Сегодня будет не просто «что-то на богатом», а своего рода технологический эксклюзив – совсем новый усилитель от Audiotec Fischer топового уровня и очевидный «камушек в огород» тем, кто до сих пор недооценивает D-класс. Итак, на детальном разборе – 2-канальный Brax Revelation RX2 PRO, разработанный совместно с PURIFI. Что такое Revelation – собственное имя усилителя или название будущей серии – толком не разобрался, да это на самом деле не столь важно. Важно другое – как этот усилитель оправдывает своё название.
Сходу, для понимания уровня, на момент теста цена Brax RX2 PRO – 425000 рублей. На российском сайте эта модель представлена только в чёрном корпусе, но вообще, есть ещё в серебристом. А для особых ценителей – ограниченная версия RX2 PRO Founders Edition за 475000 в цвете Midnight Blue и с более «богатой» табличкой. Ну а мы – люди простые, так уж и быть, посмотрим «обычную» версию. И заодно попробуем понять, за что в 2024 году усилитель получил награду EISA.
Очевидно, что подобные вещи на потоке не делаются, ко мне попал экземпляр с серийным номером 0023 – можно сказать, один из первых. Как и полагается, в индивидуальном деревянном кейсе.
Внутри – сертификат, мануал и, как и в случае с процессором Brax DSP, фирменный мерч в виде маечки (ну так, приятная мелочь для будущего владельца).
А ещё – целая папка с результатами измерений конкретного номерного экземпляра. К слову, измерения ровно те же, что обычно провожу и я в ходе тестов, что было даже неожиданно – редко какие производители их показывают. Чуть дальше приведу скрины этих листов.
В общем, начнём.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Усилитель имеет ровно такую же внешнюю компоновку, что и упомянутый процессор Brax DSP – с подключениями на длинных сторонах корпуса и массивными рёбрами по коротким сторонам.
Табличку при желании можно перевернуть – в зависимости от того, как того потребует конкретная инсталляция.
Впрочем, это всё внешняя сторона дела. Гораздо интереснее, что RX2 PRO входит с процессором в единую «экосисетму». Смотрите, усилитель может комплектоваться двумя видами входных модулей – с обычными аналоговыми входами и с цифровыми входами. Конкретно этот экземпляр под номером 0023 – с «цифрой». На выбор – коаксиал или оптика.
К сожалению, по информации от дистрибьютора, отдельно сами модули купить не получится, усилитель сразу заказывается в нужной комплектации. Хотя с нижней стороны корпуса напротив посадочных мест указаны оба варианта модулей – ровно так же, как это сделано и в процессоре.
Рядышком, опять же, как и в процессоре – дата выпуска конкретного экземпляра и подпись ответственного за сборку.
Но вернёмся к конфигурации. Зачем нужны цифровые входы? А в этом и есть одна из фич RX2 PRO. Если в качестве процессора использовать Brax DSP с цифровыми же выходами, можно построить систему без привычных аналоговых межблочных кабелей – все сигналы будут передаваться между компонентами исключительно в ноликах и единичках. Если быть точнее, то в формате SPDIF.
А самое интересное, что конкретно в этой связке (Brax DSP + RX2 PRO) громкость можно регулировать не на этапе обработки сигнала в процессоре (что неизменно приводит к потере детальности на малых уровнях громкости), а в самом усилителе, на этапе цифро-аналогового преобразования.
Технология называется DiSAC – Digital Signal Analog Controlled. Данные об уровне громкости, который должен выставить усилитель, процессор подмешивает в аудиопоток SPDIF и эта принятая информация декодируется уже входным модулем усилителя. Вот какие картинки рисует на этот счёт производитель в буклете к усилителю.
Идём дальше, забираемся внутрь.
Блок питания – один на оба канала.
Предохранители упрятаны внутрь, общий номинал – 100 Ампер.
Все ёмкости в первичке и вторичке набраны батареями из отдельных небольших конденсаторов по 1000 мкФ и 3300 мкФ. Элементы брендированы Audiotec Fischer.
Небольшой кулер упрятан в кожух, направляющий воздух между платой и верхней крышкой корпуса. Включается по необходимости, специально одеялком усилитель не накрывал, но в обычном режиме нагреть его до его срабатывания, признаюсь, не удалось.
Входные модули (напомню, конкретно в этом экземпляре у нас цифровые входы) построены на ЦАП Sabre ESS9039Q2M.
Усилительные части скомпонованы по обеим сторонам от входных модулей.
Немного неожиданно было увидеть на выходах реле открытого типа.
В слаботочной части замечены операционники OPA1612.
Силовые элементы, судя по всему, расположены с нижней стороны платы и поджаты к крышке корпуса, а драйверная часть и выходные фильтры скомпонованы сверху.
Параметры и характеристики
Редкий случай, когда придётся обойтись практически без собственных измерений. Во-первых, мой комплекс Audiomatica Clio заточен на усилители с аналоговым входом, а тут – цифра. Во-вторых, предоставленные производителем результаты измерений – не просто «средняя температура по больнице», а измерения конкретно этого образца. В-третьих, производитель снял ровно те же характеристики, что обычно снимаю и я. Разве что комплекс используется другой – Audio Precision APx555.
Максимум, что имело смысл посмотреть, – это спектр выходного сигнала. Или не имело, потому что чувствительности и динамического диапазона Clio хватило впритык, чтобы хоть как-то увидеть пару первых гармоник среди фонового шума, да и то только на небольшом уровне полезного сигнала, когда КГИ чуть выше. Если что, уровень второй гармоники -120 дБВ соответствует КГИ 0,001% (что, кстати, вполне соотносится с измерениями производителя, чуть дальше сами увидите). Для наглядности график пришлось даже поднять по вертикали относительно привычных измерений, т. к. шумовая полка получилась ниже -120 дБВ (из-за того, что вход комплекса пришлось немного загрубить, получилось близко к пределу динамического диапазона измерительного комплекса).
Дальше целиком перейду к результатам производителя. Вот так выглядит график распределения гармонических искажений по частотному диапазону. Снято при выходной мощности 10 Вт. Сначала – на нагрузку 4 Ом:
Затем – на нагрузку 2 Ом (при всё той же выходной мощности 10 Вт):
В результатах примечательны три вещи. Во-первых, внимательно смотрим на масштаб шкалы по вертикали – КГИ на уровне десятитысячных (!) долей процента. Не просто хороший, а прямо-таки редкий показатель. Во-вторых, столь низкий уровень искажений – не только на средних частотах, как это обычно бывает, а во всём частотном диапазоне. В-третьих, усилитель не особо-то и напрягается, если вместо 4-омной нагрузки ему подсунуть 2-омную – КГИ опять же стабильно ниже тысячной доли процента.
Дальше я обычно смотрю, что с гармоническими искажениями на разной мощности. И (какое совпадение) в документации к усилителю тоже есть эти характеристики.
На 4-омной и 2-омной нагрузке КГИ ведёт себя примерно одинаково – практически равномерен во всём диапазоне мощностей, подъём на малом сигнале несущественен – как раз до уровня тысячных долей процента, что как раз и позволило хоть как-то увидеть на спектре гармоники младшего порядка. Примечательно, что в диапазоне средних мощностей график относительно ровный, не ломаный, как это часто бывает у D-класса.
Ограничение выходного сигнала (если считать по общепринятому стандарту – по пересечению графиком отметки КГИ 1%) наступает при мощностях 305 Вт (на 4 Ом) и 540 Вт (2 Ом), т. е. силовой запас – более чем достаточный.
А что по звуку?
Разумеется, постарался оценить характер звучания RX2 PRO. Если коротко, его можно назвать не просто беспристрастным, здесь это беспристрастие возведено в абсолют. Нейтральность? Ну, кстати, тем, кто привык в звуке к «тёплому» и «мягкому», он покажется далеко не нейтральным. Попробую описать его характер, а вы уж сами решайте.
Во-первых, сходу обращает внимание разрешение. Звук точный, прозрачный, абсолютно не прилипает к динамикам акустики, усилитель не пропускает ни одной малейшей детали в записи. И это ещё при том, что на момент теста у меня уже не было на руках процессора Brax и, соответственно, задействовать технологию DiSAC возможности не было – громкость пришлось регулировать источником «в цифре». Т. е. усилитель уже показал серьёзные способности даже без 100-процентной реализации своих возможностей. Однако, серьёзная заявочка.
В этом смысле название усилителя (или всё же будущей серии?) начинает восприниматься несколько с иной стороны, Revelation переводится как «открытие», «раскрытие», «выявление», а в некоторых контекстах – вообще как «откровение». Действительно, присутствующие в записи микрозвуки (к слову, и особенности источника тоже) усилитель выявляет довольно нещадно.
Второе – это контроль. Вернее, вспомнилось слово, которое давно не было повода применять – гиперконтроль. Такое ощущение, что усилитель может работать с любой акустикой, не особо замечая «прилетающей» от динамиков противоЭДС. В описании указан демпинг-фактор больше 10000, хотя при современной схемотехнике этот показатель сам по себе уже мало что значит (с инженерной точки зрения). Как бы то ни было, на слух это выражается в очень хорошей артикуляции в басовом диапазоне. Признаться, даже мои полочники PSB, частенько вызывающие замешательство у усилителей попроще, Brax «держал» с редким контролем на НЧ.
Третье – это реальная широкополосность. В том смысле, что у него нет предпочтений, как у большинства других усилителей, – он универсален, и прекрасно работает и на НЧ диапазон, и на СЧ/ВЧ. Это, кстати, снимает вопросы о том, почему у RX2 Pro нет «коллег» – ни 4-канальника с меньшей мощностью, ни моноблока. Ну просто потому, что этого не требуется – усилительное звено системы можно целиком составить из RX2 Pro. В том числе и для сабвуфера: усилитель умеет моститься, выдавая (если судить по результатам измерений) на-гора на 4-омную нагрузку около киловатта.
Возвращаясь к тому, с чего начал – можно ли назвать такой характер усилителя нейтральным? Как по мне, слово «мониторность» всё же подходит лучше. Или кристальность. Или хрустальная прозрачность. Понятно, что всё это эпитеты на интуитивном уровне, но, надеюсь, передать общие ощущения всё же удалось.
Коротко по делу
Длинных выводов не будет. RX2 PRO – усилитель, который делает то, что и должен делать правильный усилитель – максимально точно повторять на своём выходе входной сигнал (в данном конкретном случае – предварительно получив его из «цифры») и исключать любые вопросы по взаимодействию с динамиком. По меркам автомобильного аудио – дорогой. По меркам домашнего High End сопоставимого уровня – бесстыдно дёшев. Если он в принципе вписывается в бюджет на систему, особо думать тут не о чем.
Другие статьи:
2015-2025 CarMus