Оверсайз
Тест среднечастотных динамиков Recoil RMS35
Вот люблю я технику, сделанную не по шаблону. В этот раз на изучение попали крайне интересные среднечастотники. Их главная фишка – в необычном способе крепления верхних подвесов, при котором заметно снижается их обратное воздействие на края диффузоров (а это, на минуточку, одна из причин появления ненужных «окрасов» звучания). Бонусом – немного увеличившаяся эффективная площадь излучения, эдакий «оверсайз», хотя здесь это даже не самое главное (но тоже важно). В общем, интересно разобрать, как это сделано, и что получилось в итоге.
Модель называется Recoil RMS35, цена за пару среднечастотников на момент теста составляет 13490 рублей. Весьма умеренно, этот сегмент обычно называют «доступным SQ».
Первое знакомство, конструктивные особенности
Первое впечатление приятное, динамики упакованы в жёсткую коробку «подарочного» типа – ничего лишнего, но со вкусом. Держите немного «анпакинга»:
Построены динамики на литых алюминиевых корзинах. Сборка аккуратная.
Диаметр самого фланца – всего 8,7 см, т. е. даже меньше, чем у среднестатистического 3-дюймового динамика. Правда, по ушкам крепления получается уже 10 см, хотя это на самом деле тоже немного. А вот диффузор – как у настоящего 3,5-дюймового динамика (на всякий случай оговорюсь, 3,5 дюйма – это не фактические, а номинальные размеры), его фактический диаметр – 72 мм.
Материал диффузора описание точно не указывает, но он тут тоже не совсем обычен. Тактильно похоже на жёсткую прессованную целлюлозу, лёгкая серая пятнистость – результат включения в пульпу различных добавок. Центральный вогнутый колпачок – алюминиевый.
Как вы заметили, у динамика нет привычного верхнего подвеса, который держит диффузоры по периметру. Вместо этого между краем диффузора и крепёжным фланцем динамика можно видеть лишь небольшой зазор.
Вернее, подвес тут, конечно же, есть, но он обращённой формы и подклеен к диффузору с тыльной стороны. Причём не совсем по периметру, а с некоторым отступом от него. Это даёт иное распределение нагрузок на саму конусную часть диффузора, лучше гасятся распространяющиеся в нём механические резонансы. А это, в свою очередь, должно хорошо повлиять на характер звучания. Потом оценим.
Монтажная глубина динамиков – примерно 4,5 см. Вроде бы обычная, но за счёт компактного мотора особо жёстких ограничений при установке не предвидится.
Единственное, нужно быть внимательней с частью подиума непосредственно за фланцем. Центрирующая шайба здесь крупная, практически в размер самого диффузора, и важно не перекрыть боковые окна динамика.
Компактность мотора объясняется применением обращённой конструкции магнитной системы. Сам магнит (неодимовый, понятное дело) расположен внутри 1-дюймовой (25 мм) звуковой катушки, а вокруг неё – относительно небольшой магнитопровод. И всё это – внутри литой корзины.
Судя по видимой части намотки, динамик имеет весьма приличный ход Xmax – немногим больше, чем по 2 мм в каждую сторону. Для среднечастотника это с большим запасом, но цель такого решения – не дать возможность динамику «молотить», а обеспечить лучшую линейность характеристик в пределах небольшого хода. Кстати, ровно для этой же цели – линейности – нужна и крупная центрирующая шайба.
Измерение параметров и анализ работы
После разминки, как обычно, сначала снял электромеханические параметры. Судя по массе подвижки, динамик не претендует на широкополосность, это именно что среднечастотник.
Участок импедансной кривой выше 200-250 Гц близок к горизонтальному – это результат применения в моторе кольца Фарадея (его, кстати, немного видно через декомпрессионыне отверстия в каркасе звуковой катушки – оно решено в виде медного колпачка на керне магнитной системы.
Кольцо как бы компенсирует индуктивность, график не взлетает вверх с ростом частоты. Это обещает неплохое взаимодействие усилителя и динамика (усилитель «видит» динамик в этом диапазоне почти как резистивную нагрузку) и уменьшает интермодуляционные искажения – в данном случае в области верхней середины.
Правда, обратная сторона применения кольца Фарадея – оно «съедает» силы у мотора (и поднимает электрическую, а вслед за ней и полную добротность), но в данном случае получился неплохой компромисс – добротность Qts осталась во вменяемых пределах.
Измеренные параметры Recoil RMS35:
- Fs (собственная резонансная частота) – 103 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 1,2 л
- Qms (механическая добротность) – 6,07
- Qes (электрическая добротность) – 0,68
- Qts (полная добротность) – 0,61
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 4,5 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,8 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,3 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 84,8 дБ
Динамик, к слову, с такими параметрами получился даже универсальным – можно ставить Free Air, а можно аккуратно и в объёмы уместить. Правда, в последнем случае несколько поднимется нижняя рабочая граница, но с такой Fs (и помня про увеличенный размер диффузора) за пределы разумного она ещё не выйдет. Чуть дальше посмотрю, насколько низко имеет смысл их резать.
Ну а пока снимаю АЧХ в оформлении, близком к Free Air (если точнее, то в объёме сильно больше Vas). Имеем абсолютно ровную АЧХ от 150 Гц и до 1,5 кГц. В районе 2-3 кГц – проявление лёгкого локального резонанса где-то в подвижке. Правда, слабенького и хорошо задемпфированного, так что его можно не принимать во внимание.
На верхнем краю диапазона – широкий «холм», который можно нивелировать настройкой ФНЧ при стыковке динамиков с твитерами. Кстати, интересно, что на слух он не воспринимается как яркость или жёсткость звучания, а, скорее, как эдакий «бумажный» окрас звучания.
Хотя, если исходить из наиболее линейного диапазона, я бы начинал искать оптимальную подрезку сверху в районе 3-4 кГц с крутизной 12 дБ/октава. Реально при этом динамики будут доигрывать немного выше, так что пристыковывать к ним твитеры можно где-то в районе 4-5 кГц. В принципе, это позволяет выбирать практически любые твитеры, т. е. фанатично искать исключительно «низкоиграющие» высокочастотники нет необходимости.
Теперь смотрим, что у нас на нижнем краю диапазона – тут показателен график КГИ на разных частотах. С понижением частоты рост гармонических искажений очень плавный, значит некоторая свобода в настройке стыка с мидбасовым звеном имеется.
Немного поигрался с разными вариантами оформления. При установке в объём 0,3 литра настраивать ФВЧ имеет смысл не ниже 300-350 Гц, а при установке Free Air можно хоть от 200-250 Гц пускать. Да, многое будет зависеть от конкретных условий работы динамиков, но общие ориентиры примерно такие.
Проба на слух
Первым делом, что понравилось. Серединки создают впечатление лёгких – хорошо отрабатывают динамику, достаточно детальны в СЧ диапазоне, не начинают «мазать кашу» на треках с большим количеством инструментов или на жёстком роке и метале.
Теперь о том, что важно учесть. Если не ограничивать динамики сверху по частоте, звучание получается не то, чтобы ярким, а, скорее, приобретает характерный «бумажный» окрас. Кому-то такая подача по душе, но, как по мне, их лучше стыковать с твитерами так, чтобы нивелировать этот горбик – я про это как раз говорил чуть выше. Это не просто выравнивает тоналку, появляются шансы сделать звуковую картинку более глубокой и прозрачной. Короче, потенциал у серединок есть.
Коротко по делу
Очень достойные в своём бюджете «серединки». Обладают лёгкой, динамичной подачей и хорошим разрешением в СЧ диапазоне. По характеру и особенностям, к слову, немного напомнили серединки Audison Thesis первого поколения (пусть и с поправкой на разные ценовые эшелоны). В тонально значимом диапазоне выдают очень ровное звучание – измерения подтвердили отсутствие локальных резонансов в этой области. «Шириками» не являются, но и подбирать к ним исключительно «низкоиграющие» твитеры не обязательно. При стыковке с ними нужно учесть небольшой подъём на верхнем краю рабочего диапазона, но за счёт его пологости это не должно вызывать каких-то проблем. Внизу дают некоторую свободу настройки с мидбасовым звеном, хотя тут, понятное дело, многое будет зависеть от оформления. Полнее раскроют себя при установке Free Air или близко к тому.
- Хорошее соотношение цены к результату
- Лёгкий, динамичный характер с хорошим разрешением на СЧ
- В открытой инсталляции точно привлекут внимание
- Небольшой (для калибра 3,5 дюйма) фактический диаметр динамиков
- Защитные грили придётся покупать отдельно или делать кастомные
Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2025 CarMus