороший выбор в кастомные инсталляции. Лояльны к настройке стыков с соседними полосами – с НЧ звеном и твитерами. На удивление не так сильно чувствуют пространство с тыла, и при совсем уж острой необходимости их можно хоть вообще в 200 мл зажать. Но в более просторных объёмах вплоть до Free Air, как показалось, они раскроют себя полнее. Что касается подрезки снизу, то всё в пределах разумного, оптимум с большой вероятностью окажется в районе 300-350 Гц (опять же, для определённости – 12 дБ/октава).
Коротко по делу
Дэвид недаром позиционирует эти динамики как соревновательные (если обратите внимание, на них даже присутствуют надписи Competition Midbass и Competition Midrange). Разве что уточню – имеются ввиду соревнования SQ, а не SQL (для последнего есть другие модели).
В плюсах – линейность, отсутствие компрессии. На слух это ощущается как непривычно ясное и детальное звучание в СЧ диапазоне и менее выраженная зависимость от громкости. Причём это касается не только среднечастотников. Даже 8-дюймовые XXM875 можно рассматривать в 2-полоску совместно с какими-нибудь «низкоиграющими» твитерами, не опасаясь, что звучание на СЧ получится «мутным». Не говоря уж о 6,5-дюймовых XXM652 – эти вообще удивили своими АЧХ и ФЧХ.
4-дюймовые XXM425 буквально созданы для штатных мест, в том числе в дверях. Сильные развороты и плотные сетки – всё то, что вредит обычным динамикам, – здесь, напротив, оказывается как раз уместно. В общем, этой модели прямая дорога в соревновательные классы типа Stock, OEM и т. п.
А вот 3-дюймовые XXM325 – решение больше для кастомных инсталляций. Эти серединки очень лояльны к объёмам позади динамика и дают немалую свободу в настройке стыков с НЧ и ВЧ.
Но нужно помнить, что во всех подобных динамиках, будь то мидбасовые или среднечастотные, нет «защиты от дурака» в виде центрирующих шайб, придерживающих прыть подвижной системы на больших амплитудах. Так что когда захочется «накрутить волюмэ» (особенно актуально для мидбасовых моделей), нужно следить, чтобы диффузоры не вылетали за пределы рабочего хода. Запас по громкости достаточен, просто требуется чуть большей ответственности от пользователя.
- Линейность (малая зависимость характера звучания от громкости)
- Хорошая «отзывчивость», скорострельность динамиков
- Рельефный, структурированный бас XXM875 и XXM652
- Высокое разрешение в СЧ диапазоне для XXM425 и XXM325
- Способность XXM875 и XXM652 работать в 2-полосных системах
- Возможность применения XXM875 в «тесных» посадочных местах
- На больших амплитудах почти нет ограничения хода («защиты от дурака»)
Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2025 CarMus