Концепция лёгкости-2
Тест компонентных акустических систем Vibe серии BLACKAIR
Совсем недавно в Россию приехало новое поколение акустики серии BLACKAIR. Сама серия существует давно, и больше того, насколько я мог заметить по прошлым моделям, концепция за всё время её существования остаётся почти неизменной – это чувствительные динамики, нацеленные на SQ системы, с лёгкими диффузорами и не требующие усилителей с большими мощностями.
Пару лет назад я изучал компонентную 2-полоску с пассивными кроссоверами этой серии, а в этот раз – раздельные компоненты для поканальных систем. В полных индексах каждой модели есть хвостик V4. В случае с Vibe это означает, что они увидели свет в 2024 году:
Vibe BLACKAIR 6MW-V4 – НЧ/СЧ динамики
Vibe BLACKAIR 3M-V4 – СЧ динамики
Vibe BLACKAIR 1TW-V4 – твитеры
Vibe BLACKAIR 6-V4 – коаксиальные динамики
Кстати, забегая вперёд, коаксиалы здесь очень неожиданные – дают свободу в настройке стыка полос вплоть до того же поканального включения – твитеры подключаются отдельно, независимо от мидбасовой части. Подробней – чуть дальше.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Первым делом, отмечу упаковку, она тут решена в очень необычном формате – в виде тубусов:
Сами динамики, впрочем, традиционны. Выполнены на литых корзинах, узнаваемых по прошлым моделям серии, с которыми уже доводилось иметь дело.
Материал диффузоров смахивает на плетёный композит в полимерном связующем. Как показали потом измерения, они достаточно лёгкие, нужная жёсткость обеспечивается в том числе криволинейной формой излучающих конусов.
Моторы собраны на 1-дюймовых звуковых катушках. Жёсткость центрирующих шайб – средняя, верхние подвесы относительно мягкие.
Интересная особенность магнитных систем – их геометрия. Если снять кожух, можно воочию увидеть толщину верхней шайбы магнитопровода – она тут составляет 5 мм и определяет высоту магнитного зазора. Читай – длину рабочей части намотки звуковой катушки. А если заглянуть в окна под центрирующей шайбой, то можно заметить, что в зазоре находится значительная часть намотки (визуально – около половины). Так что ход у динамиков пусть не ломовой, но обещает хороший контроль.
Коаксиалы BLACKAIR 6 собраны на той же базе, что и отдельные мидбасовые динамики BLACKAIR 6MW.
Обращу внимание, корпуса твитеров тут не из пластика, а металлические (!) – серьёзный подход. Сами высокочастотники, судя по всему, тоже построены одинаково с отдельными BLACKAIR 1TW – о них тоже будет чуть дальше.
К подключению твитеров – особое внимание. Все как-то привыкли, что в коаксиалах ВЧ звено жёстко связано с мидбасовым через кроссовер или чаще просто через разделительный конденсатор. Здесь же они полностью независимы.
Т. е. их нужно подключать самостоятельно – либо параллельно мидбасовым динамикам через конденсатор, либо вообще поканально. Главное, не подключать их параллельно мидбасовому звену безо всякой фильтрации.
Среднечастотники имеют номинальный калибр 3 дюйма. Внешний диаметр фланца – примерно 92 мм. Построены на литых алюминиевых корзинах в общем стиле.
Моторы построены на ферритовых магнитах, поэтому достаточно крупные.
Твитеры – с шёлковыми куполами номинального размера 25 мм. Сами корпуса пластиковые, но вот передние фланцы – алюминиевые. Внешний диаметр – около 54 мм.
Сетки не приклеены, а держатся магнитным способом. При необходимости можно убрать (например, если в штатное место ставить). Корпус разбирается, само тело твитера имеет диаметр всего 43 мм.
В комплекте – куча мелочёвки для врезного наружного монтажа. Плюс разделительные конденсаторы (если, например, решите состыковать с BLACKAIR 6MW безо всяких процессоров и поканалок).
Измерение электромеханических параметров
Концепция динамиков очевидна – лёгкие диффузоры и достаточно сильные (относительно веса подвижных систем) моторы. Подвесы – средней жёсткости. В составе магнитных систем явно присутствуют кольца Фарадея, которые уберегают параметр добротности от слишком низких значений и приближают к привычным «дверным» (при установке в двери Qtc немного поднимется). Это обещает лёгкую «подсушенность» баса (на слух, кстати, подтвердилось), но неплохо для контроля на НЧ – бас действительно достаточно разборчив. И несомненный плюс – это высокая опорная чувствительность динамиков – за отметку 90 дБ «классические» модели вообще выбиваются редко.
Измеренные параметры Vibe BLACKAIR 6MW:
- Fs (собственная резонансная частота) – 67 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 12,3 л
- Qms (механическая добротность) – 7,94
- Qes (электрическая добротность) – 0,56
- Qts (полная добротность) – 0,53
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 11 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,3 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,4 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 90,5 дБ
Измеренные параметры Vibe BLACKAIR 3M:
- Fs (собственная резонансная частота) – 136 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 0,50 л
- Qms (механическая добротность) – 9,72
- Qes (электрическая добротность) – 0,97
- Qts (полная добротность) – 0,88
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 3,4 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,2 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,3 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 83,3 дБ
Коаксиалы почти идеально повторили параметры компонентных мидбасовых динамиков, разве что немногим более лёгкая подвижка (из-за отсутствия центрального колпачка) внесла небольшую корректировку остальных параметров.
И ещё раз обратите внимание, твитеры в коаксиалах не имеют фильтрации, так что подключайте их либо через разделительный конденсатор, либо, если у вас процессор, поканально с включением в этих каналах ФВЧ.
Измеренные параметры Vibe BLACKAIR 6 (коаксиальные):
- Fs (собственная резонансная частота) – 71 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 12,4 л
- Qms (механическая добротность) – 8,75
- Qes (электрическая добротность) – 0,54
- Qts (полная добротность) – 0,51
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 10 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,3 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,4 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 91,2 дБ
Анализ работы динамиков компонентной системы
НЧ/СЧ динамики Vibe BLACKAIR 6MW. Единственное, к чему можно всерьёз придраться – локальный резонанс в подвижке, съедающий отдачу в районе 500-600 Гц (его и на импедансной кривой было видно). Хотя с повышением частоты переход из поршневого режима работы в модальный происходит плавно, без набегов и отставаний одних частотных составляющих относительно других (без резких скачков фазы излучаемой волны).
По искажениям – без криминала. С понижением частоты рост КГИ плавный, никакого резкого срыва в неконтролируемую болтанку, это обещает отсутствие проблем при стыковке с сабом. Хотя, конечно, лучше выбирать по возможности не слишком тяжеловесные сабы.
У небольшого «торчка» в районе тех же 500-600 Гц причина, очевидно, тот же выявленный выше локальный резонанс где-то в подвижке или подвесах. Но он принципиально ничего не меняет, так что просто отмечу как факт.
СЧ динамики Vibe BLACKAIR 3M. Пытаются прикинуться широкополосниками и тянутся вверх по частоте. Но нет, их лучше использовать как среднечастотники, отведя им диапазон не выше 4-5 кГц. А если брать наиболее линейный диапазон, то раздел с твитерами можно даже немного ниже поискать.
На нижнем краю диапазона искажения начинают расти лишь ниже 200-250 Гц, да и то неспешно, так что при установке Free Air сильно ограничиваться при поисках оптимального раздела полос нет необходимости – при обычной для 3-дюймового калибра настройке ФВЧ в районе 300-350 Гц динамикам будет работаться легко.
Твитеры Vibe BLACKAIR 1T. Достаточно ровная АЧХ, что говорит об отсутствии сильных резонансов самого купола. Близка к горизонтальной, так что при настройке фильтров в поканалке поведение обещает быть предсказуемым.
С понижением частоты обошлось без резкого роста искажений, так что свобода в настройке стыка полос имеется. В разумных пределах, разумеется.
Анализ работы коаксиальных динамиков Vibe BLACKAIR 6
НЧ/СЧ звено. Фактическое отсутствие центральной части диффузора, да ещё и «прикрытость» диффузора корпусом твитера немного снизили верхнюю граничную частоту, в остальном АЧХ мидбасовой части коаксиала повторила АЧХ мидбасового динамика компонентной модели. Включая тот же «овражек» в районе 500-600 Гц.
Твитеры. Твитер действительно похож на тот, что в компонентной модели, но иное окружение излучающего купола – и вот уже на АЧХ появляются признаки интерференции. Впрочем, наиболее значимый – в районе 2,5 кГц, а это всё равно за пределами рабочего диапазона.
Совместная работа НЧ/СЧ звена и твитера. Поскольку производитель решил дать свободу в стыковке полос, я немного поэкспериментировал. В комплект к отдельным твитерам идёт конденсатор с номиналом 2,2 мкФ, включил твитер коаксиалов тоже через него. Вот такая АЧХ получилась при включении ВЧ звена с прямой полярностью:
А вот такая – при противофазном включении (обратите внимание, как интерференция при сложении излучений меняют диапазон стыка полос):
Рекомендовать однозначно какой-то из вариантов не стану, это лучше выбирать по месту в зависимости от того, где и как будут установлены динамики.
Какого ожидать звучания, и как «готовить» акустику?
Vibe BLACKAIR 6MW. Выдают «подсушенный», но достаточно разборчивый и контролируемый бас. В глубину особо не лезут, хотя и откровенной легковесностью в мидбасовом диапазоне не страдают. Не зайдут разве что любителям совсем «жирного» баса.
Если распустить сверху в полную полосу, то звучат немного ярко, но в 2-полоске резать сверху высокими порядками не нужно – достаточно использовать ФВЧ 6 дБ/октава, чтобы немного «подровнять» область верхней середины, и тогда с твитерами этот динамик состыкуется нормально.
Vibe BLACKAIR 3M. Пытаются изобразить из себя широкополосники, но на верхах грубоваты, так что сверху их лучше подрезать, а ВЧ пускай играют твитеры.
СЧ диапазон достаточно ровный, с неплохим разрешением. Если поиграть разделом с твитерами, можно менять характер звучания в довольно широких пределах – от «холодного» до «тёплого» (категории условные, но, полагаю, понятны). Во многом свою роль в этом играет поведение динамика в районе 2-3 кГц, и то, как на эту особенность «ложатся» настройки кроссоверного фильтра.
И да, динамики однозначно лучше ставить Free Air. Формально в таком оформлении они могут играть от 150-200 Гц, но на деле отпускать их слишком низко не нужно. Предварительный вывод подтвердился и на слух – настройку подрезки снизу логично начинать в районе 300 Гц, ну а дальше – по ситуации.
Vibe BLACKAIR 1TW. Вполне живенькие и лёгкие верха с достойным для своей ценовой категории разрешением, по своей подаче достаточно нейтральны – без жёсткости или смягчения. Хотя тут, конечно, многое будет зависеть тоже от настройки стыка полос.
На удивление, даже в простейшем варианте параллельного подключения к 6MW через комплектные конденсаторы 2,2 мкФ получается достаточно интересное звучание – цельное и не «расслаивающееся». Вариант тоже можно взять на заметку.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Первым делом, серия BLACKAIR зайдёт тем, кто предпочитает лёгкое звучание с хорошей динамикой. Любители смягчённого и «тёмного» саунда проходят мимо, хотя и жёсткостью эта акустика тоже не страдает. Отзывчива, чувствительна, звучание на НЧ слегка «подсушено», и если подобрать чувствительный сабвуфер, от системы можно получить основательный и одновременно разборчивый бас.
Хорошо срастётся с усилителями небольшой мощности. Как вариант, можно использовать с теми же процессорными Hellion, причём за счёт чувствительности даже с начальными линейками (скажем, Hellion HAM6.80DSP, HAM8.80DSP или HAM4.8pinDSP) контроля будет вполне достаточно.
- Высокая чувствительность, не требует усилителей большой мощности
- Добротная конструкция динамиков на прочных литых корзинах
- Понравится тем, кто предпочитает лёгкое звучание с хорошей динамикой
- Не зайдут тем, кто ждёт от акустики тяжёлый сабвуферный бас
- В коаксиалах придётся заморочиться с включением твитера
Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2025 CarMus