Басовое «мясо» и компактность
Тест сабвуферных динамиков Oris UP1-10 и Oris UP1-12
Недавно Oris Electronics объявили о начале большого обновления линейки сабвуферов. Весной планируются модели в серии Element, заточенные под SQ (довелось видеть образцы с очень привлекательными возможностями, интересно будет оценить серийные модели). Но это в перспективе. А буквально в первых числах 2025 года в продажу вышла серия Uppercut – она имеет другую концепцию. Как гласит официальный пресс-релиз, сабы «нацелены на любителей музыки с мощной басовой составляющей». Иными словами, для тех, кто любит бас «потяжелее».
Планируется, что новая серия Uppercut постепенно заменит собой модели сразу нескольких уходящих серий, среди которых Hook и Lowkick. Она включает в себя модели трёх уровней – UP1, UP2 и UP3, построенные на моторах со звуковыми катушками 2,5, 2,75 и 3 дюйма, соответственно. Сегодня рассмотрю две модели с индексом UP1.
По данным официального сайта на момент теста, цена 10-дюймового Oris UP1-10 составляет 8000 рублей, а 12-дюймовый Oris UP1-12 стоит 8700 рублей. Это так, для понимания ценового уровня. Вполне доступно.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Рынок, конечно, суров, и чтобы уместиться в тесные ценовые рамки, приходится использовать стандартные комплектующие, поэтому сабы выглядят, чего уж там, немного скучновато.
Вся серия построена на стальных штампованных корзинах. Но довольно крепких – за счёт скруглений получилась высокая конструктивная жёсткость, да и на простукивание они оказались достаточно глухие. Причём вопросов не вызывали даже самые «злые» модели серии UP3 с 3-дюймовыми звуковыми катушками, а там моторы всё же потяжелее, чем в UP1 и UP2.
Диффузоры – проверенная временем непрессованная целлюлоза плюс пластиковые колпаки с рельефным логотипом. К слову, UP1 имеют подвесы с геометрией High Roll (не слишком широкие, но высокие), UP2 – более «губастые», а UP3 – и вовсе с радиальными утолщениями. Но речь сейчас не о них, а всё же об UP1.
Моторы у 10-дюймовой и 12-дюймовой моделей одинаковы, построены на 2,5-дюймовых звуковых катушках и сдвоенных 150-миллиметровых ферритовых кольцах.
Снял защитные кожухи, чтобы оценить геометрию мотора. Высота верхней шайбы магнитопровода составляет 8 мм – здесь она определяет высоту магнитного зазора. Судя по описанию, высота намотки звуковой катушки составляет 30 мм.
При таком соотношении в зазоре находится почти треть намотки, что должно положительно сказаться на контроле динамика усилителем. Нехитрыми вычислениями получается, что линейный ход диффузора (без выхода намотки из зазора) составляет по 11 мм в каждую сторону, т. е. полный контролируемый размах – 22 мм. Неплохо для «гражданского» саба.
Подводящие выполнены круглыми косичками и частично прошиты через центрирующую шайбу.
Измерение параметров и анализ работы динамиков
По своей концепции динамики действительно напоминают хорошо известные модели серии Hook – Oris HK-10S и HK-12S. Для начала сами циферки, потом коротко о том, что они означают.
Измеренные параметры Oris UP1-10:
- Fs (собственная резонансная частота) – 36 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 14 л
- Qms (механическая добротность) – 7,30
- Qes (электрическая добротность) – 0,55
- Qts (полная добротность) – 0,51
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 175 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 17,5 Тл м*
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,8 Ом*
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 84,0 дБ
Измеренные параметры Oris UP1-12:
- Fs (собственная резонансная частота) – 33 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 34 л
- Qms (механическая добротность) – 7,65
- Qes (электрическая добротность) – 0,57
- Qts (полная добротность) – 0,54
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 228 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 17,8 Тл м*
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,8 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 85,9 дБ
* - последовательное включение катушек
Итак, что имеем. Чтобы сабы меньше «чувствовали» объём воздуха внутри корпусов (читай – нормально работали бы в компактных корпусах), подвесы сделаны достаточно жёсткими. Чтобы резонансные частоты при этом не взлетели ввысь, подвижки пришлось утяжелять. А чтобы не упала чувствительность, моторы пришлось сделать достаточно сильными, но балансируя на тонкой грани – чтобы остаться в разумных ценовых рамках (в сабах финальную цену во многом задаёт именно вес моторов, и речь не только о себестоимости производства, но и о расходах на доставку более тяжёлого груза).
Идём дальше, ещё немного анализа работы динамиков. В ближнем поле (не больше 2 см от диффузора) снимаю амплитудную и фазовую характеристики излучения динамиков. По ним можно понять, «звенят» ли колпаки и диффузоры, и есть ли какие-то прочие резонансы в подвижках и подвесах. В принципе, все артефакты лежат далеко за пределами рабочего диапазона и не настолько сильны, чтобы привести к характерным «окрасам» басового диапазона.
По собственным гармоническим искажениям – в пределах допустимого, с понижением частоты КГИ достигает критических значений лишь на частотах ниже 30 Гц, где это уже не столь важно.
Расчёт акустического оформления и проба в деле
«Десятка» умеет играть в ЗЯ объёмом всего лишь 15 литров, причём даже без потери отдачи в салоне автомобиля (влияние салона, как обычно, учитываю по усреднённой характеристике Тома Ньюзена). А если хочется побольше баса (правда, ценой разборчивости, физику не обмануть), можно и фазоинверторный корпус соорудить – объёмы тоже невелики, и порт вполне вменяемых размеров получается.
«Двенашка» легко встанет в готовые корпуса самых распространённых объёмов, что можно только приветствовать. Причём если ЗЯ получается универсальным в жанровом плане, то ФИ понравится тем, кто ставит в приоритет не столько разборчивость, сколько глубину баса. Честно говоря, я тут тоже за ЗЯ, но мало ли.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Рассмотренные сабвуферы UP1 действительно можно считать преемниками упомянутых моделей Oris HK-10S и HK-12S. Понравятся тем, кто хочет получить не сухой аудиофильский бас, а массивный, весомый, с долей «жирка» и тактильно ощущаемыми ударами на ритмичной музыке. По крайней мере, в корпусах типа «закрытый ящик» они показывают себя именно так. Десятка – чуть пособраннее и поплотнее, двенашка – «пожирнее» и с возможностью забраться чуть поглубже. Вообще, я бы рассматривал ЗЯ как основное оформление для этих моделей, тем более, что объёмы требуются небольшие.
- Более чем умеренная цена
- Способность работать в корпусах небольших объёмов
- Жанровая универсальность при установке в ЗЯ
- Понравятся тем, кто хочет получить плотный, массивный бас
- Невысокая чувствительность – неизбежность для «компактных» сабов
Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2025 CarMus