Сегодня на изучении – совсем новый саб от Audiotec Fischer с одной примечательной фичей – возможностью самостоятельно настраивать параметры динамика (точнее, менять массу подвижной системы, что тянет за собой изменение других параметров) и тем самым получать дополнительную свободу в выборе характера баса. Сейчас даже не вспомню, было ли что-то подобное в олдскульных моделях (именно изменение массы), но сегодня это точно никто особо не использует. Так что саб, считаю, заслуживает особого внимания.
Модель носит длинный индекс Helix IQ W10-DVC2 и относится к линейке Impact, серия Q. На момент теста цена на официальном сайте дистрибьютора – 44900 рублей.
А вообще, кроме 10-дюймовой есть ещё 8-дюймовая модель саба с аналогичной концепцией – Helix IQ W8-DVC2 – она на текущий момент стоит 39900 рублей. А чуть позже ожидается 12-дюймовая модель, она ещё на стадии разработки. Это так, для информации.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Как и полагается сабу серьёзного уровня, собран на массивной литой корзине. Достаточно тяжёлый – почти десяток килограмм.
Материал диффузора необычен. Это «слоёный пирог» из стекловолокна и майлара. Подробностей, как и в каком порядке использованы эти материалы, описание не приводит, но внутри между слоями явно прослеживается сотовая структура.
А теперь – о самом интересном – о системе TMS (Tuneable Mass System). В комплекте идут три металлические шайбы (не магнитятся) массой 52 грамма каждая. Плюс крепёжные винты и запасное уплотнительное кольцо.
Центральный пластиковый колпачок у динамика можно снять – он держится как раз за счёт уплотнительного кольца. Под ним – чашка для добавочных грузиков. Под этой чашкой – как раз в месте сопряжения диффузора и каркаса звуковой катушки – имеется основание, в котором нарезана резьба для крепёжного винта.
Кладём в чашку нужное количество шайб и притягиваем их к основанию винтом.
Потом просто туго вставляем крышку на место. Всё плотно, через прокладки, никакого звона нет.
Теперь о моторе. Он тут достаточно массивный, на ферритовых кольцах 17 см суммарной высотой 4 см. Закрыт резиновым кожухом.
Осевой канал в керне закрыт внутри защитной сеткой.
Калибр звуковой катушки – 63 мм (ну или 2,5 дюйма, если так привычней). Подводящие прошиты змейкой для снятия лишних механических напряжений.
Снял кожух, чтобы оценить геометрию мотора. Толщина верхней шайбы магнитопровода – 10 мм, это немало. Смотрим описание, высота намотки звуковой катушки – 32 мм, т. е. вне зазора с каждой стороны находится по 11 мм. Описание приводит Xmax по 12 мм в каждую сторону, что, в принципе, допустимо – это значение предполагает небольшое падение BL в крайних положениях (начало выхода катушки из зазора). В любом случае, в зазоре находится почти треть намотки – это хорошее соотношение с точки зрения контролируемости динамика усилителем.
Ну и перед тем, как приступить к измерениям, коротко о том, что ещё есть в коробке. Во-первых, динамик идёт в комплекте с сетчатым грилем – довольно толстым и совсем не звонким. Он садится на фетровых прокладках в паз на фланце, получается достаточно плотно.
Во-вторых, в комплекте много разной мелочёвки – от зацепов для снятия того же гриля и шестигранного ключа для крепления грузов TMS и до винтов крепления самого саба с заранее нанесённым анаэробным герметиком. Плюс прокладка, причём даже не из вспененного материала, как обычно, а что-то вроде резины. Короче, приятная забота об аккуратности инсталляции.
Измерение параметров и характеристик
Описание приводит приличный набор параметров. Измерения показали неплохое совпадение с поправкой на необходимость чуть более длительной разминки (разве что расчётная опорная чувствительность с повышением массы подвижки закономерно снижается, но об этом ещё будет повод вспомнить). В общем, при расчётах оформления можно смело использовать параметры производителя.
Заявленные параметры Helix IQ W10-DVC2:
- Fs (собственная резонансная частота) – 38 Гц / 34 Гц / 30 Гц / 28 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 21 л
- Qms (механическая добротность) – 6,00
- Qes (электрическая добротность) – 0,46 / 0,52 / 0,61 / 0,70
- Qts (полная добротность) – 0,43 / 0,48 / 0,55 / 0,63
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 158 г / 211 г / 264 г / 317 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 17,8 Тл м*
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,8 Ом*
- dBspl (чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 86,0 дБ
Фактические параметры Helix IQ W10-DVC2:
- Fs (собственная резонансная частота) – 42 Гц / 36 Гц / 32 Гц / 29 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 17 л
- Qms (механическая добротность) – 7,10
- Qes (электрическая добротность) – 0,49 / 0,56 / 0,62 / 0,70
- Qts (полная добротность) – 0,46 / 0,52 / 0,57 / 0,63
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 152 г / 206 г / 259 г / 312 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 18,2 Тл м*
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,9 Ом*
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 86,3 дБ / 84,3 дБ / 82,8 дБ / 81,1 дБ
* - результат измерения при последовательном включении катушек
Как всегда, ещё немного анализа работы динамика. Использовал один из методов, описанных в руководстве Audiomatica Clio, – микрофон в ближнем поле, не более 2 см от диффузора.
Фазовая характеристика наглядно показывает набеги и отставания одних частотных составляющих относительно других. Гармонические искажения – дополняют картинку, показывая «трудные» для динамика диапазоны .
По результатам этих измерений примечательно появление в подвижной системе локального резонанса в районе 400-500 Гц при увеличении массы подвижки. Не думаю, что это приведёт к появлению какого-то окраса звучания, просто отмечу как факт. А вот низкие искажения в рабочей области частот – это хорошо. Ну и отмечу более уверенную работу именно на глубоком басе с повышением массы подвижки, что выглядит вполне логично.
Расчёт акустического оформления
Для каждого из четырёх вариантов параметров производитель предлагает по два варианта оформления – ЗЯ и ФИ. Причём без разброса допустимых объёмов, а вполне конкретные, и даже с готовыми размерами портов для ФИ. Для начала оценю, что из этого получается. Как обычно, влияние салона учитываю по усреднённой характеристике, предложенной в своё время Томом Ньюзеном.
По закрытому ящику – вообще никаких вопросов, причём моделирование наглядно объясняет, почему в параметрах самого динамика для всех вариантов TMS указана одна и та же чувствительность – просто каждый раз при добавлении грузиков отдача готового саба в салоне автомобиля подрастает. В итоге, с учётом опорной чувствительности, по отдаче все варианты действительно получаются близкими, разве что при добавлении грузов акцент каждый раз смещается в более низкие частоты. При подстановке измеренных параметров принципиально мало что меняется, так что по части ЗЯ вроде бы всё ясно.
А вот предложенные варианты ФИ поначалу кажутся немного непонятными и требуют пояснения. Навскидку, в каждом из них сабвуфер вроде бы норовит «выпустить пар» намного ниже, чем того требует музыка. Причём, чем больше добавляется грузов, тем ближе пик отдачи к инфразвуку.
На самом деле тут надо вспомнить, что для других своих сабвуферов Audiotec Fischer приводит вполне чёткие рекомендации по настройке сабсоника, который нивелирует появляющиеся горбы и приводит АЧХ к виду ровной «полки». Конкретно для IQ W10-DVC2 я такой рекомендации на сайте на момент теста не увидел, но всё говорит о том, что она должна появиться в ближайшем будущем. Так что для процессорных систем с возможностью гибкой настройки фильтров в сабвуферном звене вариант ФИ (как бы странно он ни выглядел на первый взгляд) можно иметь ввиду.
Проба в деле и выводы. Для каких задач выбирать?
Как обычно, попробовал динамик в своём тестовом ЗЯ, причём сначала в лабораторных условиях, а потом и в машине немного погонял в разных вариантах. В детали вдаваться не буду, но по результатам пришёл к трём важным выводам.
Первый вывод – сабвуфер понравится тем, кто любит «мясной», могучий, плотный бас. Хорошо оправдывает название линейки Impact (удар) и может использоваться даже в системах SQL/ESQ.
Однако жанрово он всё же универсален. Если не добавлять грузы, то можно даже сказать, что он достаточно «быстр» (хоть и не люблю я это слово применительно к низким частотам) и очень хорошо подходит для «гражданского» применения. По крайней мере, даже на агрессивном роке и метале бас-бочка колотит в грудь от души, не сливаясь в гулкую кашу с бас-гитарой – та тоже сохраняет разборчивость. Мне, например, этот вариант очень даже зашёл – без лишней сухости, но в то же время достаточно артикулировано.
По мере добавления грузов и увеличении объёма бас тоже «набирает массу» и «обрастает жирком». Это не лучше и не хуже, но появляется некая жанровая ориентация – приоритеты смещаются в сторону глубины и тяжеловесности. Например, электронная музыка начинает играть эмоциональней – приобретает эдакую дополнительную основательность, но вот на мощном роке бас становится «вязким» – тут более «лёгкие» варианты показывают себя интересней.
Второй вывод – саб очень требователен к усилителю. Причём если без добавочных грузов он работает как вполне обычная «десятка» с хорошей перегрузочной способностью, которой достаточно 500-600 Вт, то при добавлении грузов подвижная система становится инертнее, динамик настойчивее начинает пулять противоЭДС обратно усилителю, и тому справляться с таким сабом становится труднее. В самом «тяжёлом» варианте с усилителем меньше 1 кВт номинальной (RMS) мощности я бы к этому сабу даже не приближался.
Третий вывод – это, собственно, следствие из второго (или его дополнение). Поскольку при увеличении массы подвижки возрастают требования к способности усилителя контролировать нагрузку, то предпочтительным подключением обмоток саба становится вариант 4 Ом (последовательное соединение). Или по обмотке на каждый канал мощного 2-канальника (2 х 2 Ом). Да, конечно, ничто не мешает включить обмотки параллельно в 1 Ом, но это ухудшит демпфирование и скажется на качестве баса. А саб, меж тем, способен на многое, главное – постараться реализовать его возможности.
- Система TMS – способ менять характер баса не только оформлением
- Универсальность – от быстрого рока до электроники с могучим басом
- Солидная конструкция, добротный гриль в комплекте
- Хорошая комплектация с заботой о мелочах
- Приличный запас по подводимой мощности
- Требовательность к силовым способностям усилителя
Другие статьи:
2015-2025 CarMus